ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1064
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей,
никакими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей,
опираться на нее при решении воспитательных задач.
3. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Порой родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять любые недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия.
4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений детей. Следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух.
5. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В
воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества и нормы поведения, постепенно усложняя средства педагогического воздействия, следя за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
6. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели не будут жалеть усилий на установление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.
Таким образом, принципы воспитания – это общие исходные положения, в
которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации
воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный
процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и
общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры
на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.
Содержание процесса воспитания
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и
251
никакими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей,
опираться на нее при решении воспитательных задач.
3. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Порой родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять любые недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия.
4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений детей. Следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух.
5. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В
воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества и нормы поведения, постепенно усложняя средства педагогического воздействия, следя за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
6. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели не будут жалеть усилий на установление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.
Таким образом, принципы воспитания – это общие исходные положения, в
которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации
воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный
процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и
общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры
на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.
Содержание процесса воспитания
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и
251
задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное,
эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет здесь единства и сегодня: общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период. В основе современного содержания воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель воспитания сегодня –
разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение школьником базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура»
личности, культура ее жизненного самоопределения: знаний и отношения к миру,
нравственного поведения, человеческих отношений и труда; демократическая и правовая; экономическая и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Воспитатели старшего поколения помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными. Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые – выполняли их указания. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных образцов, отбор лучших образцов духовной культуры,
культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни. Не далекие заоблачные идеалы, а реальные ценности жизни должны быть положены в основу содержания воспитания.
3. Самоопределение. Воспитание предполагает формирование человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и счастья. В гармонии человека с самим собой должно идти его гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок – высшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание призвано развивать его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, чувство собственного достоинства. Движение от обыденных интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать нормой и основным правилом воспитания.
5. Добровольность. Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены ни сущностные идеи развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества.
252
эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет здесь единства и сегодня: общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период. В основе современного содержания воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель воспитания сегодня –
разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение школьником базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура»
личности, культура ее жизненного самоопределения: знаний и отношения к миру,
нравственного поведения, человеческих отношений и труда; демократическая и правовая; экономическая и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Воспитатели старшего поколения помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными. Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые – выполняли их указания. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных образцов, отбор лучших образцов духовной культуры,
культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни. Не далекие заоблачные идеалы, а реальные ценности жизни должны быть положены в основу содержания воспитания.
3. Самоопределение. Воспитание предполагает формирование человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и счастья. В гармонии человека с самим собой должно идти его гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок – высшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание призвано развивать его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, чувство собственного достоинства. Движение от обыденных интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать нормой и основным правилом воспитания.
5. Добровольность. Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены ни сущностные идеи развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества.
252
Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать
«воспитываться». Свободная воля их проявляется, если воспитатели опираются на их интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. Содержание воспитательной работы в начальной школе постепенно перестраивается и в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе,
сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы, но ни один свободный,
независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание – залог обновления, открывающего пути от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику, что он должен получить умственное,
нравственное, эстетическое и т.д. развитие. У него неизбежно возникают вопросы – для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания. Воспитатель начальной школы хорошо подготовится к ответу на этот вопрос и сможет настолько убедительно объяснить своим воспитанникам преимущества воспитания, что у тех не останется и тени сомнения.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к роли гражданина, работника и семьянина. Существенный вклад в формирование этих качеств вносит начальная школа. Раскроем их смысл.
Гражданские качества
Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной,
обществом, родителями.
Чувство национальной гордости и патриотизма.
Уважение к Конституции государства, органам государственной власти,
Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре,
традициям.
Общественная активность.
253
Соблюдение демократических принципов.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод других людей.
Активная жизненная позиция.
Правосознание и гражданская ответственность.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Ответственность за свои дела и поступки.
Интернационализм, уважение к народам других стран.
Качества современного работника
Дисциплинированность и ответственность.
Работоспособность и организованность.
Общие и экономические знания.
Политические знания.
Творческое отношение к труду.
Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
Сознательность, вежливость, аккуратность.
Опыт трудовой деятельности.
Эмоциональная производственная культура.
Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.
