ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние документов, предусмотренных только НК РФ или иными актами законода- тельства о налогах и сборах.
Изложенные обстоятельства обуславливают необходимость четкого закре- пления в диспозиции нормы указания, что обязанность представления докумен- тов, в том числе запрашиваемых по требованию о представлении документов регламентирована именно нормами законодательства о налогах и сборах РФ, и ответственность подлежит применению только в случае непредставления тако- го рода документов, а не любых по усмотрению налогового органа.
Исследование вопроса о соотношении норм об ответственности за непред- ставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля бы- ло бы неполным без рассмотрения круга субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.
Субъектом налогового правонарушения в виде непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, являются налогоплате- льщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а субъектом аналогичного административного правонарушения, являются граждане и должностные лица, причем как организаций-налогоплательщиков, так и организаций – налоговых агентов.
Однако вопрос о том, являются ли субъектами рассматриваемого админис- тративного правонарушения (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ) виновные должностные ли- ца в случае отказа контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента) представить их в налоговые органы, исходя из содержания нормы остается открытым.
Необходимо учитывать, что указанные лица должны представлять докуме- нты согласно требованию о представлении документов, а норма ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ не уточняет, что является основанием для представления докумен- тов: прямое указание в НК РФ или требование налогового органа.
Руководствуясь принципом, что каждой предусмотренной законом обязан- ности должна корреспондировать соответствующая норма об ответственности,
то в случае нарушения контрагентами и иными лицами, располагающими до- кументами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, обя- занности по представлению их в налоговые органы, полагаем необходимым квалифицировать действия виновных должностных лиц последних как непред- ставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Представляется важным затронуть также и некоторые вопросы, связанные с противоречием положений ст. ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ и положений, содер- жащихся в п.6 ст.93.1 НК РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента необходимые для проверки документы посредством вруче- ния этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ). Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Кроме того, должностное лицо налогового органа, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), ка- сающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбо- ра, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но- рма НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ) прямо указывает, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки докуме-
нтов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Думается, что такую позицию законодателя трудно признать обоснован- ной, поскольку контрагенты или иные лица, располагающие документами (ин-
формацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, на которых возложена обязанность представить их в порядке, предусмотренном ст.93.1 НК РФ, не являются субъектами налогового правонарушения, предус- мотренного ст. 129.1 НК РФ. Кроме того, согласно п.5 ст. 93.1 НК РФ указан- ные лица представляют документы на основании полученного ими требования о представлении документов, а не самостоятельно, без запроса налогового ор- гана, как установлено статьей 129.1 НК РФ.
С учетом изложенного, по мнению автора, более правильной с правовой точки зрения будет позиция, в соответствии с которой отказ лица от представ- ления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или не- представление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмот- ренную п. 2 ст. 126 НК РФ.
Однако следует учитывать, что субъектами правонарушения, предусмот- ренного п. 2 ст. 126 НК РФ, могут быть только организации, а статья 93.1 НК РФ, говорит о «контрагентах или иных лицах, располагающих документами (информацией)", которыми могут быть не только организации, но и индивидуа- льные предприниматели.
Таким образом, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в п.6 ст. 93.1 НК РФ, изложив его следующим образом:
« 6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налого- вой проверки документов или непредставление их в установленные сроки при- знаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмот- ренную пунктом 2 статьи 126 настоящего Кодекса».
Кроме того, полагаем необходимым уточнить положения пункта 2 ст. 126 НК РФ, устанавливающие в качестве субъекта правонарушения только органи- зации, с учетом положений п. 1 ст. 93.1 НК РФ, в связи с чем, заменить в п.2 ст.
126 НК РФ словосочетание «выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы» на словосочетание «выразившееся в отказе лица предоставить
имеющиеся у него документы».
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что виновные должностные лица в случае отказа контрагентов или иных лиц, располагающих документами (инфо- рмацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (пла- тельщика сбора, налогового агента) представить их в налоговые органы, также должны подлежать привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Важно отметить, что административная ответственность по указанной ста- тье предусмотрена также в случае представления документов или сведений, не- обходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок, но в неполном объеме или в искаженном виде, тогда как Налоговым кодексом РФ ответственность за совершение указанных деяний не предусмотрена.
