ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 771
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
административную ответственность в области налогов и сборов.
В свою очередь, в Кодексе Республики Беларусь им посвящена глава 13
«Административные правонарушения против порядка налогообложения», ко- торая содержит 14 статей, а в КоАП Республики Казахстан – глава 16 "Адми- нистративные правонарушения в области налогообложения», содержащая 19 статей.
Следует подчеркнуть, что лишь законодательные акты республик Беларусь и Казахстан содержат главы, посвященные исключительно административным правонарушениям в области налогов и сборов. В отечественном КоАП соответ- ствующая глава включают административные правонарушения в области нало- гов и сборов как составную часть, наряду с административными правонаруше- ниями, совершаемыми в иных областях, например в области предприниматель- ской деятельности, финансов, страхования и рынка ценных бумаг.
33 Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частно- го права. Т. 1 / Пер. с нем. М., 1995. - С. 18.
Приведенная ниже сравнительная таблица позволяет исследовать пере- чень составов административных правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных действующими кодифицированными административно- деликтными актами государств-участников Таможенного союза:
Таблица 2. Сравнительная таблица составов административных правонарушений в области налогов и сборов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Сравнительный анализ составов административных правонарушений, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях на примере рассматриваемых государств, позволяет сделать вывод о различии
подходов, используемых национальными законодателями при определении со- ставов правонарушений и перечня деяний, составляющих объективную сторону указанных правонарушений.
Сводный перечень административных правонарушений в области налогов и сборов, включает в себя 25 составов, однако лишь 3 из них определены в ка- честве административно-наказуемых во всех сравниваемых Кодексах об адми- нистративных правонарушениях, к которым относятся:
Несмотря на практически идентично сформулированные национальными законодателями названия статей, предусматривающих ответственность за от- меченные правонарушения, сравнительный анализ их содержания позволяет говорить о наличии некоторых существенных различий даже в данных соста- вах.
Следует отметить, что лишь российский и белорусский законодатели, ди- фференцируют ответственность за непредставление налоговой декларации (ст.15.5 КоАП РФ и ст.13.4 КоАП РБ) и сведений, необходимых для осуществ- ления налогового контроля (ст.15.6 КоАП РФ и ст.13.8 КоАП РБ).
В числе особенностей, свойственных составу правонарушения в виде не- представления налоговой декларации, можно отметить следующие:
а) по объективной стороне:
Объективную сторону административного правонарушения, предусмот- ренного отечественным законодательством (ч. 1. ст. 15.5), является нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
КоАП Республики Казахстан (ст.206), наряду с непредставлением нало- гоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган в срок, установлен- ный законодательством, расширяет перечень административно-наказуемых де- яний, и определяет в качестве
таковых:
Объективную сторону правонарушения в виде нарушения срока пред- ставления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), предусмотренно- го КоАП Республики Беларусь, образуют также наличие таких признаков, как наличие суммы налога, подлежащей уплате, и протяженность допущенной просрочки.
Так, КоАП РФ (ст. 15.5), установлена ответственность за нарушение сро- ка представления налоговой декларации и не предусмотрена административная ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме или с включением в нее искаженных данных.
Кроме того, нормы административно-деликтного законодательства ни одного из упомянутых государств также не содержат положений, предусматри- вающих административную ответственность за представление декларации (расчета), либо иной формы налоговой отчетности, не соответствующей уста- новленной законодательством форме или не отражающего все установленные для этой формы, либо искаженные данные.
Кроме того, в качестве упущений административно-деликтного законода- тельства всех государств-участников единого Таможенного союза
В свою очередь, в Кодексе Республики Беларусь им посвящена глава 13
«Административные правонарушения против порядка налогообложения», ко- торая содержит 14 статей, а в КоАП Республики Казахстан – глава 16 "Адми- нистративные правонарушения в области налогообложения», содержащая 19 статей.
Следует подчеркнуть, что лишь законодательные акты республик Беларусь и Казахстан содержат главы, посвященные исключительно административным правонарушениям в области налогов и сборов. В отечественном КоАП соответ- ствующая глава включают административные правонарушения в области нало- гов и сборов как составную часть, наряду с административными правонаруше- ниями, совершаемыми в иных областях, например в области предприниматель- ской деятельности, финансов, страхования и рынка ценных бумаг.
33 Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частно- го права. Т. 1 / Пер. с нем. М., 1995. - С. 18.
