Файл: Современный ученый 2019, 3 287.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный ученый
2019, №3
287
Гаврилов Р.А., аспирант,
Северо-Кавказский федеральный университет
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ КАК ЗАКОНОМЕРНАЯ
ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Аннотация: в статье раскрывается взаимосвязь между идеологическими основами конституционного строя и ограничениями политических прав. В демократическом правовом государстве идеология влияет на политические процессы с учетом конституционного положения о Российской Федерации как светского го- сударства. Анализируются вопросы прямого и косвенного влияния идеологии на реализацию политических прав гражданами Российской Федерации. Задача исследования заключается в раскрытии базовых принци- пов идеологического многообразия к осуществлению гражданами избирательных и иных политических прав.
Конституционно-правовые ограничения политических прав затрагивают исторические процессы, явля- ются результатом правотворчества, поступательного развития государства и гражданского общества и не должны базироваться исключительно на запретительных началах. Конституционное регулирование пред- полагает наличие идеологических основ как закономерных оснований реализации политических прав гра- ждан – субъектов избирательного права и процесса; других прав, гарантированных и охраняемых государ- ством.
Автор приходит к выводу, что конституционно-правовые ограничения политических прав будут закон- ными, если гражданам предоставлены гарантии защиты их интересов, свобод, стремлений и действий по укреплению закона и правопорядка. Для этого государство должно обеспечить соответствующий высокий уровень правоприменительной практики, основанной на механизмах административной и судебной защиты политических прав и свобод.
Ключевые слова: Конституция РФ, идеологические основы конституционного строя, идеологическое многообразие, конституционные ограничения, политические права и свободы, конституционные ограничения политических прав и свобод граждан, идеология, правовое государство, гражданское общество, государственный суверенитет
Права и свободы как юридически значимый ре- сурс обеспечивают функционирование государст- ва и гражданского общества. Их можно считать объективной потребностью человека, желающего на психологическом уровне полноценно реализо- вать свои возможности во всех сферах жизни. Га- рантированные Конституцией РФ, другими нор- мативными актами, права человека и гражданина, соотносимые с «поколениями» прав и свобод ме- ждународного формата, считаются результатом нормотворчества, обусловленного поступатель- ными историческими и политическими процесса- ми.
Юридическая природа прав и свобод базирует- ся на исторических аспектах, которые непосредст- венно способствовали либерализации возможно- стей человека как члена социума и участника го- сударственного, политического процессов. Изна- чально права человека находились в подавленном состоянии. В рабовладельческих государствах господствовало «право сильного». Оно предостав- ляло земельной аристократии практически бескон- трольные полномочия над рабами, крестьянами и жителями городов. Традиционная форма взаимо- действия между властвующими и подданными была основана на преемственности, покорности субъектам, наделенным значительной властью
(например, военачальникам, вождям). Политиче- ские права как необходимая составляющая уча- стия граждан в управлении государством начали проявляться при переходе от первобытнообщин- ного строя к классовому обществу раннего перио- да и демократии, идеи которой формулировались в трудах древнегреческих мыслителей. В этот пери- од зародилось социальное расслоение общества; проявилась тенденция борьбы представителей от- дельных слоев населения за свои права и интере- сы.
Эпоха Просвещения, существенным этапом ко- торой были буржуазно-демократические револю- ции в странах Западной Европы, стала ключевым периодом формирования базовых прав граждан на основе естественно-правовой теории, закрепив принципы законности, справедливости и фор- мального равенства. Актуализировалось требова- ние создания правового демократического госу- дарства и гражданского общества, способного ог- раничить государственный аппарат принуждения и не допустить всевластия.
Теория конституционного ограничения поли- тических прав функционирует в виде отдельных доктринальных позиций отечественных и зару- бежных конституционалистов. Независимо от подходов ученых, общепризнано мнение, что по- литическое право в субъектно-объективном соста- ве предполагает реализацию гражданином воз-


Современный ученый
2019, №3
288 можности влиять на управление государством, а также элементы политической системы общества: стремиться к участию в политических партиях, объединениях, движениях, т.е. выражать социаль- ные, экономически, культурные и иные значимые интересы законными способами.
