ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1065
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
делают» и т.п. Но уместны они только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Там, где речь идет об очевидных нормах поведения, типа: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т.д., они излишни. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или правило поведения; б) выработать правильное отношение воспитанников к совершенному ими поступку.
Разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником слов учителя, и все же, воздействуя на психику, оно обретает свою значимость. Педагог использует внушение в тех случаях, когда хочет, чтобы воспитанник принял ту или иную установку, использует его для усиления других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие их почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Увещевая, он проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел. Опора на положительное, похвала,
обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного воздействия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
Увещевание иногда имеет место для возбуждения чувств стыда, покаяния,
неудовлетворенности собой, своими поступками. В таких случаях необходимо показать сущность негативного поступка и его последствий, создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению. Нередко негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае идет рука об руку с разъяснением и внушением, чтобы воспитанник осознал свои ошибки и больше не делал их.
Предостережение
При неквалифицированном применении или безразличном отношении к детям даже такие высокогуманные методы, как рассказ, разъяснение, увещевание, внушение,
могут принимать форму нотаций. Тогда они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Это означает, что сам по себе любой метод нейтрален, главное – кто и как его применяет.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Беседа отличается от рассказа,
инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия
263
Разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником слов учителя, и все же, воздействуя на психику, оно обретает свою значимость. Педагог использует внушение в тех случаях, когда хочет, чтобы воспитанник принял ту или иную установку, использует его для усиления других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие их почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Увещевая, он проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел. Опора на положительное, похвала,
обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного воздействия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
Увещевание иногда имеет место для возбуждения чувств стыда, покаяния,
неудовлетворенности собой, своими поступками. В таких случаях необходимо показать сущность негативного поступка и его последствий, создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению. Нередко негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае идет рука об руку с разъяснением и внушением, чтобы воспитанник осознал свои ошибки и больше не делал их.
Предостережение
При неквалифицированном применении или безразличном отношении к детям даже такие высокогуманные методы, как рассказ, разъяснение, увещевание, внушение,
могут принимать форму нотаций. Тогда они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Это означает, что сам по себе любой метод нейтрален, главное – кто и как его применяет.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Беседа отличается от рассказа,
инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия
263
и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель ее – упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы этических взглядов и убеждений.
В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу после события или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут его.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда условий.
• Важно, чтобы беседа приобрела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель будет стимулировать нестандартные вопросы,
помогать школьникам самим находить на них ответы.
• Не допускайте, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Дайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнению других,
терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.
• Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит,
воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют направить беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Многое зависит от того,
теплой ли будет беседа, раскроют ли в ней дети свою душу.
• Материал для беседы должен быть близок их эмоциональному опыту. Нельзя требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов, в которых за основу берутся факты и явления, связанные с непонятными или чуждыми им событиями,
чувствами. Только при опоре на реальный опыт результат будет успешным.
• В ходе беседы важно выявить и сопоставить мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.
• Смысл руководства этической беседой в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Если воспитатель сумеет посмотреть на то или иное событие или поступок глазами воспитанника, он поймет его чувства.
Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Знающие свое дело воспитатели проводят ее не часто, но готовятся основательно. В школе первой ступени этическая беседа обычно развивается индуктивным путем – от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Высокого профессионализма требуют индивидуальные беседы с провинившимися. Важно, чтобы в этот момент не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинств,
объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно
264
В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу после события или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут его.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда условий.
• Важно, чтобы беседа приобрела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель будет стимулировать нестандартные вопросы,
помогать школьникам самим находить на них ответы.
• Не допускайте, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Дайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнению других,
терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.
• Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит,
воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют направить беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Многое зависит от того,
теплой ли будет беседа, раскроют ли в ней дети свою душу.
• Материал для беседы должен быть близок их эмоциональному опыту. Нельзя требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов, в которых за основу берутся факты и явления, связанные с непонятными или чуждыми им событиями,
чувствами. Только при опоре на реальный опыт результат будет успешным.
• В ходе беседы важно выявить и сопоставить мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.
• Смысл руководства этической беседой в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Если воспитатель сумеет посмотреть на то или иное событие или поступок глазами воспитанника, он поймет его чувства.
Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Знающие свое дело воспитатели проводят ее не часто, но готовятся основательно. В школе первой ступени этическая беседа обычно развивается индуктивным путем – от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Высокого профессионализма требуют индивидуальные беседы с провинившимися. Важно, чтобы в этот момент не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинств,
объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно
264
беспокоит его наставника, что он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, можно рассчитывать на успех.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением,
быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово –
второй. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, –
говорил римский философ Сенека, – краток путь примера». Когда говорят о примере,
подразумевают прежде всего родителей, воспитателей, друзей. Однако большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели, выдающиеся ученые. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей дети овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать верные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример поможет удержать воспитанника от аналогичного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, если он не изменяет своих мнений, если воспитанники видят, что между словом и делом их наставника нет расхождений, а к ним он относится ровно и доброжелательно.
Подводя итог, согласимся, что методы формирования сознания личности играют
в гуманистическом воспитании важную роль. К ним относятся: рассказы на этические
темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения,
инструктажи, пример. Эффективность методов воспитания зависит от того, как они
применяются, насколько сам воспитатель придает им гуманистическую направленность.
Методы организации деятельности
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. В
этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения
265
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением,
быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово –
второй. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, –
говорил римский философ Сенека, – краток путь примера». Когда говорят о примере,
подразумевают прежде всего родителей, воспитателей, друзей. Однако большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели, выдающиеся ученые. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей дети овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать верные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример поможет удержать воспитанника от аналогичного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, если он не изменяет своих мнений, если воспитанники видят, что между словом и делом их наставника нет расхождений, а к ним он относится ровно и доброжелательно.
Подводя итог, согласимся, что методы формирования сознания личности играют
в гуманистическом воспитании важную роль. К ним относятся: рассказы на этические
темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения,
инструктажи, пример. Эффективность методов воспитания зависит от того, как они
применяются, насколько сам воспитатель придает им гуманистическую направленность.
Методы организации деятельности
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. В
этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения
265
рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса (рис. 13). Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять ею педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на части – конкретные действия и поступки.
Рис. 13. Система методов воспитания
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. В
истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у ребенка не сформировался заданный тип поведения. Нельзя научить ребенка писать, лишь рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной,
целенаправленной деятельности. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат –
устойчивые качества личности, навыки и привычки, которым принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.
Ушинский, он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.
Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы
266
Рис. 13. Система методов воспитания
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. В
истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у ребенка не сформировался заданный тип поведения. Нельзя научить ребенка писать, лишь рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной,
целенаправленной деятельности. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат –
устойчивые качества личности, навыки и привычки, которым принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.
Ушинский, он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.
Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы
266
человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных навыков и привычек, заботясь лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.
Эффективность упражнений зависит от следующих условий: 1) их системы; 2)
содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6)
контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10)
мотивации и стимулирования. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завязать в среднем около сотни раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств.
Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений запроектированному поведению – еще одно важное условие эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни.
В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами,
тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности,
контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений. Для воспитания культуры поведения у младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений (табл. 8).
267
Эффективность упражнений зависит от следующих условий: 1) их системы; 2)
содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6)
контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10)
мотивации и стимулирования. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завязать в среднем около сотни раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств.
Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений запроектированному поведению – еще одно важное условие эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни.
В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами,
тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности,
контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений. Для воспитания культуры поведения у младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений (табл. 8).
267
Таблица 8
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 26