Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1060

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Тренируйте навыки группового сотрудничества. Для срабатывания групп нужны 3–5 занятий. Но закреплять постоянный состав групп, скажем, на четверть не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
• Добивайтесь усвоения правил групповой работы: как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, как возражать; как помогать,
как просить о помощи.
• Показывайте образцы группового сотрудничества. По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2–3 ошибок.
• Подбирайте специальные задания для выполнения в паре. Например, при изучении состава числа 8 в 1 классе можно предложить задание – разделить палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого их было поровну. Задания и вопросы учителя: сколько палочек у каждого? А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как вы узнали это? Значит, 8 = 4 + 4. А теперь разделите палочки так, чтобы у одного их было меньше, у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого.
Значит, 8 = 3 + 5; 8 = 1 + 7 и т.д.
• Каждой группе предложите отдельную задачу.
Например:
группа 1 – «Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, в другой
– на 2 машины меньше. Сколько машин угля привезли на два дня?»
группа 2 – «За день в магазине продали 7 женских костюмов, мужских на 6
больше. Сколько всего костюмов продали?»
группа 3 – «В гараже было 8 грузовых и 2 легковые машины. Получили еще 3
грузовые машины. Сколько всего машин стало в гараже?»
• Организуйте соревнование групповых отчетов: один ученик говорит условие задачи, другой анализирует ее, третий определяет, что будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные, доказывает целесообразность своего выбора.
Высказываются группы поочередно. К доске по очереди вызываются представители от каждой группы, которые записывают ход решения задачи. Учащиеся внимательно следят за ходом обоснования решения задач.
• Скорректируйте оценку работы группы, подчеркивая не столько ученические,
сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие,
вежливость. Оценивать можно лишь общую работу детей, ни в коем случае не давать работавшим вместе разных оценок.
Обратите внимание на основные противопоказания в организации групповой работы:
– Недопустима группа только из слабых учеников: им нечем обмениваться кроме собственной беспомощности.
225


– Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать –
лучше попробовать сделать это завтра.
– Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть.
– Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 мин урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.
– Нельзя требовать абсолютной тишины. Во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
– Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
Элементы групповой формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, имеют большое воспитательное значение. При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей не только обращать внимание на свои знания и умения, но и контролировать в этом плане своего товарища. Об эффективности работы группы может свидетельствовать снижение числа ошибок и удовольствие детей.
Подводя итог, согласимся, что содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют жесткие границы предметного преподавания, помогают ученикам лучше понять смысл и содержание важнейших понятий и явлений, которые рассматриваются компактнее и разностороннее. Доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать.
Устранять недостатки традиционной фронтальной организации обучения
помогает и групповой, дифференцированный способ работы. В этих условиях быстрее
и легче решаются задачи, связанные с развитием интеллектуальных и моральных
качеств.
Подготовка урока
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный, не соответствующий возможностям учеников урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер,
выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики,
прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал и свободно ориентируется в методике обучения. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти весь путь моделирования и расчета учебного занятия. В его основе – алгоритм
226

подготовки урока, последовательное выполнение элементов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств.
Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий, т.е.
«прояснения» всех обстоятельств проведения урока: возможностей детей, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей,
определенного уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости. Внимательному анализу подлежат затраты времени на все виды работы – повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение нового материала, его закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
Если учитель не осуществляет диагностику условий, он не может быть уверен в успехе урока.
Прогнозирование – это предположение о том, как будет развиваться ход урока,
какой из вариантов его проведения наилучший. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов,
естественно, снижает этот показатель. Величина потерь вычитается из него и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию, если нет – ищет более совершенную схему организации.
Планирование – это завершающая стадия подготовки урока. Ее итогом является поурочный план. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда,
когда большинство действий становятся привычными, можно короче делать план.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
• дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
• название темы урока и класса, в котором он проводится;
• цели и задачи обучения, воспитания, развития школьников;
• структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
• содержание учебного материала;
• методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
• учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
• задание на дом, инструктаж по организации самостоятельной работы.
227