Основа конституционно-правового регулиро- вания государства и социально-политического со- стояния общества является фундаментальной цен- ностью любого процесса, связанного с жизнью и развитием государства, а также общества, состав- ляющего данное государство. Определение этой основы, и далее четкая ее выработка на законода- тельном уровне – цель, которая является дости- жимой только в случае, когда государственная власть осуществляется соразмерно с историко- духовной идеологией общества, когда данная власть является гарантом конституционно- правового строя государства, не позволяет дест- руктурировать данный строй. Для этого и необхо- димо правовые ограничения, строго регулируемые иерархией нормативно-правовых актов [1, с. 115].
Исторический процесс формирования идеоло- гии, определяющей конституционно-правовой строй государства, в том числе и в нашей стране, – это процесс длительный, во многом связанный с рисками и потерями. Риск при становлении идео- логических основ конституционного строя в лю- бом государстве связан, прежде всего, с тем, что сам процесс конституционного обрамления госу- дарства связан с искажениями, возможными как со стороны заинтересованных субъектов политиче- ской власти, так и со стороны самого процесса, если он служит орудием для преследования узко- политических целей.
В чем же могут проявляться потери при ста- новлении идеологии конституционно-правового строя? Прежде всего, в том, что важнейшие цен- ности конституционного строя: государственного суверенитет, ценность человека как отдельной личности, его прав и свобод, демократического устройства государства и общества могут подвер- гаться «усечению» не только в правовом смысле, но и в сознании отдельного мыслящего человека.
Во все времена и практически во всех странах, стремящихся к конституционно-правовому уст- ройству государственной и общественно- политической жизни, интеллигенция была веду- щей силой, формирующей идеологию конститу- ционно-правового статуса личности, общества и государства в целом. История формирования кон- ституционно-правовой идеологии основывается на гуманистических идеях эпохи Просвещения, раз- витых выдающимися мыслителями того времени:
Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж.П. Маратом, Д.
Дидро, Дж. Локком. Именно выдающиеся мысли- тели эпохи Просвещения смогли впервые обосно- вать теорию разделения властей, сформировать демократическую идеологию функционирования государства и общества.
Со времени Просвещения в разных странах процесс становления конституционно-правового строя проходил по-разному, но неизменным оста- валось одно: все страны, пытающиеся сформиро- вать демократический строй конституционно- правовыми средствами, стремились к выработке идеологической основы будущего конституцион- ного устройства государства, указывая на необхо- димость разумных ограничений и юридического баланса интересов сторон. Во многом идеологиче- ская основа формировалась при помощи духовно- моральных принципов общечеловеческих ценно- стей. Подобная закономерность является справед- ливой, так как «буква» закона должна основывать- ся на его «духе». Основы конституционного строя государства возникают благодаря правильной ин- терпретации и справедливому применению смыс- ла и значения духовных и моральных общечелове- ческих ценностей в жизни общества [2, c. 8].
Конституция является высшей материальной формой воплощения идеологических основ, пред- полагающих их конституционно-правовое закреп- ление на государственном уровне. Высший уро- вень идеологических основ конституционного строя предполагает высшую юридическую цен- ность Конституции, по отношению к другим нор- мативно-правовым актам, содержащим конститу- ционно-правовые нормы. В данном случае реали- зация конституционно-правовых норм напрямую зависит насколько успешно за время, предшест- вующее непосредственной реализации конститу- ционно-правовых норм, законодателем были сформулированы и обоснованы идеологические основы, получившие воплощение в конституцион- но-правовых нормах и далее в конституционно- правовых актах в целом. В подобном утверждении заключаются колоссальные трудности, подчас не- заметные с первого раза.
Во-первых, идеология – понятие изменчивое, довольно неоднородно выражающее себя в любой сфере, доступной мысли человека. Основу любой идеологии, и в особенности конституционно- правовой идеологии составляют историко- политический критерий, а также духовно- нравственный критерий. Данные критерии явля- ются ключевыми определителями идеологии.
