Файл: Книга первая и пусть страданье и отрада.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явления лучше всех прочих систем знаний, данная парадигма образует вокруг себя определенный круг ученых, которые и составляют это научное сообщество.

Какое-то время парадигма является господствующей, преобладающей надо всеми остальными. Однако очень скоро наступает ее кризис, вызванный обилием накопившихся «аномальных» фактов или проблем, неразрешимых в ее рамках. Тогда начинают создаваться новые парадигмы, которые яростно и ревниво оспаривают друг у друга право первенства. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново. Полное торжество новой парадигмы наступает только тогда, когда представители старых парадигм сойдут со сцены, а на их место придут молодые ученые, с легкостью воспринимающие новые идеи.

Лично мне, здесь вспоминаются не Галилео Галилей или Джордано Бруно, гонимые и уничтожаемые церковниками, но скорее Гиббс, Майер или Больцман. Словом те, кого травили и высмеивали «свои же». Так Майер, в обстановке травли и одиночества, пытаясь покончить жизнь самоубийством, выбросился из окна, (правда, остался жив). А вот Больцману свести счеты с жизнью удалось, и его идеи получили признание только спустя несколько лет после его самоубийства.

«Друг мой, — признавался перед смертью Ломоносов академику Штелину, — я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы академии, и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».

Примерно то же самое писал и П. Н. Лебедев, известный русский физик. Прошло полтора столетия со времен Ломоносова, но «ломоносовские» условия работы, «когда сотнями гибнут творческие замыслы и великие идеи, а если что и достигается, то достигается вопреки им», сохранились. Нель­зя не вспомнить и про генетику с кибернетикой, так рьяно объявлявшиеся в свое время лженаукой.

Очень интересный пример научной инертности и ограниченности приводит Ф. Ю. Зигель. В 1772 году Парижская академия наук за подписью великого Лавуазье опубликовала документ, в котором утверждалось, что «…падение камней с неба физически невозможно». И когда падение метеорита все же было засвидетельствовано, причем весьма солидными очевидцами, – муниципалитетом и мэром, – академик Бертолле воскликнул: «Как печально, что целый муниципалитет заносит в про­токол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физикой, но и ничем другим разумным этого объяснить нельзя».


Подобные «промахи» встречаются в истории Науки сплошь и рядом. И очень прискорбно, что ее апологеты закрывают на это глаза, выставляя напоказ лишь научные «победы и достижения». Такой подход не идет на пользу ни Науке, ни простым обывателям. Первая начинает считать себя непогрешимой и всезнающей, а вторые вынуждены за это заблуждение расплачиваться.

Высказывая все это, я ни в коей мере не хочу хоть сколько-нибудь принизить значение и ценность научного подхода в вопросе постижения объективной реальности. Просто научное видение мира не единственно возможное и далеко не исчерпывает всего многообразия мироздания. Кроме того, сама «научная картина мира» непрестанно меняется, а потому абсолютизировать ее, по меньшей мере, неразумно. Сегодня Вселенная, с ее тайнами и законами, представляется нам такой, а завтра она может предстать перед нами в совершенно ином виде. И если от пережитков антропоморфизма научные взгляды в значительной мере свободны, то выйти за рамки человеческой логики, за рамки нашего разума Наука, увы, просто не в состоянии.

Впрочем, от нее этого и не требуется. Со своими обязанностями она прекрасно справляется, а вот нам с вами, если мы действительно хотим развиваться и совершенствоваться, нужно идти дальше как антропоморфных образов, так и рациональных суждений. Ведь ни чувством, ни воображением, ни даже разумом восприятие реальности не ограничивается. Человек способен на неизмеримо большее! Объясню почему.

Всем вам, наверняка, известно, что ребенок, взятый из племени дикарей, стоящих на самой низшей ступеньке социального развития, и обучаемый в соответствии с нашими, так называемыми «европейскими» стандартами, вырастает вполне цивилизованной личностью. А вот детеныши даже самых высокоразвитых видов животных, обезьян или полуобезьян, так и остаются на уровне животного, как ты их ни воспитывай. По своим психическим возможностям наши далекие предки, жившие около сорока тысяч лет назад, по сути дела ничем не отличались от человека современного. А вот между человеком и животным лежит непреодолимая пропасть.

