Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 587

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

33. Понятие административного наказания. Цели и задачи и функции административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.(ст. 3.1 КоАП)

Признаки административного наказания:

  • фактическим основанием выступает административное правонарушение;

  • применяется специально уполномоченными субъектами;

  • реализуется в установленном процессуальном порядке;

  • применяется посредством соответствующих мер;

  • вызывает наступление определенных правоограничений;

  • применяется для достижения определенных целей.

Цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);

  2. общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что зафиксировано ст. 3.1 КоАП.

34. Понятие института обращения. Цели, задачи, функции и особенности института обращений.


Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

По своей юридической природе обращения представляют собой юридические акты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий

Правовой основой административно-правового института предложений и заявлений граждан является Федеральный Закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2006 года (далее – ФЗ «Об обращениях граждан») и многие другие

обращения граждан подразделяются на:

  • - предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

  • - заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

  • - жалобу - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой, а по форме допустимы как письменные, так и устные обращения.

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.

35. Структура административно-правовых отношеий: субъект, объект., содержание.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т. е. складывающиеся в сфере государственного управления.



В структуру административно-правовых отношений входят три основных элемента: 1) субъекты (отвечают на вопрос «те, кто?», т. е. участники); 2) объект (отвечает на вопрос «то, на что направлено?») и 3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).

Объектом правоотношения считается то, на что направлено это поведение – имущество, личные блага, духовные и иные ценности, обеспечивающие в соответствии с общегосударственным интересом индивидуальные интересы сторон в правоотношении.

Субъектом административно-правовых отношений является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Ими могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

36. Правовое основание института дисциплинарной ответственности. Виды мер дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.


Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных уполномоченными на то органами (должностными лицами).

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности. Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». В ФЗ №3 «О полиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника полиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции».

37. Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО - это противоправное, виновное деяние физического (предпринимателя) или юридического лица (организации), нарушающие закрепленные правила и нормы осуществления предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, за которые устанавливается административная ответственность.

Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО обладает следующими признаками: противоправность, виновность, наказуемость.


Признаки противоправного деяния должны соответствовать элементами состава административного правонарушения. После установления полного соответствия признаков и элементов, появляется основание признать деяние конкретным административным правонарушением.

Глава 14 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.

В данном перечне правонарушений родовым объектом будут выступать общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объективная сторона - это 1)действия, например: получение кредита (ст. 14.11), поставка этилового спирта (ст. 14.17), осуществление внешнеэкономических операций (ст. 14.20), и др. и 2) бездействие лиц совершивших правонарушение, так ,например, в статье 14.1 - «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», статья 14.8 «Нарушение иных прав потребителей», статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» и т.д.

Так же данной группе административных правонарушений свойственно наличие видовых объектов, таких как: общественные отношения в области торговли и защиты прав потребителей (ст. 14.2, 14.4 - 14.9, 14.15, 14.16), оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. ст. 14.17 - 14.19), интеллектуальной собственности (ст. ст. 14.10, 14.24), порядка и организации деятельности при банкротстве (ст. ст. 14.12 - 14.14), статья 14.26 - обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, их отчуждения и др.

Отдельные составы административных правонарушений характеризуются предметом правонарушения, например: бухгалтерские и иные документы юридического лица или физического лица (предпринимателя) (ст. 14.13 КоАП РФ - неправомерные действия при банкротстве), единый государственный реестр юридических лиц (ст.14.25 КоАП РФ - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц).

38. Понятие, характеристика дисквалификации, как меры административного наказания.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Админист­ративное наказание в виде дисквалификации назначается су­дьей.