Коллективизм, умение трудиться сообща.
Инициативность, самостоятельность.
Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
Деловитость и предприимчивость.
Ответственность за результаты труда.
Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
Качества семьянина
Трудолюбие, ответственность.
Тактичность, вежливость, культура общения.
Умение держать себя в обществе.
Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
Здоровье, привычка к активному образу жизни.
Умение организовывать и проводить досуг.
Разносторонняя образованность.
Знание правовых норм, законов.
Знание практической психологии, этики.
Умение воспитывать детей.
254
Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.
Уважение к своим родителям, престарелым людям.
Как видим, учителю начальной школы не приходится выдумывать или привлекать извне элементы содержания воспитания. Все они идут от жизни, от необходимости решения насущных проблем. Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где системно представит элементы содержания, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к определению конкретных элементов содержания,
учитывая цели, конкретные условия, уровень воспитанности школьников.
Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе трудно
составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые
рецепты. Но нам уже известно главное – в каком направлении будет развиваться
общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу содержания
воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой
личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания
жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.
Духовное воспитание школьников
После глобальной трагедии в Юго-Восточной Азии 2004 г., когда от цунами погибло более 200 тыс. человек, мировое сообщество ученых решило больше не лукавить и назвать настоящую причину: падение духовности людей. Духовность – это светлая энергия, а невежественные, жестокие, алчные люди излучают темные энергии,
вызывающие нарушение гармонии во Вселенной. Чем ниже духовность, тем выше скопление темных энергий, дисбаланс, энтропия, дестабилизация системы. Пристрастие к вещам, собственности, материальным благам обедняет духовный мир человека,
калечит его сознание, огрубляет сердце, рождает потребительские мотивы,
агрессивность и дурные поступки, в то время как главное в жизни – воспитание души.
Чтобы выжить, человечество должно пересмотреть свой путь. Жестокость,
насилие, терроризм, грабеж, борьба всех со всеми нас ни к чему не приведут. Мы погибнем.
255
Выход один: возвратиться к простой, ясной и понятной духовной жизни.
Духовность в этом контексте означает подчинение вечным законам жизни, воспитание подрастающих поколений на общечеловеческих ценностях истины, добра и красоты.
Задание
Обсудите на семинарском занятии вопрос, были ли наши предки глупее нас?
Жили бы мы сейчас, если бы они творили то же, что творим сейчас мы? Расспросите,
как воспитывали ваших бабушек и дедушек. Постарайтесь найти ответ, почему воспитание было именно таким, а не другим? Поразмышляйте, какое будущее мы готовим своим детям, пичкая их мозг знаниями, забывая о душе? Знание без духовности – меч в руках сумасшедшего, пишут в древних трактатах. Устарел ли этот постулат сегодня?
Школу необходимо возрождать на основе духовности. Ученым можешь ты не быть, но человеком быть обязан. В этом никто не сомневается. Встают практические вопросы, как организовать духовное воспитание школьников, а главное, кто это будет делать? Приглашать в школу священников? С этим согласны не все. Значит, надо искать внутренние резервы, значит, учитель должен взять на себя сложнейшую миссию духовного воспитания и развития детей.
Обсудим практические вопросы и первые шаги. Ш.А. Амонашвили предложил ввести в школах уроки духовной жизни. «Не будет никакого преувеличения, – пишет он, – если сказать, что действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть в первую очередь процесс образования души и сердца ребенка, развитие и образование в нем умения духовной жизни. В душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания; чувство красоты; стремление к самопознанию и саморазвитию; понимание беспредельности;
ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие;
служение планетарной и космической эволюции; чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия»[27].
Пока вопрос о введении специальных уроков духовности остается нерешенным,
нам ничего не мешает изменить направленность и содержание текстов во 2–4 классах;
возвратить в школу «Родное слово» К.Д. Ушинского, выдержавшее 132 издания, полное высоконравственных повествований и притч.
При правильном педагогическом руководстве дети могут существенно продвинуться в понимании «вечных вопросов»: что такое человек? для чего он рождается? что есть его духовная жизнь? и т.д.
В содержание уроков должны органически вплетаться беседы, рассказы учителя; свободные обсуждения, высказывания; чтение легенд, притч, поучений;
256