Во-вторых, идеология – это не статическое по- нятие. Раз и навсегда сформированная идеология рискует стать «музейным экспонатом» общест- венно-государственной жизни, если не будет под- тверждена государственно-политической и юри- дической практикой. Динамика формирования ос-


Современный ученый
2019, №3
289 нов конституционно-правовой идеологии состав- ляет ее многообразие, с чем тесно связана вариа- тивность идеологических постулатов. Многообра- зие и изменчивость идеологии являются следстви- ем историко-политических, а также социальных процессов в государстве и обществе.
В-третьих, наиболее успешно идеологические основы конституционно-правового статуса будут действовать в том государстве, а, следовательно, в том обществе, где будут предусмотрены неоспо- римые гарантии защиты государственного сувере- нитета, прав и свобод человека и гражданина, го- сударственного и общественного строя в целом.
Развитие идеологической основы конституци- онно-правового строя в России связано со многи- ми трудностями, но, в то же время, оно пережило много интересных моментов, если рассматривать данный процесс в историко-правовом аспекте.
Лишь в начале 20 века была осознана невозмож- ность дальше искусственно сдерживать демокра- тические тенденции развития общества. Наряду с монархом и разросшимся бюрократическим аппа- ратом государственной власти начинают форми- роваться политические партии, появляется Госу- дарственная Дума России.
Однако данный период истории нашей страны нельзя назвать демократическим периодом с ус- тойчивым конституционно-правовым статусом.
Избирательное право, существовавшее в данное время, не было демократическим в своей основе.
Во многом в избирательном праве приоритет от- давался привилегированному классу того времени
– дворянству. Основная же масса граждан по- прежнему оставалась политически бесправной.
Отсутствие высшего по своей юридической силе
Основного Закона – конституции было примером того, что само по себе понятие конституционно- правовой строй неприемлем для характеристики имперского периода России. В данный период практически отсутствует регламентация правового статуса человека и гражданина, так как классовое общество является обществом, заинтересованным в доминировании привилегированного класса над другими, во многом зависимыми от привилегий и милости государства, слоями общества.
Советский период развития идеологических основ конституционно-правового строя нашей страны отличается своей уникальностью в право- вом оформлении. Советская эпоха – это с одной стороны эпоха жесткой регламентации государст- венной и политической жизни, практически то- тальный контроль общества с обширным перечнем исправительно-карательных мер государственного принуждения; с другой же стороны в конституци- онно-правовом аспекте советский период можно охарактеризовать как период стабильного общест- ва, хотя противоречий в данный период также бы- ло немало. Но тотальный контроль над обществом не позволял подобным разногласиям открыто про- являть себя, так что разногласия в государстве и обществе носили латентный характер.
Конституция РСФСР 1918 года, провозгла- шавшая диктатуру пролетариата в союзе с кресть- янством. Задачей советского общества на началь- ном этапе провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устра- нение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социа- листической организации общества. В Конститу- ции СССР 1922 года во многом сохранились принципы Конституции РСФСР 1918 года. Были приняты Конституции РСФСР 1925, 1937, и 1978 годов. На всесоюзном уровне действовали Кон- ституции СССР 1936, 1977 гг. Они являлись во- площением конституционно-правовой идеологии
Советского государства. Назвать подобную идео- логию многообразной нельзя по причине того, что идеология советского периода сконцентрирована на одной всеобъемлющей идеи социализма, с предполагаемой перспективой замены социализма коммунизмом.
Но советский опыт конституционно-правового формирования государственного и общественного строя содержит в себе много полезного. Невоз- можно забыть семидесятилетний период жизни нашей страны, вычеркнуть его из исторического, и что немаловажно, правового прошлого. Совре- менное российское политико-правовое строитель- ство должно учитывать положительные стороны советской эпохи, прежде всего в социальной сфе- ре, так как наше советское прошлое известно сво- ей успешной социальной политикой.
