Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 510

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних
в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух ка-
тегорий лиц: несовершеннолетних; их родителей и иных лиц.

Категории несовершеннолетних, подлежащих профилактическому
воздействию ПДН:

употребляющие наркотические средства или психотропные ве­щества без назначения врача, либо употребляющих одурмани­вающие вещества;

совершившие правонарушение, повлекшее применение админи­стративного наказания;

совершившие правонарушение до достижения возраста, с кото­рого наступает административная ответственность;

освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

совершившие преступление, но не подлежащие уголовной от­ветственности в связи с недостижением возраста, с которого на­ступает уголовная ответственность;

совершившие преступление, но не подлежащие уголовной от­ветственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, ос­вобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку ис­полнения приговора;

освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной сис­темы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных уч­реждений закрытого типа, если они в период пребывания в ука­занных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденные за совершение преступления небольшой или сред­ней тяжести и освобожденных судом от наказания с применени­ем принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не свя­занным с лишением свободы.


Иные категории лиц, с которыми ПДН проводят профилактиче­скую работу:

родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение, либо жестоко обращающиеся с ними;

лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совер­шение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противо­правных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и за­конодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по вы­явлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также не­совершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в уста­новленном порядке направляют таких лиц в соответствующие орга­ны или учреждения системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке за­явления и сообщения об административных правонарушениях не­совершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершенно­летних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная от­ветственность, а также о неисполнении или ненадлежащем испол­нении их родителями или законными представителями либо долж­ностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершен­нолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД (ЦВСНП).

ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, кон­троль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

Также ПДН:

информируют заинтересованные органы и учреждения о безнад­зорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несо­вершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;



принимают участие в установленном порядке в уведомлении роди­телей или законных представителей несовершеннолетних о достав­лении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;

в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности ПДН при получении информации о со­вершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфи­ческие черты. Так, при проведении проверки по фактам соверше­ния преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;

материалы о совершенном преступлении;

объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;

материалы, полученные из комиссии по делам несовершенно­летних;

акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;

характеристики с места жительства или учебы (работы);

справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся с несовершеннолетним (если он ранее состоял на
учете в органе внутренних дел) сотрудниками ПДН и других подразделений; иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания. Сотрудники ПДН готовят заключение проверки, которое должно состоять из трех разделов. В разделах должна содержаться следующая информация: должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя, утвердившего заключение; должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку; дата начала и окончания проведения проверки; полные данные о подростке, совершившем преступление (фамилия, имя, отчество). Указывается: (1) с какого времени и по каким основаниям состоит на учете ПДН несовершеннолетний, совершивший преступление; (2) полные данные о сотрудниках, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним; (3) полные данные о родителях или законных представителях; краткое описание микроклимата в семье и взаимоотношений между родителями;(4) сколько, когда, какие преступления или иные правонарушения совершил подросток, будучи на учете ПДН; (5) меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и адекватности содеянному (если меры к подростку не принимались, то указывается причина); (6) когда, за что, каким судом и на какой срок осужден несовершеннолетний, какие на него возложены обязанности (сведения о возложенных обязанностях выписываются из приговора суда, указывается дата вступления приговора в законную силу), как несовершеннолетним исполнялись возложенные обязанности, меры

реагирования в случае их неисполнения, участвовал ли сотрудник ПДН в судебном заседании (указывается в отношении судимых несовершеннолетних) и т.д. и т.п.

Кроме того, необходимо отметить, что российское администра­тивное законодательство также уделяет внимание проблемам, свя­занным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными закон­ными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психо­тропных веществ в общественных местах;

ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовер­шеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосо­держащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Далее видится обоснованным сделать вывод о том, что преду­преждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовер­шеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорно­стью являются одними из важнейших задач повседневной деятель­ности полиции.

22.3. Обязанности и права сотрудников ПДН

Обязанности сотрудников ПДН. Должностные лица ПДН в целях предупреждения преступлений несовершеннолетних, своевременно­го выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, выполняют обязанности:

анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних на обслуживаемой территории;

изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религи­озных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для органи­зации работы по предупреждению правонарушений несовер­шеннолетних;

принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния, общественные объединения и религиозные организации по следующим вопросам: (1) совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовер­шеннолетних; (2) устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершен­нолетних; (3) участия в организации трудоустройства, оздорови­тельного отдыха и досуга несовершеннолетних и детей, прожи­вающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних; (4) участия в разработке и проведении це­левых профилактических рейдов и операций; (5) осуществления взаимодействия с органами и учреждениями системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на обслуживаемой территории.


При этом особое внимание уделяется организации и осуществ­лению взаимодействия с администрациями расположенных на об­служиваемой территории образовательных учреждений и специаль­ных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют они в разработке совместных планов по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Должностные лица ПДН оказывают содействие: органам опеки и попечительства — в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; различным подразделениям в системе МВД и МЧС — в проводимой ими работе по предупреждению дет­ского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обра­щения с огнем.

Сотрудники ПДН вносят в соответствующие органы и учрежде­ния предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательст­вом ее субъектов, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не испол­няющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанно­сти по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершенно­летних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жес­токо обращающихся с ними.

Они также проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учрежде­ниях, в средствах массовой информации по вопросам профилакти­ки правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений выявляют во время проведения профилактических мероприятий: принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиоб­щественных действий, склоняющих их к употреблению наркотиче­ских средств, психотропных или одурманивающих веществ. Орга­низуют в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью ор­ганов и учреждений системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних.