Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 509

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7.8. Взаимодействовать в пределах компетенции с внештатными сотрудниками полиции, представителями общественных объединений и гражданами при осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, склонными к совершению противоправных действий.

7.9. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

7.10. Исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России – письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

7.11. Пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

7.12. Оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке.

7.13. Оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

7.14. Участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму.

7.15. Участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений.


37.16. Участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации.

7.17. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам30.

7.18. Осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

7.20. Выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции.

7.21. Выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции.

7.22. Участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних31.

7.23. Участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.



7.24. Участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции.

7.23. Выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России.

38. Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Основными функциям участкового уполномоченного полиции признаются:

1. Общая и индивидуальная профилактическая работа.

В законодательстве отсутствует закрепленное понятие «профилактика правонарушений», за исключением такого ее вида, как профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В научной и учебной литературе под общей профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на неопределенный круг лиц с целью недопущения ими возможных правонарушений.

Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации. Большое значение имеют выступления участкового уполномоченного в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка, разъяснения текущего законодательства, оказание помощи в получении паспорта лицам, не имеющим места жительства, в трудоустройстве, в лечении от алкоголизма, наркомании и др.

Под индивидуальной профилактикой понимается комплекс мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение конкретных людей с целью предупреждения правонарушений с их стороны. Индивидуальная профилактическая работа включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением таких людей и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в поле зрения участкового уполномоченного полиции должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками, трудные подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей.


2. Организация и осуществление охраны общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой систему отношений, складывающихся в результате соблюдения гражданами требований социальных норм (норм права, морали и т.д.), регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения личной безопасности граждан, их прав и законных интересов.

На практике участковый уполномоченный обеспечивает в основном не общественный порядок, а правопорядок, который является составной частью последнего и представляет собой систему отношений, складывающуюся в результате соблюдения требований норм права, регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения безопасности личности, общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленной территории. Он должен взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами полиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, а также координировать усилия всех иных сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов милиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие по согласованию с дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами ППС на территории своего участка.

Мероприятия по охране общественного порядка включают и другие функции:

- контроль соблюдения гражданами и должностным лицами правил паспортно-регистрационной системы, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России; посещение квартир и других мест пребывания граждан, если имеются достаточные основания полагать, что там проживают правонарушители;

- контроль соблюдения правил приобретения, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности; проверка объектов лицензионно-разрешительной системы не реже одного раза в квартал с составлением акта проверки, а граждан, имеющих огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, - не реже одного раза в год; не реже одного раза в год проверка кадрового состава и условий хранения огнестрельного оружия и специальных средств в частных охранных детективных предприятиях, а
также в службах безопасности предприятий;

- оказание содействия в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.

В случае обнаружения на административном участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, участковый уполномоченный самостоятельно проводит комплекс предусмотренных УПК неотложных следственных и оперативно-разыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы, участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

4. Взаимодействие с общественностью.

Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности.

Особенности работы службы участковых уполномоченных, отличающие ее от работы других подразделений полиции:

1. главная особенность подразделения участковых уполномоченных – комплексность и многофункциональность их деятельности, они работают практически по всем направлениям деятельности ОВД;

2. при отсутствии в ОВД подразделений патрульно-постовой службы их объем работы выполняется участковыми уполномоченными;

3. при отсутствии в ОВД должностей инспекторов лицензионно-разрешительной системы их обязанности, как правило, возлагаются на участковых уполномоченных;