Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 581

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27. Понятие, характеристика административного штрафа как меры административного наказания.

Административный штраф - это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: «административный штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции».

Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа - это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину кратную для определения размера административного штрафа.

В статьяе 5.35 КоАП РФ предусматриваются различные варианты определения размеров административного штрафа . При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни.
В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.
Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф достаточно эффективен, наиболее распространен. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Можно отметить, что штраф является универсальным административным наказанием по многим показателям. Зачастую именно назначение данного наказания способно обеспечить наибольшую дисциплину и правопорядок, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение людей, наказанных рублем. Назначение административного штрафа оказывает воспитательное действие на лицо, совершившее административное правонарушение, а также обеспечивает предупреждение новых правонарушений.


Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но, законодательными актами субъектов РФ.

28.Административно-правовые отношения: понятие, классификация

Понятие и особенности административно-правовых отношений

Определение - общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.



Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;

  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;

  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;

  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

29.Понятие, характеристика лишения специального права, предоставленного физическому лицу как меры административного наказания.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.
(ч.1 ст. 3.8 КоАП РФ).

Данный вид административного наказания может применяться только в отношении физ. лиц..

Лица, совершившие адм. правонарушение могут быть лишены специальных прав:

  • Права охоты

  • Права управления ТС, воздушным судном, судном.

  • Права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается о лишение данного права. Однако в статьях Особенной части Кодекса не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права охоты и права управления ТС.

Согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Согласно ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения адм. правонарушений, предусмотренных:

  • Ст. 12.8 КоАП – управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянении, передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

  • ч. 3 ст. 12.10 КоАПповторное пересечение ж/д пути вне ж/д переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом шлагбауме либо запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка и стоянка на ж/д переезде

  • ч. 5 ст. 12.15 КоАПповторный выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения , либо на трамвайные пути встречного движения, за исключением случаев предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

  • ч. 3.1 ст. 12.16повторное движение во встречном напримеравлении по дороге с односторонним движением.

  • Ст. 12.24 КоАП – нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

  • Ст. 12.26 КоАП - невыполнение водителем ТС требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

  • ч.2 ст. 12.27 КоАП – оставление водителем в Нарушение ПДД места ДТП, участником которого он является.

  • ч.3 ст. 12.27 КоАП – невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП , к которому он причастен, либо после того как ТС было остановлено сотрудником полиции.


В соответствии с ч.4 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев предусмотренных:

ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП – осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями или способами охоты. .

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия, охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Так, например, лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем, только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения ПДД. К ним относятся:

  • управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

  • превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час;

  • пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

  • выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;

  • непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

  • нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

  • невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.