Файл: Основу теории математики.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение

N – множество натуральных чисел;

Z – множество целых чисел;

Q – множество рациональных чисел;

I - множество иррациональных чисел;

R – множество действительных чисел.

Поставьте вместо звездочки знак так, чтобы получить правильное утверждение:

задания:

ВИДЫ МНОЖЕСТВ

Запишите множества букв слов КОНИ и КИНО

ВИДЫ МНОЖЕСТВ

ВИДЫ МНОЖЕСТВ

А = {2; 3; 5; 7; 11; 13};

В = {х | 5< х <12}

ВИДЫ МНОЖЕСТВ

А = {1; 4; 9; 16; 25; …};

С = {10; 20; 30; 40; 50; …};

а) множество чисел, кратных 13;

б) множество делителей числа 15;

в) множество деревьев в лесу;

г) множество натуральных чисел;

д) множество рек Ростовской области;

е) множество корней уравнения х + 3 = 11;

ж) множество решений неравенства х + 1 < 3.

а) 3254; б) 8797; в) 11000; г) 555555.

Даны множества:

Даны множества:

М = {5, 4, 6},

Р = {4, 5, 6},

Т = {5, 6, 7},

S = {4, 6}.

Какое из утверждений неверно?

а) М = Р б) Р ≠ S в) М ≠ Т г) Р = Т

Мощность множества

Определение: Число элементов конечного множества называют мощностью множества и обозначают символом Card A или |A|.

Отношения между множествами

Отношения между множествами

Определение:

Определение:

Множество A называется подмножеством множества B, если любой элемент множества A принадлежит множеству B.

При этом пишут AB, где  есть знак вложения подмножества.

Из определения следует, что для любого множества справедливы, как минимум, два вложения A  A и   A .

Задание:

Задание:

Определить как между собой соотносятся множества A = {1, 2, 3, 5, 7}, и B ={1, 3, 5}?

Количество подмножеств

Определение: Если мощность множества n, то у этого множества 2n подмножеств.

Пример:

А={1,2}

Подмножества множества А:

{}, {1}, {2}, {1,2}.

Определить количество подмножеств

1. В={1,3,5}

Количество подмножеств

В={1,3,5}

7n + 2, где n ∈ N.

Верна ли запись -5 ∈ А?

Операции над множествами

Два множества А и В равны (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов.

Пример:

- если А={1,2,3,4}, B={3,1,4,2} то А=В.

- {a,b,c,d}={c,b,a,d}.

Объединение множеств

Сумма ( объединение ) множеств  А и В (пишется  АВ ) есть множество элементов, каждый из которых принадлежит либо А , либо В.

Таким образом,  е А  В  тогда и только тогда, когда либо  е  А ,либо  е  В .  

Пример:

Пример:

если А={1,2,4}, B={3,4,5,6},

Объединение множеств

Операции над множествами

Определение: Пересечением (произведением) множеств А и В называется множество А ∩ В, элементы которого принадлежат как множеству А, так и множеству В.

Пересечение множеств

Операции над множествами

Определение: Разностью множеств А и В называется множество АВ, элементы которого принадлежат множеству А, но не принадлежат множеству В.

Разность множеств

Разность множеств

Операции над множествами

определение: Симметрической разностью множеств А и В называется множество А Δ В, являющееся объединением разностей множеств АВ и ВА, то есть А Δ В = (А\В)  (В\А).

симметрическая разность

Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5,6},

Симметричная разность

Операции над множествами

Свойства операций над множествами:

П р и м е р ы

Даны множества

Пример:

Пример:

Решение.

Решение.

Пусть U — множество всех абитуриентов,

А-множество абитуриентов, решивших задачу по алгебре,

В-множество абитуриентов, решивших задачу по планиметрии,

С-множество абитуриентов, решивших задачу по стереометрии.

По условию n(U) =1000, n(A) = 800, n(В)=700, n(С)=600, n(AB)= 600, n(AC) = 500, n(BC) = 400, n(ABC) =300.

В множество AUBUC включены все абитуриенты, решившие хо­тя бы одну задачу. По формуле имеем:

n(А U В U С) = 800 + 700 + 600 - 600 - 500 - 400 + 300 =900.

Отсюда следует, что не все поступающие решили хотя бы одну задачу.

Ни одной задачи не решили

n(U) - n(AUBUC)=1000 - 900=100 (абитуриентов).

ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ

А – четные натуральные числа В – двузначные числа

Найти объединение этих множеств.

А В – быть четным натуральным или двузначным числом

Пример: 8 и 32

Определение: Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее все элементы, которые принадлежат множествам А и В одновременно.

Пересечение множеств обозначается

П р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {2,3}

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ

Найти пересечение этих множеств.

А В – быть четным натуральным и двузначным числом

Пример: 32

БЛИЦ-ОПРОС

БЛИЦ-ОПРОС

Какие названия применяются для обозначения множеств животных?

БЛИЦ-ОПРОС

Какие названия применяются для обозначения множеств военно-служащих?

