Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
анализ литературных произведений; «молчание и думание» о разном – самом себе,
близких и родных, добре и зле.
Ш.А. Амонашвили рекомендует ввести специальные уроки духовности, на которых дети станут размышлять об улучшении своей жизни и жизни других людей;
практиковать обращения к своему сердцу, учиться видеть сердцем, принимать сердцем,
понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; вести запись сновидений, дневники и др.
Немаловажный вопрос, кто будет учить детей духовности, кто станет ее носителем, строгим ревнителем, лидером? Кто сможет словами, делом, личным примером влиять на подрастающее поколение? В этом самая главная трудность. Школа у нас отделена от церкви, путь священнику в учебное заведение заказан, равно как и атеистам, сектантам, тупым ортодоксам. Духовность должен нести хорошо подготовленный педагог.
Проверьте себя
Объясните сущность воспитательного процесса.
Что означает целенаправленность воспитательного процесса?
Почему воспитательный процесс отличается сложностью?
В чем выражается комплексность воспитательного процесса? Какова структура воспитательного процесса?
Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.
Что такое принципы воспитания?
Какими особенностями они отличаются?
Что значит общественная направленность воспитания?
Каковы требования данного принципа?
В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?
Каковы правила реализации данного принципа?
В чем сущность принципа опоры на положительное?
Каковы правила реализации данного принципа?
В чем сущность личностного подхода к воспитанию?
Каковы правила реализации этого принципа?
В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?
Каковы правила реализации данного принципа? Что такое содержание воспитательного процесса? Перечислите компоненты воспитания: а) гражданина; б)
работника; в) семьянина.
Что такое духовное воспитание? Почему школа должна им заниматься? Как его следует организовать?
257

Опорный конспект
Теория воспитания – часть педагогики, изучающая воспитательный процесс.
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Особенности воспитательного процесса

целенаправленность;
многофакторность; отдаленность результатов; динамичность; длительность;
непрерывность.
Основное противоречие – между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Этапы воспитательного процесса – знания, убеждения, чувства, формирующие в конечном итоге поведение.
Эффективность воспитания зависит от:
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий по ее достижению;
– соответствия практики и воспитательного влияния;
– совместного действия объективных и субъективных факторов;
– интенсивности воспитания и самовоспитания.
Принципы воспитания:
– личностный подход;
– сочетание личной и общественной направленности воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– единство воспитательных воздействий.
Содержание воспитания – система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.
Главные элементы содержания – подготовка человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Духовное воспитание – усвоение детьми вечных человеческих ценностей,
формирование личности, обладающей высокими душевными (духовными) качествами.
Литература
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2001.
Духовность России: современный этап. Материалы научно-практ. конференции.
Тюмень, 2002.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
258


Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация,
духовность: философско-методологические аспекты. М., 1996.
Крылова Н.Б., Александрова ЕА. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.
Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999.
№ 5. С. 10–13.
Педагогический поиск. М., 1988.
Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2000.
Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск,
1996.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.
259

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26

ГЛАВА 11. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Все нужное для ребенка, что может быть исполнено им самим и исполнение чего соответствует его умению, должно быть представлено его самодеятельности.
П.Ф. Лесгафт
Методы и приемы воспитания
Методы воспитания применительно к школьной практике – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Сколько же их? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими питомцами, опираясь на их силы,
возможности и желания. Практика воспитания использует прежде всего те пути,
которыми шли прежние поколения. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания,
позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата.
Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.
Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться другие, они могут постепенно превратиться в широкие пути –
методы. Такова связь методов и приемов воспитания.
Выделяются и средства воспитания. Если прием – единичное воздействие, то средство есть совокупность приемов; это уже не прием, но еще и не метод. Например,
труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в нем – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика,
ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.
Модификаций методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение,
классификация, т.е. выстроенная по определенному признаку система. Опираясь на нее, педагог ясно представляет себе назначение, характерные признаки методов воспитания в целом.

По каким признакам они могут быть выстроены в систему? Ведь метод воспитания – явление многомерное. По своему характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров,
Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае их общий признак включает в себя
260
направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая, трактующая характер методов еще более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения,
организации деятельности, стимулирования поведения школьников. На данной классификации мы и остановимся.
Важно запомнить
Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются. Нет методов авторитарной или гуманистической педагогики. Все важные, все необходимые, все могут быть как эффективными, так и никудышними. Все дело в направленности, особенности применения методов.
Таким образом, методы воспитания – это пути достижения цели. Их много. По
характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования
поведения школьников.
Методы формирования сознания
Из общей структуры воспитательного процесса (см. рис. 12) вытекает, что первым этапом правильно организованного воспитания является знание воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись понимания этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности.
Они очень важны для успешного прохождения и следующего этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались методами убеждения. Не столько знания, сколько убеждения стимулируют поступки школьников,
значит, не столько понятия и суждения, сколько уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
261


Убеждение достигается с помощью различных методов. В начальной школе прошлого широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы
(мораль) делали сами дети. К сожалению, мы почти полностью отказались от этих прекрасных методов, заменив их плоскими атрибутами морализирования.
Эффективность их низкая; поэтому учителя все больше включают в свой арсенал библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д.
Ушинского и Л.H. Толстого, рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения,
этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи. Сильнодействующий метод убеждения – пример. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы имеют свою специфику и область применения, требуют высокой квалификации,
используются в комплексе с другими.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий нравственного содержания. Воздействуя на чувства, он помогает воспитанникам усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, раскрывает содержание нравственных понятий, вызывает у них положительное отношение к своим поступкам, благотворно влияет на поведение. Рассказ на этическую тему служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей,
выполняет функцию положительного примера в воспитании.
Эффективность его достигается при следующих условиях:
• рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным, доступным, вызывать сопереживание у детей;
• сопровождаться иллюстрациями: произведениями живописи, художественными фотографиями, изделиями народных умельцев; хорошо подобранный музыкальный аккомпанемент тоже усиливает восприятие;
• большое значение для восприятия этического рассказа имеет обстановка.
Эмоциональное воздействие ее должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. В арсенале педагогических средств для этого – походный костер, автобусное путешествие, неубранное поле, уютная комната, площадь большого города, весенний сад;
• рассказ производит должное впечатление, когда ведется профессионально;
неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;
• рассказ обязательно должен сопереживаться слушателями. Важно, чтобы впечатления от него не стирались тут же. Нередко воспитательное его значение сильно снижается из-за того, что дети сразу переходят к делу, отличному и по содержанию,
настроению, например к спортивному соревнованию.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу воспитанников или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «поступать нужно так», «все так
262