Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 507

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. при отсутствии кабинетов профилактики пьянства и алкоголизма, формальном функционировании комиссий по борьбе с пьянством, их обязанности возлагают на участковых уполномоченных;

5) в связи с реорганизацией службы профилактики процесс ее становления идет сложно, вопросы профилактики преступ­лений и правонарушений, взаимодействие ОВД с добровольными народными дружинами и другими негосударственными объединениями в основном возложены на участковых уполномоченных.

21. Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции.

Административно-правовой статус государственных органов и должностных лиц справедливо признается исследователями наиболее сложным, в нем отражаются и переплетаются многочисленные правовые связи органа: с государством, с той ветвью государственной власти, к которой он принадлежит, с ведомством, структурным элементом которого он является, с другими субъектами права. Поэтому исследование правового статуса участкового уполномоченного полиции необходимо исследовать с учетом этой многозначности юридических связей и в контексте данной работы мы не сможем в полной мере отразить все эти особенности, остановившись при этом не которых из них. Если рассматривать участкового уполномоченного в системе должностных лиц органов внутренних дел, то обнаружим, что «его специальный административно-правовой статус участкового уполномоченного милиции является завершающим звеном в цепочке все более специализирующихся статусов:

Гражданин -- должностное лицо -- сотрудник органов внутренних дел -- сотрудник полиции, имеющий специальное звание, - сотрудник полиции общественной безопасности - сотрудник территориального органа полиции - сотрудник подразделения участковых уполномоченных полиции - участковый уполномоченный полиции».

Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции, обладает общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, таких как теоретическая конструкция состава, общее назначение и другие, а также характеризуется рядом свойственных ему специфических особенностей. Попробуем в данной работе рассмотреть некоторые особенности, а также закономерности их образования, включения в состав тех или иных полномочий и др. Полномочия во внутренней сфере участкового уполномоченного определяются такими особенностями службы в полиции как, установление строгой внутренней дисциплины. Она носит вспомогательный организационный характер и направлена на создание условий реализации внешних полномочий, посредством которых и достигаются цели и задачи института участкового уполномоченного определенного действующим законодательством.

Основные нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона "О полиции". В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.



Во внешней сфере административно-правовой статус участкового уполномоченного обладает следующими характерными чертами:

- равенство для всего личного состава полиции и наличие специальной правосубъектности;

- преобладание властных полномочий связанных с применением мер принуждения;

- реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника;

- возложение дополнительных полномочий при наступлении особых условий;

- обеспечение охраны и защиты не только административно-правовых, но и уголовно-правовых отношений и др.

Содержание юридического статуса сотрудника внутренних дел определяется его социальным назначением в деле предупреждения совершения правонарушений, а также задачами формами и методами деятельности. Поэтому, попробуем в настоящей работе раскрыть особенности административно-правового статуса участкового уполномоченного, через призму упомянутых социально-правовых явлений.

Основным системообразующим признаком административно-правового статуса сотрудника полиции является равенство для всего личного состава, независимо от занимаемой должности. На это указывает В.В. Черников, и, отмечая, что «российский закон «О милиции» впервые четко зафиксировал и общий правовой статус сотрудника милиции, то есть ту часть обязанностей и прав милиции, которые относятся ко всем без исключения сотрудникам милиции от рядового милиции до министра внутренних дел».

К упомянутым полномочиям сотрудника внутренних дел относятся:

- обязанность оказывать помощь пострадавшим от общественно-опасных событий;

- принимать меры к предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию подозреваемых и др.;

- а также иные полномочия предусмотренные Федеральным Законом «О полиции».

Следует сказать, что не все административные полномочия участкового уполномоченного аккумулируются в административно- правовом статусе сотрудника полиции. Часть их входит в должностные и индивидуальные должностные инструкции и приказы Министерства внутренних дел России адресованные личному составу органа внутренних дел.

Административно-правовой статус сотрудника полиции приобретается с момента зачисления его в кадры органов внутренних дел, а также с постановкой на должность участкового уполномоченного.

