ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1062
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 10. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ
Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.
Я. Корчак
Особенности процесса воспитания
В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания.
Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики,
изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действуют учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники – воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица,
участвующие в обоих процессах одновременно.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Но «взаимодействие»
и «руководство» – понятия разные. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя им активную роль, второе – представляет их пассивным объектом педагогического руководства. В гуманистическом понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Основные категории воспитания как системы отражены на рис. 11.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация,
при которой воспитание превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
237
Рис. 11. Основные категории воспитания
Процесс воспитания – многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины, т.е. деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями, это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.
Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Ведь ребенок подвергается разнообразному влиянию, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание негативные качества устраняет, хотя это далеко не легкий процесс,
особенно если учесть, что он очень динамичен, подвижен, изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не
238
По целям структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых он направлен, а именно:
• формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
• развитие духовности;
• воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
• приобщение школьников к ценностям в области науки, культуры, искусства;
•
воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности;
• развитие социальной функции личности – общения.
В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы (рис.
12). Первый этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным,
и приступать к нему надо без промедления. Типичный подход авторитарной педагогики: чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам.
Рис. 12. Структура воспитательного процесса
Гуманистическая педагогика склоняется к тому, что детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, поступать и действовать так,
а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, не достигнет желаемого
241
Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.
Я. Корчак
Особенности процесса воспитания
В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания.
Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики,
изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действуют учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники – воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица,
участвующие в обоих процессах одновременно.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Но «взаимодействие»
и «руководство» – понятия разные. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя им активную роль, второе – представляет их пассивным объектом педагогического руководства. В гуманистическом понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Основные категории воспитания как системы отражены на рис. 11.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация,
при которой воспитание превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
237
Рис. 11. Основные категории воспитания
Процесс воспитания – многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины, т.е. деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями, это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.
Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Ведь ребенок подвергается разнообразному влиянию, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание негативные качества устраняет, хотя это далеко не легкий процесс,
особенно если учесть, что он очень динамичен, подвижен, изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не
238
закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».
Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при его хорошей организации рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность: это постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Заблуждаются те из учителей, кто полагает, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания идет от случая к случаю,
воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании своего подопечного вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – комплексный. Это означает единство его целей, задач,
содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.
В определенное время воспитателям приходится уделять большее внимание тем качествам, которые не соответствуют требуемому уровню. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность
(неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями можно достигнуть различных результатов. Это обусловлено индивидуальными особенностями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер, он идет в двух направлениях:
от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника к воспитателю
(обратная). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е.
на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, как мы знаем, бывают внутренними и внешними, рождают силу, поддерживающую непрерывное течение процесса. Одним из внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, является противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их рассогласование побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Роль воспитания – правильно сориентировать развитие личности, что возможно лишь на
239
Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при его хорошей организации рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность: это постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Заблуждаются те из учителей, кто полагает, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания идет от случая к случаю,
воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании своего подопечного вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – комплексный. Это означает единство его целей, задач,
содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.
В определенное время воспитателям приходится уделять большее внимание тем качествам, которые не соответствуют требуемому уровню. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность
(неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями можно достигнуть различных результатов. Это обусловлено индивидуальными особенностями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер, он идет в двух направлениях:
от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника к воспитателю
(обратная). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е.
на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, как мы знаем, бывают внутренними и внешними, рождают силу, поддерживающую непрерывное течение процесса. Одним из внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, является противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их рассогласование побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Роль воспитания – правильно сориентировать развитие личности, что возможно лишь на
239
основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, их влияние на отношения между школой и семьей, нередко противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Расхождение между словом и делом также нередко становится причиной многих затруднений.
Роль воспитателя не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов, если учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих действий, делает правильные выводы.
В серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, родители, уклоняющиеся от выполнения своих функций. Воспитатели тоже должны признать свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, возрождения простых человеческих чувств –
заботы о детях, любви и милосердия. Задача нынешнего воспитателя состоит в том,
чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция здесь должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.
Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.
Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет
ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно. К особенностям его
относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность,
отдаленность результатов. Процесс воспитания имеет ярко выраженный комплексный
характер.
Структура процесса воспитания
Как же устроен процесс воспитания, какова его внутренняя структура?
Критериев, по которым можно это анализировать, много, потому что процесс очень сложный. Чаще всего она выделяется с учетом целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов развития процесса во времени. Рассмотрим некоторые из них.
240
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, их влияние на отношения между школой и семьей, нередко противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Расхождение между словом и делом также нередко становится причиной многих затруднений.
Роль воспитателя не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов, если учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих действий, делает правильные выводы.
В серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, родители, уклоняющиеся от выполнения своих функций. Воспитатели тоже должны признать свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, возрождения простых человеческих чувств –
заботы о детях, любви и милосердия. Задача нынешнего воспитателя состоит в том,
чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция здесь должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.
Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.
Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет
ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно. К особенностям его
относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность,
отдаленность результатов. Процесс воспитания имеет ярко выраженный комплексный
характер.
Структура процесса воспитания
Как же устроен процесс воспитания, какова его внутренняя структура?
Критериев, по которым можно это анализировать, много, потому что процесс очень сложный. Чаще всего она выделяется с учетом целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов развития процесса во времени. Рассмотрим некоторые из них.
240
По целям структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых он направлен, а именно:
• формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
• развитие духовности;
• воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
• приобщение школьников к ценностям в области науки, культуры, искусства;
•
воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности;
• развитие социальной функции личности – общения.
В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы (рис.
12). Первый этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным,
и приступать к нему надо без промедления. Типичный подход авторитарной педагогики: чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам.
Рис. 12. Структура воспитательного процесса
Гуманистическая педагогика склоняется к тому, что детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, поступать и действовать так,
а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, не достигнет желаемого
241
результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения.
