Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 773

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно отме- тить отсутствие нормативного закрепления административной ответственности за умышленное неисполнение обязанности по представлению налоговой декла- рации (расчета) после истечения срока, установленного законодательством для представления, либо умышленное включение в налоговую декларацию (расчет) искаженных данных.

Представляется важным также законодательное закрепление обязанности вынесения налоговым органом письменных предписаний в случае обнаружения таких нарушений, как непредставление отчета в установленный законодатель- ством срок, либо умышленное включение в налоговую декларацию (расчет) ис- каженных данных, и, соответственно, регламентация административной ответ- ственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) перечислен- ных обязанностей.

Вызывает определенный интерес, что все рассматриваемые администра- тивно-деликтные акты, устанавливая административную ответственность за нарушение срока представления отчетности, в качестве квалифицирующего признака предусматривают повторность совершенного административного правонарушения, тогда как КоАП РФ учитывает повторность только как обсто- ятельство, отягчающее административную ответственность.

б) по субъекту ответственности:

Российским административно-деликтным законодательством определено, что административная ответственность, установленная в отношении должност- ных лиц в статьях 15.3-15.9,15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринима- тельскую деятельность без образования юридического лица.

В свою очередь, КоАП Республики Казахстан устанавливает более широ- кий перечень субъектов ответственности, относя к ним физических лиц, долж- ностных лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адво- катов, юридических лиц, причем устанавливая дифференцированный размер административного штрафа для юридических лиц, являющихся субъектами ма-
лого или среднего предпринимательства, некоммерческими организациями и юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства.

Физические лица являются субъектами административной ответственности и по КоАП Республики Беларусь в случае нарушения физическим лицом, не яв- ляющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным ли-

цом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декла- рации (расчета) либо при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более двенадцати месяцев.

в) по виду административного наказания:

Лишь КоАП РФ, в отличие от остальных рассматриваемых администра- тивно-деликтных актов, предусматривает в качестве административного нака- зания за нарушение установленного законодательством срока представления налоговой декларации помимо административного штрафа, такой вид наказа- ния, как предупреждение.

Вывод о принципиально различных подходах национальных законода- тельств, следует также из сравнительного анализа составов административных правонарушений, именуемых в общем виде как нарушение правил ведения бух- галтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Существенные различия можно выделить по следующим основаниям:

а) по объективной стороне:

Российским законодателем административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер- ской отчетности предусмотрена в ст. 15.11 КоАП РФ, причем законодатель конкретизирует, что понимается под грубым нарушением правил ведения бух- галтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а именно:

искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 про- центов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме- нее чем на 10 процентов.



КоАП Республики Беларусь (ст.13.5), в свою очередь, устанавливает два наказуемых деяния:

  • нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, рас- ходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, в зависимости

от того повлекли за собой эти деяния неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) или не повлекли.

КоАП Республики Казахстан (ст.208) также устанавливает административ- ную ответственность за отсутствие учетной документации и нарушение веде- ния учета и в качестве административно-наказуемых деяний предусматривает следующие:

  • отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблю- дение требований по составлению и хранению учетной документации, установ- ленных законодательством (ч.1); действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания (ч.2); либо неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) (ч.3).

Причем под отсутствием у налогоплательщика учетной документации по- нимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налого- обложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Необходимо отметить, что рассматриваемые нормы, как правило, не раз- граничивают ответственность за нарушение правил ведения «бухгалтерского» и

«налогового» учета, что служит источником различного рода противоречий в правоприменительной практике.

Кроме того, состав правонарушения, связанный с нарушением правил ор- ганизации и ведения бухгалтерского учета, охватывает лишь небольшую толи- ку административно-наказуемых деяний, перечень которых, на наш взгляд, нуждается в расширении и детальной конкретизации.

К числу административно-наказуемых
деяний, связанных с нарушением правил организации и ведения бухгалтерского учета, представляется необхо- димым относить следующие: невыполнение требований законодательства о вы- боре формы организации и ведения бухгалтерского учета, об установлении или изменении учетной политики; необеспечение контроля за документальным

оформлением хозяйственных операций и отражением их в бухгалтерском уче- те; несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах, в бухгалтерских регистрах хозяйственных и финансовых операций; не- составление первичных документов; несоблюдение требований оформления хо- зяйственных и финансовых операций типовыми первичными документами строгой отчетности, повреждение, утрата, уничтожение бухгалтерских доку- ментов до истечения установленного законодательством срока их хранения, ли- бо невосстановление их в предложенный срок с момента установления соответ- ствующего факта и др.

Мы придерживаемся позиции, что расширение и конкретизация перечня деяний, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета, спо- собствует правильной квалификации деяний, совершенных в области налогов и сборов деяний, и позволяет всем субъектам правоприменения избегать неодно- значных трактовок в части отнесения совершенных деяний к числу админи- стративно-наказуемых. Актуальным представляется также и разграничение в законодательстве ответственности за нарушение правил ведения «бухгалтер- ского» и «налогового» учета.

б) по субъекту административного правонарушения:

КоАП РФ в качестве субъекта административного правонарушения в виде нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер- ской отчетности рассматривает лишь должностных лиц.

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения, преду- смотренного КоАП Республики Беларусь, являются индивидуальные предпри- ниматели и юридические лица.

В то время как КоАП Республики Казахстан предусматривает, что субъек- тами рассматриваемого правонарушения
могут являться должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые подразделя- ются на: лиц, являющихся субъектами малого или среднего предприниматель- ства, некоммерческими организациями и лиц, являющихся субъектами крупно- го предпринимательства.

Несмотря на определенную общность формулировок рассмотренных со- ставов административных правонарушений, вышеизложенные отличия, без со- мнения, свидетельствуют о кардинально разных подходах национальных зако- нодателей к регламентации вопросов административной ответственности.

Причиной тому служит специфика национального законодательства о налогах и сборах, в ряде случаев консолидация норм об ответственности за правонарушения в области налогов и сборов исключительно в административ- но-деликтных актах, а также отсутствие модельного законодательства в указан- ной области.

Анализируя перечни составов административных правонарушений в обла- сти налогов и сборов, следует отметить, что некоторые составы администра- тивных правонарушений, известные отечественному КоАП, присутствуют в от- дельных административно-деликтных законодательствах рассматриваемых гос- ударств, хотя и с определенными специфическими особенностями. В числе них:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ; ст.ст.13.1.,13.2. КоАП РБ; ст.205 КоАП РК);

  • нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии сче- та в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ; ст.13.3. КоАП РБ);

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7. КоАП РФ; ст.13.9. КоАП РБ; ст. 216 КоАП РК);

  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8. КоАП РФ; ст.13.10. КоАП РБ; ст. 216 КоАП РК);

  • неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9. КоАП РФ; ст.13.11. КоАП РБ; ст. 216 КоАП РК).

  • неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможен- ного платежа (ст.13.6 КоАП РБ; ст.209 КоАП РК);

  • неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможен- ного платежа (ст. 13.7 КоАП РБ; ст. 210 КоАП РК).