Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
системы контроля параметров движущегося ТС в пространстве, -
диагностики состояния элементов конструкции ТС, -
рулевого управления, -
торможения, -
связи с внешними органами управления транспортными потоками.
Транспортные носители представляют собой несущую конструкцию, предназначенную для размещения всех систем ТС, и состоят из набора силовых профильных элементов (шпангоутов, стрингеров, лонжеронов, стоек и т.д.), на которые устанавливают оболочку из стального листового или цветного материала. Транспортные системы обеспечения функционирования ТС предназначены для обеспечения функционального назначения транспортного средства и включают в свой состав: оборудование для размещения пассажиров и грузов, бытовое оборудование, технологическое оборудование (подъемно – транспортных механизмов),швартовных устройств, приема пассажиров и грузов и т.д.
-
Элементы перевозочного процесса. Виды и условия перевозок.
Перевозочный процесс – это технологическая цепочка последовательных операций, цель которых - доставка грузов и пассажиров из одного пункта в другой
Элементы перевозочного процесса:
1, Начальные операции в пункте отправления
2, Перемещение из пункта отправления в пункт назначения
3, Конечные операции в пункте назначения
Виды и условия перевозок.
1) В прямом сообщении – выполняется одним видом транспорта без пересадки/перевалки
2) С пересадкой или перевалкой – выполняется одним видом транспорта с пересадкой/перевалкой в пути следования
3) В смешанном сообщении – выполняется несколькими видами транспорта
Виды смешанных перевозок:
1) Интермодальные – на каждый вид транспорта свой документ.
2) Мультимодальные – один транспортный документ на все виды транспорта.
3) Трансмодальные – на каждый вид транспорта свой документ, перевозку осуществляет сторонняя компания.
Особенности смешанных перевозок:
· Наличие нескольких видов транспорта
· Организует перевозки либо один из участников перевозки, либо оператор
· Груз перевозится в основном в укрепленных грузовых местах
8 Транспортная техника. Техническая характеристика и экономичность транспортного средства.
Транспортная техника – это совокупность отраслей науки, технологий и производств, обеспечивающих перевозки людей и грузов.
Транспортная техникавключает в себя:
-
транспортные средства или подвижной состав (ТС); -
технические средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов и транспортно – складских работ; -
системы обслуживания пользователей транспорта (клиентов); -
средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
Технической характеристикой называется величина, количественно характеризующая выполнение ТС своего функционального назначения. Техническая характеристика ТС (ТС) измеряется произведением рейсовой скорости движения на полезную массу перевозимого груза или пассажиров.
Обычно скорость перемещения объекта обозначается буквой Vс соответствующим индексом и имеет размерность: м/с, км/ч, узел.
Принято различать:
-
техническую скорость VT, под которой понимается путь, проходимый ТС относительно транспортного пространства в единицу времени; -
путевую скорость VП, представляющую собой векторную сумму технической скорости и скорости перемещения W среды, в которой двигается ТС (скорость ветра, скорость течения воды
9. Группы показателей работы транспорта.
1. показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы
- объем перевозок грузов и пассажиров.
- грузо- и пассажирооборот,
- приведенный грузооборот,
- объем отправления,
- объем прибытия
2. показатели материально - технической базы
- протяженность путей сообщения,
- густота сети,
- суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,
- суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,
- пропускная и провозная способность элементов транспортной сети
3. показатели эксплуатационной работы
- средняя грузонапряженность,
- средняя дальность перевозок,
- скорость доставки грузов,
- использование грузоподъемности подвижного состава,
- время оборота подвижного состава,
- среднесуточный пробег подвижного состава
4. показатели экономической эффективности и финансовые
- себестоимость перевозок,
- производительность труда,
- фондоотдача,
- фондоемкость,
- доходы,
- расходы,
- прибыль, рентабельность
10. Густота транспортной сети. Транспортная доступность. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.
Густота транспортной сети – это протяженность дорог, приходящихся на единицу площади.
Транспортная доступность — комплексное понятие, которое в целом определяется временем, необходимым на дорогу из точки «а» (района) в точку «б» (например — в центр города). Понятно, что это время зависит не только от наличия в районе метро, ширины автодорог и выделенных полос для общественного транспорта, но и месторасположения дома человека, совершающего поездку.
Показатели перевозочной работы:
- грузооборот;
- пассажирооборот;
- объем перевозок грузов и пассажиров;
- объем отправления и прибытия.
Показатели материально-технической базы:
- протяженность сети;
- густота сети;
- грузоподъемность транспортных средств;
- пропускная и провозная способность элементов транспортной сети.
Показатели эксплуатационной работы:
- средняя грузонапряженность;
- средняя дальность перевозки;
- скорость доставки грузов;
- оборот подвижного состава;
- использование грузоподъемности подвижного состава;
- среднесуточный пробег.
Экономические показатели:
- себестоимость перевозки;
- экономическая эффективность;
- производительность труда;
- доходы, расходы, рентабельность, прибыль;
- фондоотдача.
11. Качество обслуживания.Качество пассажирских и грузовых перевозок. Основные показатели качества транспортного обслуживания. Степень сохранности перевозимых грузов.
Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.
К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.
Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.
Сложное качество характеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.
Интегральное качество характеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.
Для количественной оценки качества перевозок пассажиров совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:безопасность перевозок,уровень организации движения ТС во времени (частота, ритмичность, регулярность, точность движения, зависимость от внешних условий),затраты времени на поездку, с учетом ожидания, удобство пользования транспортом, т.е. комфортабельность.
Качество обслуживания характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу. Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабельность и удобство поездки, быстрота оформления проездных билетов, частота и регулярность движения, беспересадочность сообщений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочтение тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т. п.
Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по грузовым перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных ус-луг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприятия по обеспечению качества перевозок грузов направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственников, т. е. грузовладельцев.
Основными показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев являются:степень удовлетворения спроса по объему перевозок грузов за определенный период времени (год, квартал, месяц и более короткие сроки), степень ритмичности или регулярности перевозок грузов
, уровень выполнения установленных сроков доставки грузов,степень сохранности перевозимых грузов. В потери грузов при транспортировке включаются только потери сверх установленных норм естественной убыли по родам грузов на всех видах транспорта. Причинами потерь грузов являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушения в технологии грузовых работ и перевозок, хищения, аварии, порча грузов в процессе транспортировки. Транспорт выплачивает грузовладельцам значительные суммы штрафов за несохранность грузов. По экспертным оценкам, среднее значение данного показателя по всем видам транспорта составляет 0,70 – 0,75.
Приведенные показатели качества транспортного обслуживания численно находятся в диапазоне от 0 до 1 и могут быть определены по видам и предприятиям транспорта, родам грузов и отдельным направлениям перевозок, регионам и грузовладельцам. Каждый из этих показателей имеет большое самостоятельное значение. Однако для обобщенной оценки качества обслуживания тем или иным видом транспорта требуется единый, комплексный показатель. Более того, разнонаправленность приведенных показателей при отсутствии общего измерителя представляет значительные трудности в объективной оценке работы транспортных предприятий.