ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1059
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Внимание!
Существенный для студентов вопрос: почему урок – главная форма обучения?
Единственно правильный ответ на него такой: именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной работе учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Именно здесь идет обучение и развитие учеников, другие формы только помогают уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать,
развить. С учетом этого общие требования конкретизируются в дидактических,
воспитательных и развивающих. К дидактическим требованиям относятся:
• четкое определение образовательных задач каждого урока;
•
рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
• внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
• рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
• творческий подход к формированию структуры урока;
• сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;
• обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
• научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают:
• определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
• постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
• воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности,
самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
• внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;
• гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
217
• формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно- познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
• изучение и учет уровня развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;
• проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных к уроку предъявляются организационные,
психологические, управленческие, санитарно-гигиенические, эстетические, этические требования, оптимального общения учителя с учениками, сотрудничества с ними.
Итак, урок – главная форма школьной работы. Это законченный в смысловом,
временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного
процесса, который поддерживается вспомогательными формами. К уроку
предъявляются очень высокие требования, поскольку именно на уроке решается
триединая цель: обучить, воспитать, развить.
Типы и структуры уроков
Чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал,
применяются разнообразные технологии и методики? В зависимости от того, какие стороны уроков берутся за основу, выделяются различные их типы.
Одна из первых классификаций уроков принадлежит И.Н. Казанцеву,
предложившему группировать их по двум критериям:
1) содержанию и 2) способу проведения. По первому, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры,
геометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом,
3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) урок формирования навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный, 8)
смешанный или комбинированный.
218
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются уроки:
• комбинированные или смешанные;
• изучения новых знаний;
• формирования новых умений;
• закрепления знаний, умений;
• обобщения и систематизации;
• практического применения знаний, умений;
• контроля и коррекции знаний, умений.
Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Например, если урок имеет целью закрепить изученные знания и умения, эта деятельность на нем будет главной, и на нее учитель отведет максимальное количество времени.
Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей,
эффективности познавательной деятельности. Учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.
Целесообразность тех или иных типов и структур урока оценивается по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату).
От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний и умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного. Этапы его, разложенные на отрезки времени,
выглядят так (табл. 6):
Таблица 6
Этапы комбинированного урока (в мин)
Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным: он позволяет педагогу достичь нескольких целей, а этапы его могут соединяться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, объясняется широкое распространение этого вида урока на практике; по некоторым данным, доля его занимает 75–80 % от общего числа всех уроков.
219
Жизнестойкость его определило то, что он лучше уроков других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности (рис. 10) и предоставляет педагогам больше возможностей для приспособления к конкретным условиям. В начальной школе его длительность несколько сокращается с учетом утомляемости и объема произвольного внимания детей.
Рис. 10. Динамика работоспособности детей и структура урока
Кроме своего важного преимущества – возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет недостатки. Они проявляются в том,
что практически недостает времени на индивидуальную работу, личностно- ориентированное воспитание. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, изменилось отношение детей к обучению, продуктивность всех этапов урока снизилась. Чтобы повысить результативность учебных занятий,
практикуются другие типы уроков, на которых дети занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний;
формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный»
комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из:
1) организации работы (1–3 мин),
2) главной части – формирование, усвоение, повторение, закрепление,
контроль, применение и т.д. (35–40 мин),
3) подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).
220
Таким образом, не существует универсальной, жесткой структуры урока, которая
была бы пригодна для всех случаев организации обучения. Основной является
структура комбинированного урока, где выделяются: организация обучения,
повторение изученных знаний, усвоение новых знаний, умений, повторение и
обобщение знаний, задание на дом.
Трансформация форм обучения
Традиционная классно-урочная система имеет недостатки, среди которых наполнение урока содержательным материалом и невозможность дойти до каждого ученика – самые важные.
Наука и передовая практика последних десятилетий пытаются преодолеть это путем дифференцированного обучения, внедрения интегрированных моделей организации урока, применения новых способов работы учащихся.
Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе –
проведение интегрированных уроков. Интегрированный (от лат. «полный»,
«целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Он способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения материала, который позволяет с разных сторон познавать явление или предмет изучения.
Следует отличать интегрированные уроки от упоминавшихся выше интегрированных курсов, объединения нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Так, чтение, письмо, устная речь объединены в интегрированный курс «Введение в русскую словесность»; сведения по истории, географии, гражданскому воспитанию – в интегрированные курсы «Родная земля», «Твоя Вселенная»; сведения из физики, астрономии, химии, биологии – в интегрированные курсы «Природа и люди», «Мир вокруг нас» и т.д. В учебные планы отечественных начальных школ в региональный или школьный компоненты уже введены и проходят апробацию интегрированные курсы по народоведению,
валеологии, развитию творческих способностей, этике, художественной культуре,
информационной культуре.