Итак, готовясь к очередному уроку, учитель еще раз просмотрит учебную
программу, прочитает материал учебника, изучит дополнительную литературу,
составит материалы для дифференцированного и индивидуального обучения, отберет и
просмотрит средства обучения (таблицы, схемы, модели, раздаточный материал),
выберет методы и приемы, определит тип и структуру урока, все это запишет в
поурочный план.
Домашние задания
Самостоятельная работа учеников на дому – неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках,
предотвратить их забывание, развивать индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Работа строится с учетом требований учебных программ,
интересов и потребностей школьников, уровня их развития; опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу самих детей; правильно организованная, она играет не меньшую роль в развитии учеников, чем работа в классе.
Домашняя самостоятельная работа выполняет важные дидактические функции, а именно:
• закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
• расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;
• формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
• развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;
• выполнение индивидуальных наблюдений, опытов;
• сбор и подготовка учебных пособий – гербария, природных образцов,
открыток, иллюстраций, газетных и журнальных вырезок и т.п. – для изучения новых тем на уроках.
Виды домашних заданий при этом такие:
• работа с текстом учебника (чтение, понимание, выписывание непонятных слов,
выражений);
• выполнение упражнений, решение задач;
• графические работы (рисование, заполнение контурных карт и т.п.);
• практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы;
• проведение простых опытов;
228

• заучивание наизусть.
В последнее время бытует мнение о нецелесообразности домашних заданий;
многими учителями это было воспринято как прогрессивный шаг в гуманизации школьных отношений. Однако серьезных доказательств тому пока нет. Но есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторять, они забываются, что безусловно влечет за собой снижение качества обучения. Не отказываться, а умело руководить домашней работой будет педагог. Он не будет давать домашних заданий первоклассникам – уроки по предметам у них каждый день и знания не забываются, – а будет облегчать выполнение домашних заданий ученикам 2–4 классов, строго соблюдая нормативы максимальных нагрузок школьников (табл. 7).
Таблица 7
Нормативы максимальных нагрузок
Кроме того, практикуя домашнюю работу, учителя будут:
• настойчиво стимулировать ее самостоятельное и тщательное выполнение;
• давать домашнее задание при полном внимании всего класса;
• проводить инструктаж выполнения домашних заданий;
• больше практиковать творческие работы, которые вызовут интерес школьников;
• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию заданий;
• учитывать посильность заданий;
• систематически проверять выполнение домашних заданий в классе;
• поддерживать связь с родителями по этому вопросу.
К сожалению, на уроках учителя мало внимания уделяют вопросам домашних заданий, на пояснение их часто не хватает времени, они сообщаются наспех; на трудности, с которыми ученики могут столкнуться при выполнении их, не указывается,
равно как и на пути их преодоления. Вследствие этого домашняя работа часто оказывается малоэффективной.
Учителя добьются лучших результатов, если порекомендуют своим воспитанникам ряд правил работы дома:
1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе, выполни поручения родителей по хозяйству.
229


2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время.
3. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места все, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности.
4. Продумай план работы.
5. Сначала выполняй более сложные задания, более легкие – потом.
6. Повтори сперва правила, затем приступай к выполнению упражнений,
решению задач и примеров.
7. Работай по плану, не торопись.
8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.
9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно.
10. Собери в сумку книги, тетради – все необходимое для школы.
Согласимся: без тщательно продуманной, регулярно и систематически
выполняемой самостоятельной работы учеников невозможно достичь высокого
качества обучения. Домашние задания в начальных классах позволяют формировать у
школьников умение работать самостоятельно, развивают познавательные интересы.
Учитель будет придерживаться правил руководства домашней самостоятельной
работой, сделает ее необходимой и привлекательной для учеников.
Современные технологии
Виды и формы обучения в начальной школе постоянно трансформируются.
Происходит и непрерывное изменение методов, внедрение более совершенных средств обучения. Все это в сочетании приводит к возникновению новых технологий обучения.
Технология обучения – это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы,
материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Цели обучения – это еще не технология, а результаты его – уже не технология. Следовательно, технология –
это все, что находится между целью и результатом. Можно воспользоваться и определением ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Технология позволяет получить педагогический продукт заданного количества и качества в соответствии с запроектированными затратами времени, сил и средств.
При технологическом решении педагогических задач заранее и как можно точнее задается описание того результата (продукта), который мы хотим получить «на выходе». Обычно чем выше результат, которого мы хотим достичь, тем сложнее будет
230