Практически всегда, за исключением случаев нахождения за штатами, он дополняется должностным статусом, который отражает особенности данной должности
, содержит полномочия единые для всех сотрудников, занимающих подобную должность, например, - участкового уполномоченного, оперативного уполномоченного уголовного розыска и др.

Начальник правового департамента МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук В.В. Черников называет данный вид статуса сотрудника полиции «специальным правовым статусом».

Специфической чертой административно-правового статуса участкового уполномоченного является наличие в его составе такого элемента как специальная административная правосубъектность.

Специальная правосубъектность характеризуется возможностью субъекта права действовать в рамках определенного круга правоотношений. Ей обладают органы внутренних дел, сотрудники полиции в пределах административных правоотношений. Данный вид правосубъектности характеризуется рядом юридических требований к лицу, желающему поступить на службу в полицию. К ним относятся следующие: достижение определенного возраста (от 18-ти до 35-ти лет, а для поступления в учебные заведения МВД России допускается менее 18-ти лет, при наличии среднего образования); высокие деловые, личные, нравственные качества, а также состояние здоровья, позволяющие выполнять служебные полномочия; образование не ниже среднего.

Следует отметить, что специальная административная правосубъектность сотрудника милиции сужает границы общего юридического статуса гражданина. Так, нормативное установление запретов: на принятие в милицию лиц признанных, вступившим в силу решением суда, недееспособными или ограниченно дееспособными; на занятие предпринимательской деятельностью, а также работу по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, ограничивает общую дееспособность сотрудника полиции как гражданина.

Кроме того, нормативный запрет принимать на службу в полицию лиц, имеющих либо имевших судимость сужает объем общей правоспособности граждан.

Предъявление повышенных требований к кандидатам на службу в полицию, а соответственно и ко всему личному составу определяется высокой степенью заинтересованности всего общества в эффективности результатов их деятельности, серьезностью полномочий сотрудников, зачастую связанных с правомерным вторжением в сферу прав и законных интересов граждан. В практической деятельности личному составу нередко приходится сталкиваться с ситуациями, характеризующимися высокой степенью дискретности в выборе линии поведения, средств их разрешения и в конечном итоге правильный выбор во многом зависит не только от уровня профессионализма, но и именно от нравственных и иных личных качеств.


Следует отметить, что предоставление сотрудникам полиции правомочий на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия предполагает, что при наступлении оговоренных в законе событий, представитель власти может причинить правонарушителю телесные повреждения и даже лишить его жизни. Моральная и юридическая ответственность личного состава милиции в случае принятия неправомерного решения в экстремальной ситуации очень велика. Все это предопределяет необходимость тщательного отбора на службу в милицию контингента лиц, обладающего высокими нравственными, деловыми, физическими и иными качествами.

Нормативное закрепление повышенных требований к кандидатам на службу в полицию не является правовым нововведением российского законодателя, так как имеет свои исторические корни и зарубежные аналоги. Необходимость подобного подхода была осознана разработчиками правовых актов очевидно с момента возникновения полиции как самостоятельного государственного формирования.

Одним из первых юридических документов, достаточно подробно, регламентирующих правовой статус полицейского в дореволюционной России явился «Устав благочиния или полицейский», утвержденный Екатериной II в 1782 году. В Уставе так определялись качества, которыми должен обладать российский полицейский - здравый рассудок, добрая воля к отправлению порученного, верность службе, человеколюбие, усердие общему делу, радение о должности, честность и бескорыстие, отсутствие явных пороков.

В более позднем нормативном документе Руководстве для полицейских чинов, принятом в начале нашего века, уже более четко были сформулированы критерии для отбора лиц на службу в полиции. К их числу относятся: «полное физическое здоровье, безусловная трезвость, сдержанность, безусловная честность, умение хранить честь и профессиональное достоинство, наблюдательность, быстрая сообразительность, неуемная энергия».

Еще более жесткие требования предъявлялись к кандидатам на некоторые конкретные полицейские должности. Так, агенты наружного наблюдения, кроме перечисленных выше качеств, должны были удовлетворять следующим критериям: пройти воинскую службу и быть уволенными в запас в чине не ниже унтер-офицера армии, гвардии, флота. Также от кандидатов требовалось представить отличные рекомендации и аттестаты от войскового начальства.