В перспективе планируется создание сквозного интегрированного курса с 1-го по 4-й класс, включающего содержание естественных и общественных наук. А сейчас он выстроен так: в 1–2 классах – «Окружающий мир», в 3–4 он разбивается на два предмета – «Природоведение» и «Введение в историю» (предмет совершенно новый).
Предусматривается предварительное ознакомление с историей Отечества и родного края на ярком и доступном для детей этого возраста материале. Формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение
221
материала других предметов, тем, что в них объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока. Если она определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1 классе дает следующее сочетание предметов:
Во 2 классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим,
музыки; вокруг математики – ознакомление с окружающим, труд, рисование,
физкультура; вокруг музыки – чтение, рисование, ознакомление с окружающим,
физкультура и т.д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков следующие:
• определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
• тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
• моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
• тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
• оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
• привлечение к проведению интегрированных уроков учителей различных учебных предметов, специалистов.
Еще одно важное направление трансформации урока – организация работы учащихся в малых группах. Это направление получило название группового способа обучения. При традиционной организации обучения учитель работает со всем составом учеников. Но фронтально организованный процесс имеет ряд недостатков, и прежде всего – невозможность дифференцированного, личностно-ориентированного,
индивидуального обучения и воспитания. Невозможно задействовать здесь и силу взаимного обучения. Ведь учатся дети не только у учителя, но и друг у друга.
В последнее время педагоги начали отходить от фронтальной организации классной работы. Класс начали делить на группы, с которыми учитель работает, что
222
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1 классе дает следующее сочетание предметов:
Во 2 классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим,
музыки; вокруг математики – ознакомление с окружающим, труд, рисование,
физкультура; вокруг музыки – чтение, рисование, ознакомление с окружающим,
физкультура и т.д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков следующие:
• определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
• тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
• моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
• тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
• оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
• привлечение к проведению интегрированных уроков учителей различных учебных предметов, специалистов.
Еще одно важное направление трансформации урока – организация работы учащихся в малых группах. Это направление получило название группового способа обучения. При традиционной организации обучения учитель работает со всем составом учеников. Но фронтально организованный процесс имеет ряд недостатков, и прежде всего – невозможность дифференцированного, личностно-ориентированного,
индивидуального обучения и воспитания. Невозможно задействовать здесь и силу взаимного обучения. Ведь учатся дети не только у учителя, но и друг у друга.
В последнее время педагоги начали отходить от фронтальной организации классной работы. Класс начали делить на группы, с которыми учитель работает, что
222
позволяет быстрее и легче решать многие задачи, связанные с развитием интеллектуальных и моральных качеств.
Развитие способностей ребенка происходит, как известно, лишь при
«включении» его познавательных мотивов. Значит, необходимо так организовать среду, чтобы эти мотивы могли возникнуть. Формой организации обучения, где создаются необходимые условия для развития ребенка, является взаимодействие с другими людьми. Ученик обязательно должен быть включен в различные формы сотрудничества.
Первым партнером для ребенка в развитии его умения учиться, как правило,
оказывается учитель. А далее не менее важно его взаимодействие со взрослыми.
Организованное сотрудничество лучше всего происходит в дифференцированных группах. У лучших учителей начальной школы накоплен в этом плане ценный опыт. И.Г. Ефимова, заведующая кафедрой начального обучения гимназии № 84 г. Новосибирска, советует в 1–2 классах делить детей на пары или тройки. В 3–4 классах – на четверки. Лучше всего поместить в одну группу детей с разным уровнем успеваемости. Причем элементы групповой работы следует практиковать с первых дней учебы в школе. Первокласснику интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации познавательной деятельности обоих, формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Работа в группах требует методов обучения, ранее не применявшихся в начальной школе: кооперированное (иногда пишут – кооперативное) обучение,
групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперированное обучение – это взаимодействие учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Сущность его: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
В процесс групповой работы входят:
• постановка познавательной задачи (организация проблемной ситуации);
• раздача дидактического материала;
• планирование работы в группе;
• выполнение задания, обсуждение результатов в группе;
• сообщение о результатах работы группы;
• обсуждение качества выполнения задания группы учителем (замечания,
дополнения, уточнения);
• общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение вопросов, хода выполнения заданий, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней как со стороны учителя, так и со стороны товарищей. Причем помогающий
223
Развитие способностей ребенка происходит, как известно, лишь при
«включении» его познавательных мотивов. Значит, необходимо так организовать среду, чтобы эти мотивы могли возникнуть. Формой организации обучения, где создаются необходимые условия для развития ребенка, является взаимодействие с другими людьми. Ученик обязательно должен быть включен в различные формы сотрудничества.
Первым партнером для ребенка в развитии его умения учиться, как правило,
оказывается учитель. А далее не менее важно его взаимодействие со взрослыми.
