Файл: Лекция 1 Сущность, цели и задачи аудита. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №1
Сущность, цели и задачи аудита.
В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется:
-
ФЗ от 7 августа 2001г №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; -
Постановление правительства РФ -
Документами министерств и ведомств -
Правилами (стандартами) аудиторской деятельности
Сфера аудита: проверка БУ и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и ИП. Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки, оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно-правовой форме за исключением ОПО. При этом не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ. А в случае, если руководителем является иностранный гражданин – не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью кроме аудиторской.
Виды аудита:
-
внешний – проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки договоренности БУ и финансовой отчетности. -
внутренний – представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке её работы в интересах руководителей.
Цель: помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
-
Инициативный – аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителями.
Цель: выявить недостатки в ведении БУ, составлении отчетности, налогообложения, провести анализ финансового состояния хозяйственного субъекта и помочь его в организации учета и отчетности.
-
обязательный – аудит, проведение которого обусловлено прямыми указаниями ФЗ.
Цели и задачи аудита.
Цель: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения БУ законодательству РФ.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, уполномоченными органами государственной власти. В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснения.
При этом определяется:
- все ли активы или пассивы отражены в отчете
- все ли документы использованы в отчете
- на сколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли. Аудитор должен проверить полноту выполнения решения собственников предприятия об изменении объема УК; тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса; полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
-
общая приемлемость отчетности – соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней и не содержит ли противоречивой информации. -
обоснованность – существует ли основание для включения в отчетность указанных там сумм. -
законченность – включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности, все ли активы или пассивы принадлежат компании. -
оценка – все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны. -
классификация – есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана. -
разделение – отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены. -
аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они пронумерованы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге. -
раскрытие – все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.
Лекция №2
Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности.
Схема нормативного регулирования. Правовые и законодательные документы в РФ:
-
ГК РФ; -
ФЗ от 7 августа 2001г №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. ФЗ от 14.12.2001г №164-ФЗ); -
ФЗ от 8 августа 2001г №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; -
постановление правительства РФ от 6.02.2002г №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»; -
положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением правительства РФ от 29.03.2002г №190; -
международные стандарты аудиторской деятельности -
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением правительства РФ от 23.09.2002г №696.
Схема нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ представляет собой многоуровневую систему, включающую 4 уровня:
1 уровень – верхний (закон об аудите, который является основным законодательным актом. Он определяет место аудита в фин-хоз. деятельности в качестве ее необходимого, равноправного элемента).
2 уровень – Федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
3 уровень – Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а так же нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и отдельным вопросам налогообложения, финансам, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
4 уровень – Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которую разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
Закон об аудите включает 23 статьи, которые отражают основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг. В нем даны определения обязательного аудита и критерии его проведения, проведено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, Аудиторское заключение вкл. заведомо ложное.
Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторской организации и индивидуальных аудиторов, определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Аттестация аудиторов и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности.
В процессе проверки, деятельность аудитора направлена на:
-
оценку уровня организации БУ и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты. -
оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показаний отчетности. -
на основе получения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа). -
предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающиеся организации БУ и БО, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.
В зависимости от условий договора проверка может быть комплексной и тематической.
Различной может быть и глубина проверки:
-
полная и сплошная проверка учетных данных, начиная с первичных документов; -
проведение инвентаризации имущества и обязательств; -
выборочная проверка данных первичного учета; -
изучение данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности
Сопутствующие услуги:
-
постановка, восстановление и ведение БУ; -
составление БО и ее защита в налоговой инспекции; -
совершенствование действующей системы учета; -
автоматизация учетного процесса; -
проведение экономического и финансового анализа; -
разработка финансовых прогнозов; -
планирование налогообложения; -
оценка активов и пассивов; -
консультирование по широкому кругу финансовых и юридических вопросов, маркетингу, менеджменту; -
разработка учредительных документов; -
обучение и повышение квалификации бухгалтерского персонала; -
информационное обслуживание и др.
Отличие аудита от других форм экономического контроля.
Аудит отличается от таких видов контроля как ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношении между проверяющим и клиентами, выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.
Ревизия.
Цель: выявление недостатков для их устранения и наказание виновных. Она выполняется вышестоящим или государственным органом и предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечении и профилактики злоупотреблений.
Акт ревизии – внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные даже незначительные недостатки.
Акт и другая информация передаются вышестоящему и другим контролирующим органам для принятия организационных выводов, взысканий. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, её оплачивает вышестоящая организация или государственные органы.
Судебно-бухгалтерская экспертиза
осуществляется по решению судебных органов в процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение доказательств и применение экспертных знаний в области БУ при изучении совершенных хозяйственных операций.
Отличительные особенности:
-
проведение проверки в большинстве случаев связанно с возбуждением уголовного дела по факту причинения материального ущерба; -
проверка проводится не в организации, а непосредственно в помещении экспертного учреждения; -
все документы, подлежащие экспертизе, изымаются из организации в установленном порядке; -
все бухгалтерские документы (первичные, сводные, отчетные) относящиеся к изучаемым вопросам тщательно проверяются на предмет правильности и законности оформления хозяйственных операций; -
в ходе проверки используются сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий и проверок других контролирующих органов, в заключениях экспертов, показаниях обвиняемых, свидетелей и других материалов, относящихся к конкретному делу;
При проведении таких экспертиз устанавливается соответствие или несоответствие имеющихся бухгалтерских документов, отражающих сущность хозяйственных операций, требования действующих нормативных документов. Проверяющий должен дать четкие ответы на конкретно поставленные вопросы:
-
определить документальную обоснованность суммы предъявленного иска; -
выяснить круг должностных лиц, ответственных за сохранность ТМЦ и денежных средств, ставших объектом хищения;
Подлежит так же установлению круг должностных лиц, которые по действующему законодательству были обязаны обеспечить выполнение требований БУ и контроля, несоблюдение которых явилось одной из причин скрытых злоупотреблений.