С учетом изложенного, в диспозициях норм, предусматривающих админи- стративную и налоговую ответственность за непредставление сведений, необ- ходимых для осуществления налогового контроля, важно предусмотреть, что ответственность применяется в случае непредставления (отказа от представле- ния): - документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, - предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ, в том числе по требованию налогового органа; - в срок, установленный за- конодательством о налогах и сборах; - оформленных в установленном порядке.
В связи с чем, представляется необходимым изложить диспозиции 1 ст.
15.6 КоАП РФ и п. 1 ст.126 НК РФ, в следующей редакции:
«Статья15.6.Непредставление(несообщение)документов(сведений),необходимыхдляосуществленияналоговогоконтроля.
1.Непредставление (несообщение) в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления (сообщения) в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных
в установленном порядке документов и (или) иных сведений, не-
обходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных законо- дательством о налогах и сборах, в том числе по требованию налогового органа о представлении документов, а равно представление (сообщение) таких доку- ментов (сведений) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,-»
«Статья 126. Непредставление (несообщение) налоговому органу докуме-нтов(сведений),необходимыхдляосуществленияналогового контроля.
Анализируя диспозиций норм, предусмотренных ч.2 ст. 15.6 КоАП РФ и п.2 ст.126 НК РФ, можно сделать вывод, что данными нормами предусмотрена ответственность за разные правонарушения. Корреспондирующей нормой, предусматривающей налоговую ответственность за правонарушение, аналогич- ное по объекту правонарушению, предусмотренному ч. 2 ст. 15.6 НК, является ст. 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».
В силу прямого указания в норме ст. 129.1 НК РФ ответственность за не- правомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, ко- торые в соответствии с НК РФ лицо должно сообщить налоговому органу, при- меняется при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмот- ренного
Изложенные обстоятельства обуславливают необходимость четкого закре- пления в диспозиции нормы указания, что обязанность представления докумен- тов, в том числе запрашиваемых по требованию о представлении документов регламентирована именно нормами законодательства о налогах и сборах РФ, и ответственность подлежит применению только в случае непредставления тако- го рода документов, а не любых по усмотрению налогового органа.
Исследование вопроса о соотношении норм об ответственности за непред- ставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля бы- ло бы неполным без рассмотрения круга субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.
Субъектом налогового правонарушения в виде непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, являются налогоплате- льщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а субъектом аналогичного административного правонарушения, являются граждане и должностные лица, причем как организаций-налогоплательщиков, так и организаций – налоговых агентов.
Однако вопрос о том, являются ли субъектами рассматриваемого админис- тративного правонарушения (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ) виновные должностные ли- ца в случае отказа контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента) представить их в налоговые органы, исходя из содержания нормы остается открытым.
Необходимо учитывать, что указанные лица должны представлять докуме- нты согласно требованию о представлении документов, а норма ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ не уточняет, что является основанием для представления докумен- тов: прямое указание в НК РФ или требование налогового органа.
Руководствуясь принципом, что каждой предусмотренной законом обязан- ности должна корреспондировать соответствующая норма об ответственности,
то в случае нарушения контрагентами и иными лицами, располагающими до- кументами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, обя- занности по представлению их в налоговые органы, полагаем необходимым квалифицировать действия виновных должностных лиц последних как непред- ставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Представляется важным затронуть также и некоторые вопросы, связанные с противоречием положений ст. ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ и положений, содер- жащихся в п.6 ст.93.1 НК РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента необходимые для проверки документы посредством вруче- ния этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ). Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Кроме того, должностное лицо налогового органа, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), ка- сающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбо- ра, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но- рма НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ) прямо указывает, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки докуме-
нтов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Думается, что такую позицию законодателя трудно признать обоснован- ной, поскольку контрагенты или иные лица, располагающие документами (ин-
формацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, на которых возложена обязанность представить их в порядке, предусмотренном ст.93.1 НК РФ, не являются субъектами налогового правонарушения, предус- мотренного ст. 129.1 НК РФ. Кроме того, согласно п.5 ст. 93.1 НК РФ указан- ные лица представляют документы на основании полученного ими требования о представлении документов, а не самостоятельно, без запроса налогового ор- гана, как установлено статьей 129.1 НК РФ.