Организованное сотрудничество лучше всего происходит в дифференцированных группах. У лучших учителей начальной школы накоплен в этом плане ценный опыт. И.Г. Ефимова, заведующая кафедрой начального обучения гимназии № 84 г. Новосибирска, советует в 1–2 классах делить детей на пары или тройки. В 3–4 классах – на четверки. Лучше всего поместить в одну группу детей с разным уровнем успеваемости. Причем элементы групповой работы следует практиковать с первых дней учебы в школе. Первокласснику интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации познавательной деятельности обоих, формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Работа в группах требует методов обучения, ранее не применявшихся в начальной школе: кооперированное (иногда пишут – кооперативное) обучение,
групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперированное обучение – это взаимодействие учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Сущность его: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
В процесс групповой работы входят:
• постановка познавательной задачи (организация проблемной ситуации);
• раздача дидактического материала;
• планирование работы в группе;
• выполнение задания, обсуждение результатов в группе;
• сообщение о результатах работы группы;
• обсуждение качества выполнения задания группы учителем (замечания,
дополнения, уточнения);
• общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение вопросов, хода выполнения заданий, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней как со стороны учителя, так и со стороны товарищей. Причем помогающий
223
получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику.
Групповая дискуссия – это обсуждение вопросов детьми под руководством учителя с целью прояснить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет ученикам увидеть проблему с разных сторон, уточнить личную точку зрения, выработать общее решение, повысить интерес к проблеме. Эффективным средством для начала дискуссий являются задания-«ловушки». Например, учитель задает вопрос, выслушивает ответ и… присоединяется к неверному ответу ученика. Дальше детям предоставляется выбор
– либо повторить ответ учителя, либо ответить самостоятельно и правильно. Это,
конечно, дело сложное, требует времени, но воспитывает привычку не соглашаться с чужим мнением, не подумав.
Для воспитания привычки «спрашивания» необходимы задания, в которых вопросы ставят дети, а отвечает учитель. Например: «Я загадала букву, а чтобы узнать ее, вы можете задать мне не более 7 вопросов». Организация познавательной дискуссии в начальной школе требует высокого мастерства педагога, определенной атмосферы урока: толерантного спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по конкретному вопросу. Вопросы (идеи) фиксируются учителем на доске, и мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не закончится отведенное для мозгового штурма время.
Практика группового обучения вызвала к жизни и другие эффективные способы стимулирования учебной деятельности: групповой опрос, общественный смотр знаний,
учебные встречи, нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие и т.д.). Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Общественный смотр знаний чаще всего предполагает публичную демонстрацию успехов, организацию выставок достижений учеников. Составляется перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые дети должны повторить. В классе тоже делается выставка их работ. На общественном смотре может быть предусмотрен и фронтальный метод (короткий диктант, перфокарты и т.п.).
Общие правила организации групповой работы:
• Создавайте работоспособные группы. Объединяйте детей с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько
«сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к
«слабеньким», им нужен партнер равной силы. Лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, с разными темпами работы.
224
Групповая дискуссия – это обсуждение вопросов детьми под руководством учителя с целью прояснить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет ученикам увидеть проблему с разных сторон, уточнить личную точку зрения, выработать общее решение, повысить интерес к проблеме. Эффективным средством для начала дискуссий являются задания-«ловушки». Например, учитель задает вопрос, выслушивает ответ и… присоединяется к неверному ответу ученика. Дальше детям предоставляется выбор
– либо повторить ответ учителя, либо ответить самостоятельно и правильно. Это,
конечно, дело сложное, требует времени, но воспитывает привычку не соглашаться с чужим мнением, не подумав.
Для воспитания привычки «спрашивания» необходимы задания, в которых вопросы ставят дети, а отвечает учитель. Например: «Я загадала букву, а чтобы узнать ее, вы можете задать мне не более 7 вопросов». Организация познавательной дискуссии в начальной школе требует высокого мастерства педагога, определенной атмосферы урока: толерантного спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по конкретному вопросу. Вопросы (идеи) фиксируются учителем на доске, и мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не закончится отведенное для мозгового штурма время.
Практика группового обучения вызвала к жизни и другие эффективные способы стимулирования учебной деятельности: групповой опрос, общественный смотр знаний,
учебные встречи, нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие и т.д.). Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Общественный смотр знаний чаще всего предполагает публичную демонстрацию успехов, организацию выставок достижений учеников. Составляется перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые дети должны повторить. В классе тоже делается выставка их работ. На общественном смотре может быть предусмотрен и фронтальный метод (короткий диктант, перфокарты и т.п.).
Общие правила организации групповой работы:
• Создавайте работоспособные группы. Объединяйте детей с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько
«сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к
«слабеньким», им нужен партнер равной силы. Лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, с разными темпами работы.
224