Файл: Книга первая и пусть страданье и отрада.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 571

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главным в любой религии является ее внешняя фор­ма, ее каноны и обряды, ее культ. Имея в своем арсе­нале обширнейшие знания и богатейший опыт, накоп­ленные многими поколениями людей, религиозные идео­логи объявляют себя монополистами на этот колос­сальный багаж, присваивая себе единоличное право трактовать или комментировать имеющиеся в их распоряжении «истины». При необходимости вам будут даны готовые ответы на любые, даже самые сложные и неразрешимые вопросы. Правда, с одним непременным условием – принять эти ответы вы должны безогово­рочно, не критикуя, в том виде, в каком они подаются. Именно в этом заключается специфика «религиозной веры», и именно это ставит религию в современном нам мире на грань вырождения. Об этом свидетельствует сама история.

Когда-то, очень давно, религиозное сознание явля­лось доминирующим. Оно насквозь пронизывало как общественное или групповое, так и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадали с этничес­кими, а религиозная деятельность являлась важнейшим компонентом общей социальной деятельности. Власть религиозная и светская соединялась в одних и тех же руках. Однако постепенно положение вещей изменя­лось. Светское сознание продолжало существовать бок о бок с религиозным, но зависело от него уже не так жестко. Этнические и религиозные общности все больше диф­фе­ренцировались.

Сегодня религиозное сознание зани­мает второсте­пен­ное место в сознании общественном, а религиозные отношения являются лишь частным видом социальных отношений. Элементы религиозного культа для сред­не­го человека становятся не более чем экзо­ти­кой, модной причудой. Доминируют системы других идей – эконо­ми­ческих, политических, философских, научных…

Стало ясно, что религиозность и духовность далеко не одно и то же. Духовность есть возвышение интел­лек­та и чувствований, самосознание и самопознание, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала… наконец, творчество! Разве могут все эти качества реализоваться в организациях, являющихся авторитар­ными по своей сути, требующих признания абсолют­ности их лидеров, положений, идей; в организациях, которые склоняют своих членов стать безропотным стадом, так называемой паствой?!.

Вместо того, чтобы помогать человеку развиваться нравственно и духовно, вместо того, чтобы стимули­ро­вать его к активным действиям, религия разными спо­собами пытается компенсировать, восполнить его огра­ни­ченность и бессилие, как в плане перестройки соз­нания, так и в плане изменения объективных условий существования, обрекая его тем самым на пассивное прозябание. К подобным выводам, размышляя над сущностью религии, приходили очень многие мысли­те­ли. Да не за это ли был отлучен от церкви Л. Н. Тол­стой, человек глубоко верующий, но отрицавший необ­ходимость посредничества между Богом и Человеком в лице церкви?!.


Зачем ты все это рассказываешь? — спросил меня как-то один мой знакомый. — Для простого человека, нежела­ющего забивать голову разными философствова­ни­ями, религиозность является единственным проявле­ни­ем духовности. Ты хочешь отобрать у него надежду на высшую Справедливость, надежду на будущее Спасение?..

Господи, что за вздор? Конечно же, нет! Я не собира­юсь выбивать костыли у хромого или безногого. Моя цель – заставить отказаться от инвалидной коляски того, кто в ней совсем не нуждается. Ни один обыва­тель, опускающийся на колени перед иконой только ради того, чтобы вымолить себе здоровье или улучшить свое благосостояние, спешащий на исповедь в надежде получить отпущение грехов, (кото­рых, несмотря на это, с каждым днем становится все больше и больше), подающий милостыню, чтобы лишний раз сказать себе: «какой ты хороший!», или почувствовать свое превос­ход­ство, меня не услышит. Эта книга никогда не окажется у него в руках, ибо «поиски Бога» его не интересуют, а развиваться духовно он совсем не стремится. Кроме того, не следует отож­дест­влять духовность и «благочестие». Те, к кому я обращаюсь, уже и сами поняли, что религия вряд ли сможет помочь им. Именно им важно подсказать, в каком направлении следует двигаться. У Макса Генде­ля, к которому мы уже обращались в предыдущей гла­ве, есть замеча­тельное, необыкновенное по своей глуби­не выска­зывание.

