Файл: Учебнометодическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности 125 01 07 Экономика и управление на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
195 товар будет отгружен. Именно поэтому при прочих равных услови- ях импортер заинтересован в снижении цены получаемого товара для компенсации возможных дополнительных расходов и потерь.
При инкассовой форме расчетов значительную долю риска несет экспортер. Отгружая товар, он в течение определенного периода времени ожидает поступления денег от импортера. При этом экс- портер предоставляет импортеру своеобразный беспроцентный кредит или рискует недополучить указанную в контракте сумму и поэтому заинтересован в увеличении цены товара для компенсации возможных дополнительных расходов или потерь.
2.7.6. Учет условий поставки по внешнеторговым ценам
При заключении внешнеторговых сделок используется совокуп- ность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности сторон по доставке товара, устанавливают момент пе- рехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. В них оговариваются расходы, которые несут сторо- ны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Эти рас- ходы могут составлять до 40–50 % цены товара и включать затраты по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка), погрузке товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика различными видами транспорта, перевоз- ке товара от пункта отправления до основных перевозочных средств, погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспортера, транспортировке товара международным транс- портом, страхованию и хранению груза в пути, при перегрузке и перетарке, выгрузке товара в пункте назначения, доставке его от пункта назначения на склад импортера, оплате таможенных по- шлин, налогов, сборов при переходе таможенных границ.
Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включают- ся в цену товара. Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уро- вень контрактной цены.
Базисные условия поставки длительное время вырабатывались международной торговой практикой и сегодня отражены в системе
Инкотермс (International commercial Terms). Они упростили и во многом стандартизировали экспортные и импортные операции. Си-
196 стема Инкотермс не является обязательной, но представляет собой международные правила для разъяснения наиболее часто использу- емых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума различия в интерпретации этих терминов в различных странах, портах, сферах торговли, обусловленные сложившимися торговыми обычаями.
В системе Инкотермс торговые термины сгруппированы в четы- ре различные базисные категории E, F, C и D.
Группа Е включает условия EXW (франко-завод), согласно ко- торым импортер получает готовый к отправке товар на складе
(предприятии) экспортера. Экспортер не отвечает за погрузку това- ров на представленное покупателем транспортное средство или за очистку товаров от пошлины на экспорт. Импортер несет все расхо- ды и риски в связи с перевозкой товаров с предприятия экспортера к месту назначения сверх оговоренной в договоре цене. Вид транс- порта здесь не имеет значения.
В группу F входят условия FCA, FAS и FOB, согласно которым экспортер обязан доставить товар до транспортных средств, указан- ных импортером. Продавец считается выполнившим обязательства по поставке с момента передачи товара в согласованном пункте или порту перевозчика, включая морского перевозчика (или размеще- ния товара вдоль борта судна). С этого момента экспортер несет риски случайной утраты или случайного повреждения товара.
По условиям FCA (свободно у перевозчика) цена включает расхо- ды по доставке товара перевозчику в обусловленное место или пункт, затраты, связанные с таможенными формальностями, а также оплату всех пошлин, налогов и других официальных сборов, выплачиваемых при экспорте товара. Выбор места поставки влияет на обязанности по погрузке и разгрузке товаров в этом месте, если поставка осуществ- ляется в помещении продавца, продавец несет обязанность расходы по погрузке. Если поставка производится в другом месте, продавец не несет обязанности и затраты по разгрузке. Этот термин использу- ется при перевозах различными видами транспорта.
FAS (свободно вдоль борта судна) означает, что в цену включа- ются все расходы по доставке товара и размещения его вдоль борта судна на причале или на лихтеpax в согласованном порту отгрузки.
Продавец несет затраты по выполнению таможенных процедур, не- обходимых для вывоза товара.
197
При условиях FOB (свободно на борту) импортер несет все рас- ходы и риски гибели или повреждения товара с момента, когда товар передан через поручни судна в согласованном порту отгрузки. В це- ну включаются все расходы, связанные с таможенными формально- стями, необходимыми для вывоза, а также все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при вывозе. Условия
FOB и FAS используются при перевозках водным транспортом.
В группу С входят условия CFR, CIF, СРТ и CIP. В цену на условиях CFR (стоимость и фрахт) включаются все расходы по то- вару до момента, когда он поставлен на борт судна в порту отгруз- ки, в том числе стоимость погрузки товаров на борт и любые сборы по разгрузке в порту выгрузки, которые взимаются судоходными линиями при заключении договора перевозки, стоимость фрахта, а также расходы, связанные с таможенными формальностями, необ- ходимыми для вывоза, все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при экспорте.
Условия CIF (стоимость, страхование и фрахт) предполагают те же затраты, что и при условии CFR, но с дополнением стоимости морского страхования для устранения риска гибели или поврежде- ния товара при перевозке. Экспортер за свой счет заключает дого- вор страхования и выплачивает страховщику страховую премию.
При этом соблюдаются условия минимального страхового покры- тия, если иной уровень страхования не следует из контракта купли- продажи. Условия CFR и CIF используются только для перевозок товара морским или внутренним водным транспортом.
СРТ (перевозка оплачена) означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до согласованного места назначения, несет расходы, связанные с таможенными формальностями, необ- ходимыми для экспорта, а также все пошлины, налоги и другие официальные сборы, выплачиваемые при вывозе.
CIP (перевозка и страхование оплачены до) в отличие от СРТ дополнительно включает стоимость страхования товара при пере- возке как и по условиям CIF. Термины CIP и СРТ используются при перевозках любыми видами транспорта.