Приведенная ниже сравнительная таблица позволяет исследовать пере- чень составов административных правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных действующими кодифицированными административно- деликтными актами государств-участников Таможенного союза:
Таблица 2. Сравнительная таблица составов административных правонарушений в области налогов и сборов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
КоАП Российской Федерации | КоАП Республики Беларусь | КоАП Казахстана |
(глава 15 «Административные правонарушения а области фина- нсов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг») | (глава 13 «Административные правонарушения против порядка налогообложения») | (глава 16 «Административные правонарушения в области нало- гообложения») |
1 | 2 | 4 |
Ст.15.3. Нарушение срока поста- новки на учет в налоговом органе | Ст.13.1. Нарушение срока поста- новки на учет в налоговом органе. Ст. 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе | Ст.205. Нарушение срока поста- новки на регистрационный учет в налоговом органе. |
Ст.15.4. Нарушение срока пред- ставления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. | Ст.13.3. Нарушение срока пред- ставления информации об откры- тии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно- финансовой организации. | Отсутствует. |
Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декла- рации. | Ст.13.4. Нарушение срока пред- ставления налоговой декларации (расчета). | Ст.206. Непредставление нало- говой отчетности, а также до- кументов, необходимых для проведения мониторинга нало- гоплательщика либо связан- ных с условным банковским вкладом. |
Ст.15.6. Непредставление сведе- ний, необходимых для осуществ- ления налогового контроля. | Ст.13.8. Непредставление докуме- нтов и иных сведений для осущес- твления налогового контроля либо представление недостоверных све- дений, а равно отказ от подписа- ния акта налоговой проверки. | Ст.206. Непредставление нало- говой отчетности, а также до- кументов, необходимых для проведения мониторинга нало- гоплательщика либо связан- ных с условным банковским вкладом. |
Ст.15.7. Нарушение порядка от- крытия счета налогоплательщику. | Ст.13.9. Нарушение порядка отк- рытия счета плательщику. | Ст.216. Неисполнение обязанно- стей, предусмотренных налого- вым законодательством, долж- ностными лицами банков и дру- гих организаций, осуществляю- щих отдельные виды банковс- ких операций, фондовых бирж. |
Ст.15.8. Нарушение срока испол- нения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). | Ст.13.10. Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета госу- дарственного контроля Республи- ки Беларусь, налогового или та- моженного органа о перечисле- | Ст.216. Неисполнение обязанно- стей, предусмотренных налого- вым законодательством, долж- ностными лицами банков и дру- гих организаций, осуществляю- щих отдельные виды банковс- |
| нии, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных докумен- тов. | ких операций, фондовых бирж. |
Ст. 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении опе- раций по счетам налогоплатель- щика, плательщика сбора или налогового агента. | Ст.13.11. Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Респу- блики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостанов- лении операций по счетам плате- льщика, налогового агента, иного обязанного лица. | Ст.216. Неисполнение обязанно- стей, предусмотренных налого- вым законодательством, долж- ностными лицами банков и дру- гих организаций, осуществляю- щих отдельные виды банковс- ких операций, фондовых бирж. |
Ст.15.11 Грубое нарушение пра- вил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. | Ст.13.5. Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элемен- тов налогового учета. | Ст.208 Отсутствие учетной до- кументации и нарушение веде- ния налогового учета. |
Отсутствует. | Ст.13.7. Невыполнение или выпо- лнение не в полном объеме обя- занности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбо- ра (пошлины). | Ст. 210. Невыполнение налоговым агентом и иными уполномо- ченными органами (организа- циями) обязанности по удержа- нию и (или) перечислению на- логов и других обязательных платежей в бюджет. |
Отсутствует. | Ст.13.12. Незаконные начисление и выплата премий. | Отсутствует. |
Отсутствует. | Ст. 13.13. Отсутствие при реализа- ции товаров, оказании услуг доку- мента, предусмотренного законо- дательством о едином налоге. | Отсутствует. |
Отсутствует. | Ст.13.14. Необеспечение зачисле- ния выручки от реализации това- ров (работ, услуг), иного иму- щества на счета в банках и (или) небанковских кредитно- финансовых организациях и не- осуществление платежей с них. | Отсутствует. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 205-1. Неправомерное осу- ществление деятельности при применении специального нало- гового режима. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 205-2. Осуществление деяте- льности лицами в период дейст- вия заявления о приостановле- нии деятельности. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 206-1. Непредставление отчетности по мониторингу сделок, представ- ляемой в целях контроля при трансфертном ценообразовании, а также документов, необходи- мых для проведения проверок по вопросам трансфертного це- нообразования. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 207. Сокрытие объектов налогообло- жения. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 208.1. Уклонение от уплаты начислен- ных (исчисленных) сумм нало- |