Современному периоду государственного и общественного развития в нашей стране присущи многие противоречия. Однако данные противоре- чия не должны касаться идеологических основ конституционно-правового строя нашей страны.
Гарантией конституционно-правовой стабильно- сти в России в первую очередь является Консти- туция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Конституции РФ содержится подробное описание основ конституционного строя (глава 1), дается обширный перечень прав и свобод человека и гражданина (глава 2). Главы о федеративном устройстве нашей страны, Прези- денте РФ, органах законодательной, исполнитель- ной и судебной власти, (главы 3, 4, 5. 6, 7 соответ- ственно) содержат конституционно-правовые нормы, затрагивающие важнейшие идеологиче- ские основы конституционно-правового строя
Российской Федерации.


Современный ученый
2019, №3
290
Конституционный строй Российской Федера- ции составляет основу государственно-правового регулирования общественных отношений, кото- рые имеют место быть в российском гражданском обществе. Формирование основ конституционного строя России является результатом того, что на протяжении веков к прогрессивному обществу в нашей стране (учитывая демократический опыт западных стран) приходило осознание необходи- мости формирования идеологических основ, на которых должен быть прочный фундамент демо- кратического правового государства. Но для того, чтобы демократическое сознание прочно укорени- лось в российском обществе, потребовалась целая эпоха, ознаменовавшая себя ярко выраженной до- минирующей идеологией, носящей обязательный характер [3, c. 12].
Не вдаваясь в критику идеологической полити- ки СССР, можно лишь отметить, что современная идеологическая основа конституционного строя
России формально является демократически спра- ведливой, отвечающей стандартам правового го- сударства.
Идеологи Конституции 1993 года постарались исключить, насколько это возможно из государст- венно-правового поля идеологические притязания на тотальный контроль над обществом. Идеологи- ческие основы конституционного строя нашей страны представляют собой структуру, сформиро- ванную в Конституции РФ. Первоосновой всей структуры идеологических основ конституцион- ного строя является идея государственного суве- ренитета, отраженная в преамбуле, в ст. 3-4 Кон- ституции РФ. Государственный суверенитет Рос- сийской Федерации является корнем всего строи- тельства конституционного строя.
Возрождая суверенную государственность, как указано в преамбуле Конституции РФ, народ Рос- сии тем самым дал начало процессу создания в нашей стране другим элементам конституционно- го строя, в том числе конституционному закрепле- нию перечня прав и свобод человека и граждани- на.
Процесс конституционно-правового закрепле- ния прав и свобод человека, и их ограничений раз- вивается по четкому алгоритму. Для того чтобы признать права и свободы человека и гражданина, необходима некая духовная составляющая, отве- чающая признакам гуманизма. И такая состав- ляющая была найдена. Она изложена в статье 2
Конституции РФ, которая признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Данная кон- ституционно-правовая норма содержит также по- ложение о том, что государство обязано призна- вать, соблюдать и защищать права человека. Чело- век как высшая ценность в РФ – это свободно раз- вивающаяся личность, избавленная от насилия со стороны государства [4, с. 3].
Личность, обладающая чувством собственного достоинства, живущая в свободно развивающемся гражданском обществе, должна сама определять свои воззрения, предпочтения в области политики, культуры, общественной жизни. Для успешной реализации выбора человека в РФ предусмотрен конституционный принцип идеологического мно- гообразия, представляющий собой право отдель- ной личности придерживаться той или иной идео- логии самостоятельно или через политические партии или политические движения. Российская
Федерация со своей стороны гарантирует непри- емлемость какой-либо определенной идеологии в качестве обязательной для государства и общест- ва.
Конституционный принцип идеологического многообразия непосредственно связан с положе- нием о том, что Российская Федерация является светским государством, тем самым указывая на то, что идеология может быть ограничена исключи- тельно правовыми способами, независимыми от религиозных и морально-догматических устано- вок власти. Данное положение отражено в статье
14 Конституции РФ. В Российской Федерации ни- какая религия не может устанавливаться в качест- ве государственной или обязательной. Религиоз- ные объединения действуют самостоятельно, но в рамках закона. Они отделены от государства и не влияют на его внутреннюю и внешнюю политику.