Если условия поставки группы С доказывают отправку товара, то условия группы D фиксируют прибытие товара и включают та- кие виды, как DAF, DES, DEQ, DDU, DDP; Согласно условиям
DAF (доставлено до границы), DES (доставлено с судна), DDU (до-
198 ставлено в указанное место назначения без оплаты пошлины) про- давец не должен осуществлять таможенные операции по ввозу, в то время как по условиям DEQ (доставлено на пристань) и DDP (до- ставлено с оплатой пошлины) он осуществляет эти операции. Усло- вия DES и DEQ применяются только при перевозке водным транс- портом.
2.7.7. Система ценовых скидок, используемая
при определении контрактной цены
Гибкость и множественность внешнеторговых цен обеспечивает система различных скидок, величина которых зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений между экс- портером и импортером, конъюнктуры рынка и других факторов. В практике международной торговли используется более 20 видов различных скидок. Наибольшее распространение получила так называемая скидка на количество изделий в партии (или скидка на серийность). Ее размер может достигать 25–30 % стоимости заказа.
Достаточно часто используется бонусная скидка (или скидка за оборот), которая представляет собой снижение цены в последую- щем. Такая скидка предоставляется постоянным покупателям, если они обеспечивают приобретение оговоренного количества товара за определенный период. Величина бонусной скидки устанавливается по определенной шкале в зависимости от достигнутого оборота в течение указанного периода и колеблется обычно в диапазоне 5–
8 %. По истечении обусловленного срока и достижении предусмот- ренного оборота возмещается так называемый оборотный бонус как скидка за длительные деловые связи.
Для тех покупателей, в которых экспортер наиболее заинтересо- ван, могут применяться специальные скидки. Как правило, это отно- сится к крупным оптовикам или фирмам, с которыми экспортер имеет особо доверительные отношения, и торговля строится на дол- госрочной основе. Такие скидки предоставляются, например, на пробные партии или заказы, за сохранение постоянной клиентуры.
В некоторых случаях экспортерами могут предоставляться
скрытые скидки в виде беспроцентных кредитов, оказания бесплат- ных услуг, образцов или бесплатного обучения персонала. Если платежи осуществляются ранее срока, указанного в контракте, и
199 оплачиваются наличными, может использоваться скидка сконто.
При том цена оказывается ниже, чем при продаже в кредит на вели- чину банковского процента кредитуемой части стоимости контрак- та и на скрытые в кредитной цене затраты продавца в связи с креди- том.
К числу других скидок можно отнести дилерские, которые предоставляются крупными компаниями своим постоянным загра- ничным представителям или посредникам по сбыту, сезонные – за покупку продукции вне сезона, за возврат ранее купленного у фир- мы товара, закрытые (или трансфертные) скидки во внутрифир- менной торговле в рамках транснациональных корпораций и др.
Существование определенных традиций во внешней торговле неко- торых стран обусловливает использование ряда специфических ски- док. Например, японские экспортеры нередко используют скидку за достижение цели, в основе которой лежит согласованный партне- рами объем продаж, размер ее может составлять 1–3 %.
200
ЛИТЕРАТУРА
1. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген.–
М., 1996.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб., 2006.
3. Маренков, Н.Л. Цены и ценообразование / Н.Л. Маренков. –
М., 2000.
4. Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Ра- ицкий. – М., 1999.
5. Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. – Минск, 2009.
6. Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика /
Э.А. Уткин. – М., 1997.
7. Герасименко, В.В. Ценообразование: учебное пособие /
В.В. Герасименко. – М., 2008.
8. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. Н.А. Сафро- нова. – М., 1998.
9. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие /
А.С. Баздникин. – М., 2006.
10. Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Ка- тернюк. – М., 2008.
11. Разработка ценовой политики предприятия / А.И. Барабанов
[и др.]. – Воронеж, 1999.
12. Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии / Е.И. Пунин. – М., 1996.
13. Керимов, В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия / В.Э. Керимов // Финансовая газета. – 1999. – № 18.
14. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и поли- тика: в 2 т.: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Т.1.
15. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. –
Ростов н/Д, 1996.
16. Полещук, И.И. Ценообразование: учебник / И.И. Полещук,
В.В. Терешина; под общ. ред. И.И. Полещук. – Минск, 2001.
17. Ракова, Е.Ю. Совершенствование государственной и ценовой политики в области формирования энергетических тарифов /
Е.Ю. Ракова // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулиро- вание. – 2002. – № 3. – С. 33–40.
201 18. Падалко, Л. Электроэнергетика: пути совершенствования та- рифной политики / Л. Падалко // Экономика. Финансы. Управле- ние. – 2001. – № 9. – С. 19–28.
19. Воложинец, В. Безналичные жилищные субсидии как рыноч- ная форма льготирования граждан / В. Воложинец // Экономика.
Финансы. Управление. – 2001. – № 11. – С. 11–16.
20. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая
1999 г. N255-3.
21. Инструкция о порядке формирования и применения цен и та- рифов: утв. Постановлением Министерства экономики Республики
Беларусь от 10.09.2008 N 183.
22. О внесении изменений и дополнений в Постановление Ми- нистерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008
N 183: Постановление Министерства экономики Республики Бела- русь от 30.12.2010 N 196.
Учебное издание
ЖИЛКИНА Анна Александровна
АСНОВИЧ Нина Григорьевна
МАРКЕТИНГ
И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
Редактор Е.О. Коржуева
Компьютерная верстка Д.А. Исаева
Подписано в печать 08.04.2011.
Формат 60×84 1
/
16
. Бумага офсетная.
Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 11,57. Уч.-изд. л. 9,04. Тираж 200. Заказ 1160.
Издатель и полиграфическое исполнение:
Белорусский национальный технический университет.
ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009.
Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.