С учетом изложенного, по мнению автора, более правильной с правовой точки зрения будет позиция, в соответствии с которой отказ лица от представ- ления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или не- представление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмот- ренную п. 2 ст. 126 НК РФ.
Однако следует учитывать, что субъектами правонарушения, предусмот- ренного п. 2 ст. 126 НК РФ, могут быть только организации, а статья 93.1 НК РФ, говорит о «контрагентах или иных лицах, располагающих документами (информацией)", которыми могут быть не только организации, но и индивидуа- льные предприниматели.
Таким образом, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в п.6 ст. 93.1 НК РФ, изложив его следующим образом:
« 6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налого- вой проверки документов или непредставление их в установленные сроки при- знаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмот- ренную пунктом 2 статьи 126 настоящего Кодекса».
Кроме того, полагаем необходимым уточнить положения пункта 2 ст. 126 НК РФ, устанавливающие в качестве субъекта правонарушения только органи- зации, с учетом положений п. 1 ст. 93.1 НК РФ, в связи с чем, заменить в п.2 ст.
126 НК РФ словосочетание «выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы» на словосочетание «выразившееся в отказе лица предоставить
имеющиеся у него документы».
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что виновные должностные лица в случае отказа контрагентов или иных лиц, располагающих документами (инфо- рмацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (пла- тельщика сбора, налогового агента) представить их в налоговые органы, также должны подлежать привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Важно отметить, что административная ответственность по указанной ста- тье предусмотрена также в случае представления документов или сведений, не- обходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок, но в неполном объеме или в искаженном виде, тогда как Налоговым кодексом РФ ответственность за совершение указанных деяний не предусмотрена.
С учетом изложенного, в диспозициях норм, предусматривающих админи- стративную и налоговую ответственность за непредставление сведений, необ- ходимых для осуществления налогового контроля, важно предусмотреть, что ответственность применяется в случае непредставления (отказа от представле- ния): - документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, - предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ, в том числе по требованию налогового органа; - в срок, установленный за- конодательством о налогах и сборах; - оформленных в установленном порядке.
В связи с чем, представляется необходимым изложить диспозиции 1 ст.
15.6 КоАП РФ и п. 1 ст.126 НК РФ, в следующей редакции:
«Статья15.6.Непредставление(несообщение)документов(сведений),необходимыхдляосуществленияналоговогоконтроля.
1.Непредставление (несообщение) в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления (сообщения) в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных
в установленном порядке документов и (или) иных сведений, не-
обходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных законо- дательством о налогах и сборах, в том числе по требованию налогового органа о представлении документов, а равно представление (сообщение) таких доку- ментов (сведений) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,-»
«Статья 126. Непредставление (несообщение) налоговому органу докуме-нтов(сведений),необходимыхдляосуществленияналогового контроля.
-
Непредставление (несообщение) в установленный законодательством о нало- гах и сборах срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым аген- том) в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе по требо- ванию налогового органа о представлении документов (сведений), а равно представление (сообщение) таких документов (сведений) в неполном объеме или в искаженном виде -»
Анализируя диспозиций норм, предусмотренных ч.2 ст. 15.6 КоАП РФ и п.2 ст.126 НК РФ, можно сделать вывод, что данными нормами предусмотрена ответственность за разные правонарушения. Корреспондирующей нормой, предусматривающей налоговую ответственность за правонарушение, аналогич- ное по объекту правонарушению, предусмотренному ч. 2 ст. 15.6 НК, является ст. 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».
В силу прямого указания в норме ст. 129.1 НК РФ ответственность за не- правомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, ко- торые в соответствии с НК РФ лицо должно сообщить налоговому органу, при- меняется при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмот- ренного