Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 508
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.
В целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних должностные лица ПДН участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов. С помощью сотрудников других подразделений устанавливают обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств и психотропных или одурманивающих веществ. Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории. Права должностных лиц ПДН:
вызывать несовершеннолетних, их родителей, а также лиц, их заменяющих, в органы внутренних дел для выяснения обстоятельств совершения правонарушений;
объявлять несовершеннолетним правонарушителям официальное предостережение о недопустимости такого поведения; посещать местожительство несовершеннолетних правонарушителей, проводить с ними, а также с их родителями соответствующие беседы; запрашивать в соответствующих организациях необходимые сведения;
доставлять несовершеннолетних правонарушителей в органы внутренних дел на срок до трех часов, подвергать их личному досмотру. В ОВД могут быть доставлены несовершеннолетние:
(а) совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;
(б) совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания, или совершившие антиобщественные действия; (в) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; (г) направляемые в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; (д) безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, заблудившиеся, подкинутые, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и (или)
средств к существованию.
ПДН имеет право ставить на учет подростков, систематически совершающих правонарушения, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Следует отметить, что специализация сотрудников ПДН имеет свои особенности, заключающиеся во взаимодействии с государственными, общественными организациями, имеющими заинтересованность в решении проблем детской беспризорности, безнадзорности и профилактики правонарушений. Качество работы и эффективность предупреждения правонарушений несовершеннолетних во многом зависят от такого взаимодействия.
24.Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Успешное выполнение задач по профилактике и противодействию административным правонарушениям и преступлениям лиц, не достигших совершеннолетия, во многом зависит от эффективности синхронизированного взаимодействия всех субъектов системы превенции. В общей теории права взаимодействие рассматривается как согласованные по цели, месту и времени усилия и взаимная помощь по достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Оно реализуется в процессе многогранной совместной деятельности.
Распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту административных и иных правонарушений, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Общность целей различных субъектов предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних обычно рассматривается в качестве одной из объективных предпосылок взаимодействия, в котором заинтересованы стороны, поскольку не каждая из них располагает всеми необходимыми средствами для решения общих задач.
От правильной координации органов и организаций системы превенции правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц, четкого построения функциональных вертикалей, от целенаправленного приложения усилий работников подразделений по делам несовершеннолетних зависит не только профилактика преступности несовершеннолетних, но и эффективность предупреждения негативных явлений в целом в детской и молодежной среде.
Актуальность данного обстоятельства подчеркивается еще и тем, что в каждом территориальном образовании имеется большое количество различных по своему характеру и ведомственной принадлежности государственных, муниципальных и общественных объединений, занимающихся вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних. Несогласованность их действий и изолированность друг от друга не только снижает эффективность работы в целом всей системы, но и ведет к ненужному дублированию функций и полномочий, излишним тратам ресурсов и сил.
Необходимо уделять большое внимание также налаживанию координации деятельности субъектов предупреждения. При этом следует разграничивать понятия «взаимодействие» и «координация».
можно выделить ряд основных признаков, которые характеризуют взаимодействие различных субъектов, в том числе и органов внутренних дел:
• согласованность мероприятий по цели, месту и времени;
• дифференциация функций субъектов в сочетании с взаимным подкреплением и совместным маневром средствами и силами;
• наличие совместной программы и плана организационных мероприятий, совместного информационно-методического обеспечения;
• равноправие субъектов, взаимодействующих на одном уровне; это не исключает, однако, выделения иерархических уровней координации, как и ее головных (ведущих) субъектов;
• наличие нормативно-правовой базы.
Ядром содержательной работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, воспитательного характера, среди которых правовые и административно-правовые меры играют достаточно важную роль. Основной центр тяжести непосредственного противодействия и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, как уже упоминалось, лежит на органах внутренних дел. В настоящее время усилия органов внутренних дел сосредоточены на реализации задач:
– по предупреждению преступлений и административных правонарушений со стороны несовершеннолетних;
– проведению индивидуально-профилактических мероприятий; выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;
– укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами.
Ключевая роль в этой работе отводится подразделениям органов внутренних дел, входящим в состав полиции по охране общественного порядка, так как полиция общественной безопасности занимает одно из приоритетных мест среди правоохранительных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
• Во-первых, полиция по охране общественного порядка выполняет наибольшую часть полицейских функций в поддержании общественного порядка и общественной безопасности. Это, к примеру, обеспечение личной безопасности не достигших совершеннолетия лиц, общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних, административно-юрисдикционная деятельность, производство дознания.
• Во-вторых, полиция по охране общественного порядка – это самая крупная правоохранительная структура Российской Федерации, службы которой работают в непрерывном режиме, позволяющем оказывать помощь и защищать несовершеннолетних лиц в любое время.
• В-третьих, обширен круг правоотношений сотрудников полиции по охране общественного порядка в процессе осуществления протекции прав, свобод и законных интересов детей и подростков – это профилактические, административно-деликтные, уголовно-процессуальные, надзорные, правоотношения.
В структуре полиции выделяются как специализированные подразделения по осуществлению правовой защиты прав несовершеннолетних – отделы (отделения) по делам несовершеннолетних и ЦВСНП и подразделения, для которых данная функция не является приоритетной – это дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы полиции, участковых уполномоченных и иные подразделения, призванные к решению стоящих перед полицией задач в соответствии с Федеральным законом «О полиции».
Несмотря на это, эффективность профилактики безнадзорности, административных и более существенных правонарушений несовершеннолетних, защита их прав в большой степени зависит от организации деловых контактов всех служб органов внутренних дел между собой, с иными правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами.
Только на территориальном уровне вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних занимаются более двадцати различных по своему характеру и ведомственной принадлежности государственных, муниципальных и общественных организаций. Вследствие их изолированности возникает риск дублирования функций, излишней траты сил и средств, что в конечном итоге ведет к рассогласованности и неэффективности функционирования всей многоуровневой системы профилактики. Именно поэтому Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяются не только субъекты профилактики, но и их права и обязанности в данной сфере деятельности.
В системе органов внутренних дел, уполномоченных решать вопросы, связанные с предупреждением административных и иных правонарушений несовершеннолетних, практически нет службы или подразделения, которые не проводили бы эту работу в большей или в меньшей степени: патрульно-постовые наряды полиции по охране общественного порядка, дежурные части территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные полиции,