| | гов и других обязательных пла- тежей в бюджет. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 211. Выписка фиктивного счета- фактуры. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 212. Нарушение порядка допуска на территорию рынка. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 213. Нарушение правил ввоза, транспортировки, производства, декларирования, хранения и реализации подакцизных това- ров и нефтепродуктов, а также правил оформления сопрово- дительных накладных на нефтепродукты. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 214. Нарушение порядка и правил маркировки. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 215. Нарушение порядка примене- ния контрольно-кассовых ма- шин. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст.217. Неисполнение банками и организациями, осуществляю- щими отдельные виды банковс- ких операций, обязанностей, установленных налоговым зако- нодательством. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 218. Представление заведомо лож- ных сведений о банковских опе- рациях. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Ст. 219. Невыполнение законных требо- ваний органов налоговой служ- бы и их должностных лиц. |
Сравнительный анализ составов административных правонарушений, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях на примере рассматриваемых государств, позволяет сделать вывод о различии
подходов, используемых национальными законодателями при определении со- ставов правонарушений и перечня деяний, составляющих объективную сторону указанных правонарушений.
Сводный перечень административных правонарушений в области налогов и сборов, включает в себя 25 составов, однако лишь 3 из них определены в ка- честве административно-наказуемых во всех сравниваемых Кодексах об адми- нистративных правонарушениях, к которым относятся:
-
нарушение сроков представления налоговой декларации;
-
непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового кон- троля; -
грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Несмотря на практически идентично сформулированные национальными законодателями названия статей, предусматривающих ответственность за от- меченные правонарушения, сравнительный анализ их содержания позволяет говорить о наличии некоторых существенных различий даже в данных соста- вах.
Следует отметить, что лишь российский и белорусский законодатели, ди- фференцируют ответственность за непредставление налоговой декларации (ст.15.5 КоАП РФ и ст.13.4 КоАП РБ) и сведений, необходимых для осуществ- ления налогового контроля (ст.15.6 КоАП РФ и ст.13.8 КоАП РБ).
В числе особенностей, свойственных составу правонарушения в виде не- представления налоговой декларации, можно отметить следующие:
а) по объективной стороне:
Объективную сторону административного правонарушения, предусмот- ренного отечественным законодательством (ч. 1. ст. 15.5), является нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
КоАП Республики Казахстан (ст.206), наряду с непредставлением нало- гоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган в срок, установлен- ный законодательством, расширяет перечень административно-наказуемых де- яний, и определяет в качестве
таковых:
-
непредставление в срок, уполномоченным государственным органом, либо отказ в представлении налогоплательщиком документов, а также отчетно- сти по мониторингу, необходимых для проведения мониторинга крупных нало- гоплательщиков (ч.3); -
непредставление либо несвоевременное представление в налоговый ор- ган налоговым агентом договора об условном банковском вкладе в случае уплаты подоходного налога через условный банковский вклад (ч.5); -
непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для определения суммы прибыли или части прибыли юридиче- ского лица нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в госу- дарстве с льготным налогообложением, подлежащей налогообложению в соот- ветствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан (ч.6).
Объективную сторону правонарушения в виде нарушения срока пред- ставления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), предусмотренно- го КоАП Республики Беларусь, образуют также наличие таких признаков, как наличие суммы налога, подлежащей уплате, и протяженность допущенной просрочки.
Так, КоАП РФ (ст. 15.5), установлена ответственность за нарушение сро- ка представления налоговой декларации и не предусмотрена административная ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме или с включением в нее искаженных данных.
Кроме того, нормы административно-деликтного законодательства ни одного из упомянутых государств также не содержат положений, предусматри- вающих административную ответственность за представление декларации (расчета), либо иной формы налоговой отчетности, не соответствующей уста- новленной законодательством форме или не отражающего все установленные для этой формы, либо искаженные данные.
Кроме того, в качестве упущений административно-деликтного законода- тельства всех государств-участников единого Таможенного союза