В то же время религия является важной духовной составляющей общества и государство при опре- делении своего внешнего и внутреннего полити- ческого курса, не может не считаться с религией, ее положительным опытом влияния на человека и общество в целом.
Понятие конституционного принципа идеоло- гического многообразия, человека как высшей ценности в РФ, а также характеристика РФ как светского государства, неразрывно связаны друг с другом, как и многие конституционно-правовые нормы, регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации, положение и статус человека в государстве и обществе, характер от- ношений государства с религией и религиозными объединениями. Идеологические основы являются неотделимым элементом конституционного строя, его формирующим, ограничительным началом.
Соблюдать и уважать положения Конституции РФ и других законов – обязанность каждого гражда- нина или иного субъекта, имеющего определен- ный правовой статус на территории Российской
Федерации.


Современный ученый
2019, №3
291
Литература
1. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). С. 114 – 118.
2. Гошуляк В.В. Основы конституционного строя как институт конституционного права и как конститу- ционный институт // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. №3 (39). С. 5 – 15.
3. Лебедева Н.В., Огурцов А.Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Общество: политика, экономика, право. 2017. №1. С. 7 – 14.
4. Телюк Д.С. Реализация конституционного права гражданина на судебную защиту прав и свобод чело- века в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2018. №3 (23). C. 1 – 7.
5. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: учебник. 13-е изд., изм. и доп. М: Нор- ма: ИНФРА-М. 2018.
References
1. CHirkin V.E. Osnovy konstitucionnogo stroya kak faktor ustojchivogo razvitiya Rossii // Aktual'nye proble- my ekonomiki i prava. 2015. №1 (33). S. 114 – 118.
2. Goshulyak V.V. Osnovy konstitucionnogo stroya kak institut konstitucionnogo prava i kak konstitucionnyj institut // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. 2016. №3 (39). S. 5 – 15.
3. Lebedeva N.V., Ogurcov A.YU. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu konstitucionnogo stroya RF i ego osnov // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2017. №1. S. 7 – 14.
4. Telyuk D.S. Realizaciya konstitucionnogo prava grazhdanina na sudebnuyu zashchitu prav i svobod chelove- ka v Rossijskoj Federacii // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2018. №3 (23). C. 1 – 7.
5. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik. 13-e izd., izm. i dop. M: Norma:
INFRA-M. 2018.
Gavrilov R.A., Postgraduate,
North-Caucasus Federal University
THE IDEOLOGICAL BASIS OF CONSTITUTIONAL ORDER AS THE LEGITIMATE CONDITION
FOR RESTRICTING THE POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS
Abstract: the article deals with the correlation between the ideological basis of constitutional order and the re- strictions of political rights. Ideology influences on a number of political process in democratic law-governed state, concerning the constitutional item of the Russian Federation as a secular state. The author analyzes the direct and indirect influence of ideology on the process of political rights realization by the Russian citizens. The research objective is to reveal the basic principles of ideological diversity for citizens to implement electoral and other polit- ical rights.
Constitutional legal restrictions of political rights touch on historical process and pose as a result of legislation and progressive development of the state and civil society and must not be based on prohibitive rules.
The constitutional regulation determines the presence of ideological basis as the appropriate reason for the im- plementation of political rights by citizens who act as the subjects of electoral material, procedural and other rights which are being guaranteed and secured by the state.
The author concludes that the constitutional legal restrictions of political rights are warrantable if the Russian citizens are provided with guaranties of legal protection, concerning their interests, degrees of freedom, actions and intentions aimed to consolidation of order and legality. In this regard the state must concede the relevant level of law enforcement practice based on administrative and judicial mechanisms of political rights and freedoms protec- tion.
Keywords: the Constitution of the RF, ideological basis of constitutional order, ideological diversity, constitu- tional restrictions, political rights and freedoms, constitutional restrictions of citizens‘ political rights and freedoms, ideology, law-governed state, civil society, state sovereignty