БЛИЦ-ОПРОС

Как называется множество цветов, стоящих в вазе?

БЛИЦ-ОПРОС

Как называется множество точек земной поверхности, равноудаленных от обоих полюсов?

БЛИЦ-ОПРОС

Как называется множество населённых людьми мест?

БЛИЦ-ОПРОС

Как называется множество картин?

БЛИЦ-ОПРОС

Как называется множество документов?

БЛИЦ-ОПРОС

Какие названия применяют для обозначения множеств кораблей?

Даны множества:

Даны множества:

А = {2; 3; 8},

В = {2; 3; 8; 11},

С = {5; 11}.

Найдите: 1) АUВ; 2) АUС; 3) СUВ.

Даны множества:

Даны множества:

А = {a, b, c, d},

B = {c, d, e, f},

C = {c, e, g, k}.

Найдите: (АUВ)UС.

Даны множества:

Даны множества:

А – множество всех натуральных чисел, кратных 10,

В = {1; 2; 3;…, 41}.

Найдите А∩В.

Решение

Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский язык изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?

газету, или журнал, или и то и другое вместе. 75 семей

выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?



Согласно формуле доказанной выше

n + m- k = 17+ 19- k = 30 k = 6.

Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.

Всего 67

Английский 47

Немецкий 35

23

47-23=24

24

35-23=12

12

24+12+23=59

67- 59=8

На фирме работают 67 человек. Из них 47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а 23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?

Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский язык изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?


Ответ: в классе 34 ученика

Английский 25

Немецкий 27

Только английский

25 – 18 = 7

Только немецкий

27 – 18 = 9

7 + 9 + 18 = 34

18

7

9

Объединение содержит 9 элементов

газету, или журнал, или и то и другое вместе. 75 семей

выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?




Всего: 14 + 13 + 62 =89
класса выполнил норматив или по бегу, или по прыжкам в высоту. Оба норматива выполнили 7 человек, а 11 учеников выполнили норматив по бегу, но не выполнили норматив по прыжкам в высоту. Сколько учеников выполнили норматив: а) по бегу; б) по прыжкам в высоту; в) по прыжкам при условии, что не выполнен норматив по бегу? планетарии, 10 – в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?
УМЕНИЯ

ЗНАНИЯ

МНОЖЕСТВО

ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА

ВИДЫ МНОЖЕСТВ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ

МНОЖЕСТВАМИ

ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ

НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ

НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ

ИЗОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА-ВЕННА

РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Диаграммы Эйлера-Венна

  • Для наглядного представления множеств и результатов операций над ними удобно пользоваться диаграммами Эйлера-Венна (кругами Эйлера).
  • При этом множества изображаются на плоскости в виде замкнутых кругов, а универсальное множество в виде прямоугольника.
  • Элементы множества – точки внутри соответствующего круга.
  • Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств:
  • m (АВС) = m (А) + m (В) + m (С) - m (А∩В) – m (А∩С) – m (В∩С) + m (А∩В∩С)

Примеры

  • Пример 1. Записать множество всех натуральных делителей числа 15 и найти число его элементов.
  • Решение: А={1, 3, 5}, m (А)=3.

Пример 2

  • Даны множества А={2, 3, 5, 8, 13, 15}, В={1, 3, 4, 8,16}, С={12, 13, 15, 16}, D={0, 1, 20}.
  • Найти А∪В, С∪D, В∩С, А∩D,А\С, D\В, А∪В∪С, А∩В∩С, В∪D∩С, А∩С\D.
  • Решение:
  • Учтем, что сначала должна выполняться операция пересечения множеств, а затем объединение или разность.
  • Получим
  • АВ={1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 15, 16},
  • С∪D={0, 1, 12, 13, 15, 16, 20},
  • В∩С={16}, А∩D=∅, А\С={2, 3, 5, 8}, D\В={0, 20},
  • А∪В∪С={1, 2, 3,4, 5, 8, 12, 13, 15, 16},
  • А∩В∩С=∅, В∪D∩С={1, 3, 4, 8, 16}, А∩С\D={13, 15}

Пример 3.

  • Экзамен по математике сдавали 250 абитуриентов, оценку ниже пяти получили 180 человек, а выдержали этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оценки 3 и 4?
  • Решение: Пусть А – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, В – множество абитуриентов, получивших оценку ниже 5, по условию m (A)=210, m (В)=180, m (A∪B)=250. Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество А∩В.
  • Из формулы (2) находим m (A∩B) = m (A) + m (В) - m (A∪B) = 210 + 180 – 250 = 140.

Пример 4.

  • В школе 1400 учеников.
  • Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках.
  • Не умеют кататься 60 учащихся.
  • Сколько учащихся умеют кататься и на коньках и на лыжах?
  • Решение: Множество учеников школы будем считать основным множеством U, А и В – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках .
  • Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’
  • m (А∪B) = m(U) - m (А∪B)’=1340.
  • m (А∩B) = m (А) + m (В) - m (А∪B) = 862