Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18. Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке - участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям .
19. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции территориального органа МВД России (по охране общественного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника - при его отсутствии по уважительной причине.
20. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок.
21. При перемещение участкового уполномоченного полиции по службе, увольнении из органов внутренних дел служебная документация сдается в отдел (отделение, группу) делопроизводства и режима территориального органа МВД России.
1. Правовое положение и основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Права и обязанности участкового уполномоченного полиции.
Заключение.
Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О полиции», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Прежде всего, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции должны знать положения Конституции Российской Федерации, поскольку она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Так, прямое действие имеет правило, закрепленное в статье 51: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Сотрудникам полиции, в том числе службы участковых уполномоченных
, необходимо иметь представление о закрепленных в Конституции правах и свободах человека и гражданина, так как человек, его права и свободы провозглашаются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. В свою очередь в системе государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, основным является полиция. Это закреплено в статье 2 Федерального Закона «О полиции». В ней определено, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств(ранее, в законе «О милиции» определялись задачи:«обеспечение безопасности личности»; «оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом»).
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Направления деятельности (функции) с 1 по 10 характерны, в том числе, для участковых уполномоченных полиции. Данный закон выделяется среди других нормативных правовых актов с точки зрения важности его положений для регламентации деятельности участковых уполномоченных. ФЗ «О полиции» определяет наряду с основными направлениями, принципы деятельности и организацию полиции; ее обязанности и права; основные положения о службе в полиции; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения полиции в целом, так и участковых уполномоченных, в частности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации можно назвать «настольными книгами», необходимыми для осуществления профессиональной деятельности должностных лиц подразделений УУП. Без знания указанных норм не представляется возможным профилактика участковыми уполномоченными преступлений, участие в их раскрытии, пресечение административных правонарушений.
Поскольку участковый уполномоченный выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех подразделений полиции, это требует от него также знания нормативных актов, регламентирующих конкретные сферы деятельности: в области противодействия правонарушениям в области потребительского рынка2, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних3, контроля за соблюдением гражданами правил паспортно-регистрационной системы, по противодействию наркомании и т. д. В рамках данной лекции озвучить весь перечень даже основных нормативных актов по конкретным направлениям деятельности представляется нецелесообразным, их основные положения будут рассматриваться нами по плану на занятиях по темам № 3-10.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим работу участковых уполномоченных Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года №1166 «Вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции» Данный приказ предусматривает конкретные меры, направленные на совершенствование деятельности участковых уполномоченных, а также утверждает Наставление по организации их деятельности.
Учитывая то, что в системе оценки деятельности участковых уполномоченных полиции первоочередное место занимает профилактика преступлений, это предопределяет необходимость изучения Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Участковый уполномоченный полиции5 для выполнения возложенных на него обязанностей, при несении службы на административном участке пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 – 5, 7, 8, 11, 13, 146, 16, 18, 207, 218, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
Для вызова в территориальный орган МВД России, участковый пункт полиции граждан в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции9, участковый уполномоченный полиции имеет право вручить гражданам и должностным лицам повестку (приложение № 5 к Наставлению).
Права участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)10.
Наряду с правами, в Наставлении закреплены обязанности участковых уполномоченных.
Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:
1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Знать и использовать формы и методы профилактики преступлений и иных правонарушений, знать методику производства и порядок оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях.
3. Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России11, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
4. Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны.
5. Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.
7. При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан12:
7.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях13, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений.
7.2. Осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации14.
7.3. Информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
7.4. Информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
7.5. При получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа
МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы – сохранность следов преступления17.
7.6. Незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
7.7. Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа
МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний.