ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 775
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем, указанные нормативные акты содержат и некоторые неиз-вестныеКоАПРФсоставыадминистративныхправонарушений, такие как:
-
незаконные начисление и выплата премий (ст. 13.12 КоАП РБ);
-отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, преду- смотренного законодательством о едином налоге (ст. 13.13 КоАП РБ);
-
необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно- финансовых организациях и неосуществление платежей с них (ст. 13.14 КоАП РБ); -
неправомерное осуществление деятельности при применении специаль- ного налогового режима (ст. 205-1 КоАП РК); -
осуществление деятельности лицами в период действия заявления о при- остановлении деятельности (ст. 205-2 КоАП РК); -
непредставление отчетности по мониторингу сделок, представляемой в целях контроля при трансфертном ценообразовании, а также документов, не- обходимых для проведения проверок по вопросам трансфертного ценообразо- вания (ст. 206-1 КоАП РК); -
сокрытие объектов налогообложения (ст.207 КоАП РК); -
выписка фиктивного счета-фактуры (ст. 211 КоАП РК);
-нарушение порядка допуска на территорию рынка (ст. 212 КоАП РК);
-
нарушение правил ввоза, транспортировки, производства, декларирова- ния, хранения и реализации подакцизных товаров и нефтепродуктов, а также правил оформления сопроводительных накладных на нефтепродукты (ст. 213 КоАП РК); -
нарушение порядка и правил маркировки (ст. 214 КоАП РК); -
представление заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст.218 КоАП РК); -
невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц (ст. 219 КоАП РК);
Представляется необходимым отметить, что некоторые из поименован- ных национальными законодателями правонарушений в области налогов и сбо- ров, нашли отражение в иных главах КоАП РФ, помимо главы 15 КоАП РФ, включающей административные правонарушения в области налогов и сборов. К их числу можно отнести нарушение порядка применения контрольно- кассовых машин (ст. 215 КоАП РК).
Положительным моментом законодательного регулирования Республик Беларусь и Казахстан, и, в свою очередь, упущением российского законодателя, по нашему мнению, является наличие в Кодексах об административных право- нарушениях Республик Беларусь и Казахстан и, соответственно, отсутствие в отечественном законодательстве административной ответственности за совер- шение таких административных правонарушений, как неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора) и неправомерное неудержание и (или) неперечис- ление (неполное удержание и (или) перечисление в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налого- вым агентом).
Российский законодатель определяет данные деяния лишь как налоговые правонарушения, субъектами ответственности в случае совершения которых, являются организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ. Административной ответственности для должностных лиц, совер- шивших указанные деяния, КоАП РФ не предусматривает.
В качестве варианта решения данной задачи целесообразно обратить вни- мание на опыт белорусских и казахстанских законодателей, которые признают неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа (ст. 13.6 КоАП РБ; ст. 209 КоАП РК), а также невыполнение или вы- полнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.7 КоАП РБ; ст. 209 КоАП РК) админи- стративными правонарушениями и возлагают административную ответствен- ность за их совершение, в
том числе и на виновных должностных лиц.
Необходимость введения административной ответственности в случае со- вершения указанных правонарушений признает основная масса участников проведенного нами опроса, мнения которых распределились следующим обра- зом:
Составправонарушения | Должностныелицаналоговыхорганов | Граждане |
Неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора); | 90% | 70% |
Неправомерное неудержание и (или) непере- числение (неполное удержание и (или) пере- числение) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению на- логовым агентом, | 95% | 65% |
С учетом изложенного, в целях повышения ответственности должност- ных лиц, ответственных за соблюдение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, полагаем необходимым дополнить главу 15 КоАП РФ двумя составами административных правонарушений, объективную сторону которых следует изложить в следующем виде:
«Статья15.11.1.Неуплатаилинеполнаяуплатасуммналога(сбора).
-
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате заниже- ния налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или дру- гих неправомерных действий (бездействия) -»
Статья 15.11.2. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удер-жаниюи (или) перечислениюналогов.
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом-».
Особого внимания заслуживают также вопросы регламентации нацио- нальными законодателями
рассматриваемых государств административной ответственности должностных лиц налоговых органов в части надлежащего
соблюдения прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых аген- тов.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Рос- сийской Федерации на период до 2020 года34, предусмотрено совершенствова- ние системы контроля и надзора, предполагающее сокращение административ- ных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффектив- ной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Данной Концепци- ей предусмотрены такие меры, как: ужесточение санкций в отношении сотруд- ников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок; признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении; значительное сокращение внеп- роцессуальных проверок со стороны контролирующих органов.
Совершенствование юридической ответственности должностных лиц упо- лномоченных органов государственного контроля (надзора) позволит усилить правовую защищенность субъектов вышеназванных правоотношений при про- ведении контрольных мероприятий, обеспечить реальные гарантии прав юри- дических лиц и индивидуальных предпринимателей на непредвзятый и обосно- ванный контроль за их деятельностью со стороны налоговых органов Российс- кой Федерации.
34 Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют о следующем:
| Должност- | Гражда- |
ныелица на- | не | |
логовыхорга- | | |
нов | | |
Необходимо предусмотреть административную ответс- твенность должностных лиц налоговых органов РФ за нарушение прав и законных интересов субъектов, под- лежащих налоговому контролю; | 75 % | 85% |
Необходимо предусмотреть административную ответс- твенность субъектов, подлежащих налогового контро- лю, за уклонение от осуществления мероприятий нало- гового контроля и получения документов, оформляе- мых по их результатам | 95% | 25% |
По изложенным причинам, на наш взгляд, представляется необходимым внесение в КоАП РФ изменений по двум направлениям:
-
во-первых, введение административной ответственности должностных лиц за нарушение прав, интересов и обязанностей налогоплательщиков (плате- льщиков сборов), налоговых агентов; -
во-вторых, введение административной ответственности физических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц за уклонение от проведения плановых мероприятий налогового контроля, а также получения документов, связанных с проведением указанных мероприятий и оформлением их результатов. Опыт в области установления административной ответственности за подобные нарушения накоплен лишь казахстанским зако- нодателем (ст. 219 КоАП РК).
Наряду с этим, ответственность должностных лиц за нарушение прав, ин- тересов и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов), налого- вых агентов не регламентирована ни в одном из рассматриваемых нормативных актов, тогда как целесообразность введения административной ответственности за такие деяния, как например: неправомерный отказ в постановке налогопла- тельщика на налоговый учет; неправомерный отказ в информировании налого- плательщика о его правах и обязанностях, о порядке и сроках их уплаты нало- гов и сборов и о соответствующих нормативных актах: проявление неуважите-
льного и некорректного отношения к налогоплательщику, его представителю, иному участнику налоговых отношений (т.е. пренебрежение или умышленное умаление прав, интересов или достоинства лица); неправомерный отказ в пре- доставлении предусмотренных законодательством налоговых льгот; нарушение срока вручения налогоплательщику извещения об уплате налога, при условии, что обязанность по его исчислению возложена на налоговые органы; необосно- ванный отказ в приеме и регистрации заявлений, сообщений, жалоб; и подобно- го рода деяния, представляется актуальным.
Незаконное приостановление операций по банковским счетам налогопла-