«Становление человека, — говорит он, — осущест­вляется в четыре великих шага. Сначала над ним работают извне, без осознания им этой работы. Затем он помещается под руководство божественных послан­цев и королей, которых он видит и командам которых должен подчиняться. Затем его учат чтить команды Бога, которого он не видит. Наконец он поднимается над всеми командами, чтобы стать законом для самого себя и, преодолев себя, по своей доброй воле, жить в гармонии с Законом Природы, который есть Закон Бога.

Аналогичным образом человек поднимается к Богу. Вначале он поклоняется и приносит жертвы Богу, ко­то­рого начинает чувствовать, из страха, желая умилос­ти­вить Его. Затем, он смотрит на Бога как на «дающего все вещи», надеясь получить от Него материальные блага здесь и сейчас. Он приносит жертвы из корысто­лю­бия, ожидая, что Бог отплатит сторицей, или чтобы избегнуть быстрого наказания чумой, войной и т.д. После этого его учат поклоняться Богу молитвой и праведной жизнью, учат культивировать в себе веру в Царствие Небесное, где он будет вознагражден

в буду­щем, и воздерживаться от зла, чтобы избегнуть буду­ще­го наказания в аду. Наконец он приходит к моменту, когда может поступать правильно без всякой мысли о награде, взятке или наказании, а просто потому, что «правильно поступать – правильно». Он любит справед­ли­вость ради самой справедливости и стремится руководствоваться ею в своем поведении, независимо от сиюминутной выгоды или страдания, или от болез­нен­ных результатов в каком-то будущем».
Высшим проявлением веры является вера в Абсолют, как наивысшую, всеобъемлющую идею. А высшей точкой веры в Абсолют будет такое состояние, при котором локали­зованное во времени и пространстве челове­чес­кое «Эго» ощущает свою связь с Богом. Что бы ни делал человек, проникшийся такой верой, он будет действовать не ради удовлетворения своих потребностей, но ради удовлетворения потребностей Божествен­ных, ради достижения наивысшего совер­шен­ства…
На первый взгляд подобное утверждение кажется какой-то нелепостью. В самом деле, какая разница, что именно я буду думать, заколачивая гвозди, — что делаю это «для Бога», или что делаю это ради достижения определенной личной выгоды?!. Но не торопитесь с выводами. Внутреннее отношение к выполняемой нами деятельности, оказывает на последнюю ничуть не мень­шее влияние, чем наше мировоззрение на образ всей нашей жизни. Невозможно стать полноправным хозя­ином своей судьбы, не понимая, ради чего ты живешь, не зная высших законов, управляющих этой жизнью, и ограничивая свои интересы удовлетворением сиюми­нут­ных инстинктивных импульсов. Точно так же, чем бы ты ни занимался, невозможно добиться совер­шен­ства, выполняя ту или иную работу только ради ее ре­зуль­татов, не испытывая удовлетворения от самого про­цесса деятельности, и не понимая куда, в конечном итоге, направлены все наши устремления.

Попробуйте практиковать этот простой принцип и результаты не заставят себя долго ждать. Очень скоро вы заметите, как начнет изменяться ваше отношение к деятельности. Самые простые, давно утратившие ка­кую-либо привлекательность, повседневные дела пред­станут перед вами совершенно в ином свете. Неудачи и разочарования больше не будут вызывать у вас раздра­жение, депрессию или иные негативные чувства. Ваша деятельность станет одухотворенной. Ведь все, что вы делаете, вы делаете для Бога, а все, что вы получаете, вы получаете тоже от Бога. Ваша деятельность не уны­лый труд, вызванный суровой необходимостью и направленный на удовлетворение каких-то малозна­чительных, ничтожных потребностей. Ваша деятель­ность – своеобразный диалог с самим Абсолютом.


Что от вас требуется? Сущий пустяк! Жить и дейст­во­вать, постоянно ощущая присутствие Бога. Это неве­ро­ятно просто. Ведь понимаете же вы на уровне интел­лекта, что Бог есть то всеобъемлющее, что пронизывает каждую точку пространства и каждое мгновение вре­мени. Бог не где-то там, за облаками, Он везде и во всем. В то же время, Он ближе к вам, чем любая из ок­ру­жающих вас вещей, ближе, чем ваше собственное тело. Потому что ваша душа – крохотная частичка Его души, а ваше тело – частичка Его тела. Сначала просто осознайте это, а осознав, попытайтесь чувствовать. Ну а, почувствовав, начинайте жить в соответствии с этим не­обык­новенным, ни с чем несравнимым чувством.