Все дело в том, что здесь, как нельзя лучше, проявляется действие диалектического закона «перехода количества в качество». Став в те далекие времена Человеком Разумным, человек стал им сразу и в полном объеме. А в процессе всей последующей истории он только реализовывал то, что уже имел. И потенциал этот исчерпан далеко не полностью. Каждый из нас обладает такими возможностями, о которых большинство современных людей абсолютно ничего не знает, (как рядовой кроманьонец не знал о «научном образе мыли», хотя и мог бы, в отличие от обезьяны, мыслить «научно», научи его кто-нибудь этому), и которые станут обыденными для человека в очень и очень далеком будущем.



Если вы помните, в любой эволюционной волне есть свои «опережающие» и «отстающие». Об «отстающих» мы уже говорили, а «опережающие» это те, кто открывает в себе способности, которые основной массе существ данной эволюционной волны откроются еще нескоро. В древности такие люди становились колдунами, шаманами, жрецами… Затем мыслителями или философами. Словом, личностями, резко выделяющимися на фоне своих соплеменников и обладающими, по сравнению с ними, значительными преимуществами. Есть такие люди и среди нас. Но главное, что этими «скрытыми» способностями обладает каждый! И единственное что нужно, это суметь реализовать их. Сделать это непросто, но можно. Теперь вы понимаете, что я имел в виду, утверждая, что разум еще не наивысшая точка развития человеческих способностей и что человек способен на большее?..
Итак, давайте вновь зададимся извечным вопросом: «что же такое Человек?». Человек, прежде всего, как существо духовное. Ясно что, как и по любому другому фундаментальному вопросу, на этот счет существует бесчисленное множество всевозможных теорий и мнений. Я очень долго думал, какую же точку зрения предложить вам в качестве своеобразной «опоры», отталкиваясь от которой, вы сами смогли бы построить свою собственную «теорию Человека». Ведь важно не просто разобрать поставленную перед нами проблему, но рассмотреть ее в том ракурсе, насколько и как ее решение поможет вам в дальнейшем извлекать максимальную пользу, прежде всего в практическом плане.

Свой выбор я остановил на уже упоминавшейся ранее книге «Евангелие от Морфея». И дело здесь даже не в том, что ее автор рассматривает человека в процессе его активного взаимодействия с объективным миром, (хотя и это весьма существенно). Более важным мне показался тот факт, что в предлагаемой теории человек берется не как нечто статичное, законченное и изолированное от общего эволюционного процесса, но человек, как своего рода переходное звено от мира животного к миру существ, стоящих на эволюционной лестнице ступенькой выше, чем он сам. Оглядываясь назад и устремляя взор в будущее, мы сможем понять собственную природу несравненно глубже чем, если будем воспринимать себя эдаким «венцом творения», стоящим особняком от эволюции всех прочих существ и неспособным ни к внешнему, ни к внутреннему изменению.

«Эта теория, — говорит автор «Евангелия от Морфея», — подразуме­вает не отдельно взятого человека, как такового, а индивида, в цикле его реинкарнационного развития.


Всего, от животного состояния и до существа, более со­вершенного, чем он сам, человек проходит через четыре стадии состояния сознания. Первая стадия, это стадия «вынужденного Труда». Здесь человек, впервые отделившись от животного царства и осознав свое «Я», начи­нает целенаправленно воздействовать на окружающий его мир, побуж­даемый к этому внешними, объективными причинами. Он трудится, производит, обрабатывает материал, предоставленный в его распоряжение при­родой. Такой человек ничего не замечает и не хочет замечать вокруг себя, кроме того, что непосредственно касается его «делания».

Шаг за шагом, жизнь за жизнью, индивид проходит свою первую стадию от начала до конца, и вот он оказывается на стадии номер два. Здесь он вдруг осознает, что вокруг него находится целый мир. Непостижимый, прекрасный, загадочный!.. Человек приходит в изумление, он поражен! И тогда он начинает восторгаться этим миром, воспевать его, наслаждаться тем, что этот мир есть. Грубый «вынужденный» труд он оставляет людям первой ступени, а если и выполняет его то, как неприятную, суровую необходимость. Человек переходит к «эстетическому созерцанию». Именно так называется данная стадия.

