Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья 32.5. Органы, исполняющие постановления о лишении специального права
1. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
2. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.
3. Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).
4. Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.
5. Постановление судьи о лишении права осуществлять охоту исполняется должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.
6. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
30.Понятие, содержание и функции исполнительной власти в системе государственного управления
Исполнительная властьявляется ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).
Содержание исполнительной власти: исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов.
Характерные черты исполнительной власти:
-
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями; -
Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма; -
Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей; -
Исполнительная власть является проводником государственной политики в жизнь; -
Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам; -
Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; -
Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; -
Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера; -
Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности; -
Исполнительная власть по своей сути правоприминительна.
Соотношение административной власти и исполнительной
«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).
Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).
Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении функций государственного управления, к которым относятся:
1. исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения КРФ, ФЗ и законов субъектов РФ;
2. правозащитная, т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции гос-го управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
6. нормотворческая, в соответствии с которой ОИВ осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что ОИВ законодательно наделены полномочиями по применению к юр. и физ. лицам мер гос-го (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
31.Характеристика механизма административно-правового регулирования и его элементов.
Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Какие же средства, процессы и состояния включает в себя механизм административно-правового регулирования общественных отношений?
Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
-
представляет собой совокупность юридических средств; -
средства носят административно-правовой характер; -
объектом воздействия выступают управленческие отношения; -
направлено на решение задач общества и государства; -
активизирует субъекты управленческих отношений; -
повышает уровень их правосознания, правовой культуры; -
обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
-
принципы административного права; -
административно-правовые нормы; -
акты официального толкования административно-правовых норм; -
акты применения административно-правовых норм; -
административно-правовые отношения.
В механизме административно-правового регулирования нормативно-правовые акты играют двоякую роль: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на юридические средства, с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.
Важное место в нормативной основе механизма правового регулирования в области государственного управления занимают акты планирования экономического, социального и культурного развития; правовые стандарты, значение и удельный вес которых возрос в условиях проводимых в республике преобразований; локальные нормативные акты (сфера действия их ограничивается рамками предприятия, учреждения, организации – правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, правила составления и представления определенной документации и др.). Эффективность правового регулирования предполагает включение в его механизм идеологической коммуникации, направленной на моральное и идеологическое подкрепление предъявляемых адресатам правовых требований, а также
стимулирующей коммуникации, которая состоит в том, что государство морально и материально поощряет активное, инициативное использование правовых требований участниками общественных отношений в области государственного управления. При нарушении права государство использует институт юридической ответственности.
Необходимо выделить такой элемент механизма административно-правового регулирования, как правовые отношения, модели которых создаются государством в нормах права. Участники правовых отношений связаны конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, которые индивидуализируют общую правовую возможность для конкретных участников регулируемого отношения.
В механизме административно-правового регулирования юридические факты являются еще одним промежуточным звеном между государственной волей и общественными отношениями.
Таким образом, правовое регулирование в области государственного управления действует как сложный механизм, с промежуточными передаточными звеньями, которые служат проводниками движения нормативно-государственной воли к фактическому поведению участников регулируемого отношения.
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления можно определить как взятую в единстве систему административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Эффективность функционирования механизма административно-правового регулирования существенно зависит от уровня правосознания граждан, т.е. совокупности идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношений людей, их социальных групп к праву, правоприменительной деятельности, законности, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов отношений. Уровень правосознания субъектов управленческих отношений влияет на состояние дисциплины и законности в сфере государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования в административно-правовых отношениях конкретных субъектов государственного управления.
32.Прокурорский надзор как способ обеспечения законности.
Прокурорский надзор.
Предмет надзора, полномочия прокуроров по его осуществлению, методы и формы реагирования прокурора на факты нарушения закона регламентированы Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации". Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соответствием законодательству всех иных правовых актов.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
1) протест прокурора;
2) представление прокурора;
3) постановление прокурора;
4) предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.