Воспитание чувств – еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность – движущая сила поведения.
Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Сколько ни проводи хороших бесед, объяснений и увещеваний – практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы,
если не ошибается, не набивает шишек, не набирается опыта в делах, овладение нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставят как можно больше разумной свободы детям, незаметно и гуманно корректируя их поведение. В
практике воспитания этот этап сливается с формированием взглядов, убеждений,
чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Самый главный вывод, который можно вынести из этого раздела, тот, что
воспитательный процесс должен пройти через все этапы и что только тогда он будет
эффективным, если знания, убеждения, чувства сливаются с практической
деятельностью.
Общие закономерности воспитания
Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания, поскольку они выражают связи между его важнейшими компонентами. Но воспитательный процесс – только составная часть педагогического,
и, естественно, он подчиняется его закономерностям, в том числе закономерностям развития и формирования. Для практики воспитания важно знать, как связана продуктивность воспитательного процесса с теми его характеристиками, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.
Выясняется, что эффективность воспитания зависит от:
1. Сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в том числе и к воспитателю, его влиянию. Если это отношение положительное, проблем нет. Если отрицательное,
процесс воспитания тормозится, результаты его невысокие. Негативное отношение
242
Воспитание чувств – еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность – движущая сила поведения.
Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Сколько ни проводи хороших бесед, объяснений и увещеваний – практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы,
если не ошибается, не набивает шишек, не набирается опыта в делах, овладение нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставят как можно больше разумной свободы детям, незаметно и гуманно корректируя их поведение. В
практике воспитания этот этап сливается с формированием взглядов, убеждений,
чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Самый главный вывод, который можно вынести из этого раздела, тот, что
воспитательный процесс должен пройти через все этапы и что только тогда он будет
эффективным, если знания, убеждения, чувства сливаются с практической
деятельностью.
Общие закономерности воспитания
Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания, поскольку они выражают связи между его важнейшими компонентами. Но воспитательный процесс – только составная часть педагогического,
и, естественно, он подчиняется его закономерностям, в том числе закономерностям развития и формирования. Для практики воспитания важно знать, как связана продуктивность воспитательного процесса с теми его характеристиками, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.
Выясняется, что эффективность воспитания зависит от:
1. Сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в том числе и к воспитателю, его влиянию. Если это отношение положительное, проблем нет. Если отрицательное,
процесс воспитания тормозится, результаты его невысокие. Негативное отношение
242
нужно сперва исправить, а потом, опираясь на положительное, идти к цели.
Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя,
привыкает к ним, не подвергает сомнению, установленный порядок кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс, когда воспитанник не согласен с воспитателем. Заповедь гуманистической педагогики: хотите успешно воспитывать,
добивайтесь расположения воспитанника.
2. Соответствия цели и действий по ее достижению. Если организация воспитания не соответствует цели, воспитательный процесс не достигнет успеха. И
наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность.
3. Соответствия практики и воспитательного влияния. Воспитательный процесс характерен тем, что ребенок сразу же все, о чем ему говорит воспитатель, проверяет на практике. И какое же разочарование постигает его, когда он убеждается в несоответствии знаний и жизни, слова и дела. Если воспитатель хочет изменить существующую практику в лучшую сторону, то делать это надо осторожно и постепенно.
4. Совместного действия объективных и субъективных факторов. К
субъективным относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними,
сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные выражаются через условия воспитания (экономические, материально-технические, социальные,
санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение этих факторов придает воспитанию неповторимый характер, но для эффективности его должны создаваться надлежащие условия.
5. Интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность школьника, направленная на самосовершенствование: в ходе его он выступает субъектом воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьника, его интересов, отношений, характерных для его возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время является его результатом. Важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, замечать у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия на пути к воплощению жизненных планов.
6. Эффективности сопутствующих процессов – развития и обучения. Известно,
что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором.
Воспитание улучшает развитие, а развитие – залог более успешного воспитания. Если эти связи нарушаются, возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются на развитии, обучении, воспитании личности.
7. Качества воспитательного действия педагога. Если оно неквалифицированное,
недостаточное по объему или опаздывает во времени, результаты его будут низкими.
243
Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя,
привыкает к ним, не подвергает сомнению, установленный порядок кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс, когда воспитанник не согласен с воспитателем. Заповедь гуманистической педагогики: хотите успешно воспитывать,
добивайтесь расположения воспитанника.
2. Соответствия цели и действий по ее достижению. Если организация воспитания не соответствует цели, воспитательный процесс не достигнет успеха. И
наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность.
3. Соответствия практики и воспитательного влияния. Воспитательный процесс характерен тем, что ребенок сразу же все, о чем ему говорит воспитатель, проверяет на практике. И какое же разочарование постигает его, когда он убеждается в несоответствии знаний и жизни, слова и дела. Если воспитатель хочет изменить существующую практику в лучшую сторону, то делать это надо осторожно и постепенно.
4. Совместного действия объективных и субъективных факторов. К
субъективным относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними,
сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные выражаются через условия воспитания (экономические, материально-технические, социальные,
санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение этих факторов придает воспитанию неповторимый характер, но для эффективности его должны создаваться надлежащие условия.
5. Интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность школьника, направленная на самосовершенствование: в ходе его он выступает субъектом воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьника, его интересов, отношений, характерных для его возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время является его результатом. Важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, замечать у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия на пути к воплощению жизненных планов.
6. Эффективности сопутствующих процессов – развития и обучения. Известно,
что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором.
Воспитание улучшает развитие, а развитие – залог более успешного воспитания. Если эти связи нарушаются, возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются на развитии, обучении, воспитании личности.
7. Качества воспитательного действия педагога. Если оно неквалифицированное,
недостаточное по объему или опаздывает во времени, результаты его будут низкими.
243