Но жизнь сменяется жизнью, и вот, простое созерцание мира человека больше не устраивает. Он испытывает жгучую потребность узнать, как этот мир устроен, почему что-то происходит так, а что-то иначе. Он начинает изучать окружающую его действительность. Это стадия «познавателя», философа и ученого.

Изучив же и познав, (в той мере, насколько это было возможно и необходимо), этот созданный Кем-то мир, человек достигает четвертой, наивысшей стадии. Стадии «творца», стадии гения. Виток спирали замыкается, он снова начинает «делать», но теперь это не суровая необходимость, обусловленная чем-то внешним, а страстная внутренняя потребность. Теперь это не просто «обработка» материала, но возвышенное и одухотворенное творчество!..»

Мы уже говорили, что условно человеческое существо можно подразделить на три основные уровня: физиологический, эмоциональный и интеллектуальный. В любом без исключения человеке присутствуют все три перечисленные элемента. Однако, в зависимости от степени развития, доминирующим оказывается либо первое, либо второе, либо третье. Основываясь на этом, вы можете, без особого труда, определить на какой именно из четырех ступеней развития вы в данный момент находитесь.


Если вы инертны и пассивны, если весь круг ваших интересов сводится к проблемам материально-бытового характера, если вы получаете удовлетворение от физического труда, либо от механической, не требующей приложения творческих усилий интеллектуальной деятельности, значит, согласно представленной теории, вы являетесь «производителем». Если вы человек импульсивный, восторженный, если эмоциональное начало преобладает в вас над началом интеллектуальным, если вы тяготеете к искусству или поэзии, все это говорит в пользу того, что на данном этапе вашего индивидуального развития вы проходите стадию «созерцателя».

Для «познавателей» будет свойственным склонность к аналитической деятельности, стремление разобраться в самой сущности заинтересовавшего их предмета. Перед такими людьми постоянно встают вопросы: «почему?», «как?», «зачем?»… Это мыслители в полном смысле данного слова. Четвертый, наивысший уровень, подразумевает гармоничное сочетание всех предыдущих качеств и, в то же время, полное преобладание над ними. Впрочем, подобные гении, или «творцы», встречаются крайне редко.

Пытаясь определить, к какому из четырех типов относитесь вы, или кто-либо из вашего окружения, никогда не забывайте о двух вещах. Во-первых, каждая ступенька включает в себя, как бы в миниатюре, все четыре этапа, (всю «лестницу»). А это означает, что нет ни «чистых» познавателей, ни созерцателей, ни производителей. Каждый из нас, в какой-то мере, является всем этим сразу. Таким образом, более уместными оказываются определения типа «созерцатель-познаватель», или «познаватель-производитель». А во-вторых…

Во-вторых, социальная организация нашей жизни весьма далека от совершенства. И поэтому очень часто человек занимает совершенно чуждую ему социальную нишу. Или, говоря другими словами, является совсем не тем, кто он есть на самом деле. Так, если хорошенько присмотреться, можно с удивлением обнаружить «познавателя» в дворнике или шофере и, напротив, «производителя» в директоре крупного коммерческого предприятия или творческом работнике. Нельзя игнорировать и различия между мужчиной и женщиной. Несмотря на бурное развитие в современном обществе процессов женской эмансипации и феминистских движений, женщина остается женщиной, а мужчина мужчиной. Все это нужно учитывать.

Помимо прочего, с точки зрения теории «Четырех Сту­пеней», структура нашего общества представляет собой нечто вроде пирамиды: на одного «творца» приходится, скажем, десять «познавателей»; на одного «познавателя» – десять созерцателей; а на каждого «созерцателя» по доброму десятку «производителей». Таким образом, подтверждается хорошо известное правило, гласящее, что менее совершенные в эволюционном плане формы присутствуют вокруг нас в большем количестве, чем формы продвинутые, и служат своеобразным «материалом» или фундаментом для развития последних. Поэтому не удивляйтесь, если обнаружится, что сплошь и рядом вас окружают «производители» или, в лучшем случае, «созерцатели». Просто их несравненно больше, так как именно они образуют основание пирамиды.