Не ждите никакой награды. Присутствие Бога в душе само по себе величайшая из наград! Испытав на себе то, о чем идет речь, вы убедитесь, что это дейст­ви­тель­но так. Не важно кто вы по происхождению или профессии, не важно, какое у вас образование. Для Господа ваша жизнь и все то, что вы делаете – бесцен­ны! Продолжайте заниматься тем же, чем занимались раньше, но добавьте к этому осознание того, что в ре­зуль­татах вашей деятельности нуждаетесь не вы, в этих результатах нуждается Он. А раз это так, отныне в каж­дом своем поступке вам необходимо стремиться к совершенству. Будьте искренни, будьте предельно доб­рожелательны и спокойны. Мир – это Храм Господень, а ваша жизнь, ваша деятельность – служение в этом Храме. Все, что вы делаете, направлено на улучшение Абсолюта, а все, что Он делает по отношению к вам, направлено на улучшение вас. Элементарная, казалось бы истина, но как часто мы о ней забываем!

То, что происходит с практикующим «метод предан­ного служения», (Бхакти-йога), похоже на чудо! Он преображается, как духовно, так и физически. Жизнь его превращается в бесконечный праздник, душу начи­нает переполнять ощущение счастья. Человек неожи­дан­но замечает ту высшую Гармонию, в соответствии с которой живет вся Вселенная, а заметив Гармонию, он гармонично организовывает свою собственную жизнь. Разумеется, такой человек добивается несравненно большего, чем тот, кто продолжает жить, руковод­ствуясь принципами сиюминутной личной выгоды.

Не хочу показаться банальным, но не могу не напом­нить, что счастье находится не снаружи, а внутри нас. Один может быть счастлив, живя в бочке, а другой оста­нется глубоко несчастным, имея в своем распоряжении громадный дворец. Счастлив тот, кто ощутил Гармонию всего сущего и позволил своей душе резонировать в соответствии с этой Гармонией.
Удача станет уделом того, кто внутренне, (то есть в своей душе), воспринимает любую(!) ситуацию с радостью, даже если на первый взгляд она не несет ничего, кроме боли и горечи, а внешне, (то есть в своих поступках), стремится добиться всего самого наилучшего, никог­да не останавливаясь на достигнутом. Придер­живайтесь этого правила, и ваши мечты очень скоро смогут стать реальностью.

Громадное, сравнимое по своей мощи разве что с извержением вулкана, преимущество человека, занятого «преданным служением», перед всеми остальными людьми заключается в том, как он реагирует на пости­гающие его время от времени неудачи и разочарования. Именно реакция на неудачи определяет то, куда идет человек – к вершинам успеха или же в бездну отчаяния. Если вы еще не знакомы с Библией, обязательно от­крой­те Ветхий Завет и прочитайте Книгу Иова. Вся ее духовная сила, вся ее суть выражается через незамыс­ло­ва­тый, впоследствии тысячи раз использованный в литературе сюжет.

Некто именем Иов безумно любил своего Бога и жил, строго соблюдая все Его заповеди. Как и должно было быть, за любовь и послушание Бог платил пра­вед­нику той же монетой. У него было всё, о чем только мог помыслить ветхозаветный человек. Дела его процве­та­ли, а на жизненном горизонте не было ни единого облачка, способного омрачить его радость. Но вот од­наж­ды к Богу приходит дьявол. «Что толку от такой праведности? — говорит он. — Ты даешь Иову всё, поэтому неудивительно, что он Тебя так чтит. Испытай его веру. Вручи мне на время власть над ним, чтобы я мог лишить его всех благ, которые Ты ему дал, и тогда посмотрим, останется ли он верным Тебе».

И вот, в одно мгновение, жизнь Иова переменилась. Дела его пришли в упадок, тучные некогда стада пали, а сам он заболел самой ужасной в то время болезнью, проказой. Казалось бы, что оставалось делать Иову, как ни впасть в отчаяние и ни начать хулить Бога, так веро­лом­но обошедшегося с ним, несмотря на всю его пра­вед­ность?! Именно так поступил бы любой другой на его месте. Однако Иов, вопреки всему, оставался твер­дым и непоколебимым в своей вере. Козни дьявола пропали даром и Бог возвратил праведнику всё, что на время у него отнял, в несколько раз увеличив его благосостояние.

Такова фабула повествования. Суть же его, как вы, на­вер­ное, догадались сами, заключается в том,