Файл: Лекция 1 Сущность, цели и задачи аудита. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
законодательствами и нормативными актами РФ -
нормативными актами министерств и ведомств -
органов самоуправления -
стандартами аудита -
учредительными документами -
приказами и распоряжениям руководителя предприятия -
инструкциями, положениями и т.п.
Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объема сложностей и условий, осуществляемых контрольных процедур.
Численность и оплата труда работников могут быть предусмотрены в штатном расписании. Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия.
Конкретные работы по контролю того или иного объект выполняются аудиторами в соответствии с программой внутреннего аудита. Программы формируют на основании плана внутреннего аудита и утверждаются руководителем этой службы.
Оценка эффективности с-мы внутреннего контроля.
Для того, чтобы определить надежность с-мы внутреннего контроля предприятия и установить степень доверия к ней. Внешний аудитор должен внимательно изучить это с-му. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Изучение и оценка с-мы БУ и внутреннего контроля в ходе аудита» надежность и эффективность с-мы внутреннего контроля может оцениваться как высокая, средняя, низкая.
Этапы оценки с-мы внутреннего контроля:
-
общее знакомство с с-мой внутреннего контроля. Аудитор получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия; в структуре службы внутреннего аудита и ее места с-мы внутреннего управления -
первичная оценка надежности с-мы ВК. Осуществляется аудитором на основе собственных методик и приемов. Для этого учетная и хозяйственная документация изучается не выборочно, а за весь отчетный период. В итоге надежность с-мы ВК может быть определена как высокая или средняя -
подтверждение достоверности оценки с-мы внутреннего контроля. Заключается в процедурах подтверждения надежности с-мы (тесты средств контроля) и использования различных методов и приемов. Рекомендуется проводить процедуры оценки по 7 направлениям:
-
реальность хозяйственных операций – означает, что учтенные операции действительно имели место и подтверждены документами -
полнота – означает, что все совершенные хозяйственные операции отражены в учете -
разрешение – все хозяйственные операции санкционированы в установленном порядке ответственными должностными лицами -
точность – хозяйственные операции адекватно оценены, то есть исключены ошибки при учете их подсчете сумм операций на различных этапах учетного процесса -
классификация – хозяйственные операции правильно разнесены по счетам -
учет – процессы учета соответствующих операций завершены и учет отвечает установленным требованиям -
периодизация – все хозяйственные операции своевременно оформлены и отражены в учете соответствующего периода
Все этапы оценки с-мы ВК фиксируются в рабочих документах аудитора, при этом дается оценка надежности указанной с-мы и обосновывается степень доверия к ней при планировании объема аудиторских процедур.
Лекция №10.
Проведение аудиторской проверки. Аудиторские доказательства.
В ходе проведения проверки, аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности БО.
Аудиторские доказательства – информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и 3-х лиц или результат ее анализа, позволяющий сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора по предмету проверки.
Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документации БУ, заключения экспертов, а так же сведения из других источников.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторские доказательства, количество информации, необходимой для аудиторских оценок жестко не регламентируются.
Аудитор на основании своего профессионального опыт и учетом других факторов самостоятельно определяет объем информации, достаточны для формирования объективного заключения о достоверности БО клиента.
При это во внимание принимаются следующие факторы:
-
степень аудиторского риска -
наличие свидетельств от 3-х лиц -
получение доказательств на основе данных с-мы внутреннего контроля -
получение информации о результате самостоятельного выполнения аудиторских процедур -
получение доказательств в форме документов и письменных показателей -
возможность сопоставления выводов, сделанных на основании доказательств, полученных из различных источников.
Виды аудиторских доказательств.
-
внутренние – включают информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде. -
внешние – содержат информацию, полученную от 3-х лиц в письменном виде (обычно по письменному запросу аудитора) -
смешанные – составляют из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной 3-й стороной в письменном виде
На 1 месте стоят внешние доказательства, на 2-м – смешанные, на 3-м – внутренние.
Источники получения аудиторских доказательств:
-
первичные документы клиента и 3-х лиц -
регистр БУ клиента и результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента -
устные показания сотрудников предприятия клиента и 3-х лиц -
сопоставление данных различных документов -
результаты инвентаризации имущества и обязательств, проводимых сотрудниками предприятия клиента -
бухгалтерская отчетность
Полученные в ходе аудита доказательства обязательно документируются, то есть отражаются в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудитора определены в правиле (стандарте) «документирование аудита».
Требования к рабочей документации аудитора.
-
содержать записи о планировании аудита -
записи о характере времени проведения и объема выполненных аудиторских процедур -
выводы, сделанные на основе полученных данных
Состав рабочей документации аудитора.
-
Планы и программы проведения аудита -
Копии учредительных и других внутренних документов клиента (протоколы, договора, контакты и др.) -
Материалы изучения и оценки систем БУ и внутреннего контроля (описание, вопросники, схемы документооборота и др.) -
Результаты анализа хозяйственных операций и показатели деятельности предприятия (расчеты, таблицы, графики и др.) -
Записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатов -
Копии переписки с клиентом и 3-ми лицами -
Записи устных обсуждений, возникающих в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия клиента -
Заключение экспертов -
Копии бухгалтерских и иных бухгалтерских документов клиента -
Информация для руководства предприятия клиента -
Выводы и рекомендации аудитора и т.д.
Реквизиты рабочих документов:
-
Наименование и дата составления документа -
Наименование клиента -
Периода за который проводится аудит -
Содержание документа -
Подпись лица, составившего документ -
Дата проверки -
Подпись лица, проверившего документ
После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудитора или аудиторской фирмы, где хранится укомплектованными в папки не менее 5 лет.
Лекция №11.
Методы получения аудиторских доказательств.
Для сбора аудиторских доказательств применяются различные аудиторские процедуры.
Аудиторская процедура – определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.
Методы:
-
проверка арифметических расчетов клиента. Заключается в проверке арифметической отчетности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета. -
Инвентаризация. Позволяет получить точную информацию о состоянии имущества. Для повышения точности получаемых данных аудитору рекомендуется проводить проверки в 2-х направлениях: сверить учетные данные с фактическим наличием ТМЦ и наоборот. -
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Дает возможность аудитору проконтролировать учетные работы, выполненные бухгалтерией клиента. В процессе проверки аудитор устанавливает действительный порядок учета хозяйственных операций на предприятии, последовательность совершаемых формальных действий (процедур), выявляет пропуски и отклонения, которые ведут ослаблению внутреннего контроля. Объектами внимания со стороны аудитора могут быть различные участки учета: а) порядок учета кассовых операций; б) отпуск материалов со склада на производство; в) учета ГП, реализации продукции и др. -
подтверждение (сверка расчетов). Прием, используемый для получения в письменном виде информации от 3-х лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, д/з и к/з. Запросы на подтверждение готовят в виде документов от имени руководителя предприятия – клиента в адрес 3-ей стороны. В них должно содержаться требование предоставить определенную информацию непосредственно аудитору. При необходимости запрос 3-ей стороне может быть направлен непосредственно от имени аудитора. Если сведения, полученные от 3-й стороны, расходятся с учетными данными предприятия клиента аудитору следует выявить причины расхождения. -
Устный опрос персонала, руководства предприятия и 3-х лиц. Проводится на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы отдельных сотрудников подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и т.д. Каждая беседа предварительно должна планироваться. -
Проверка документов. Заключается в определении реальности определяемых документов и правильности их оформления. Для этого аудитор выбирает нужные записи в учетных регистрах и просматривает их движение вплоть до того первичного документа. -
прослеживание (сканирование). Процедура в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов. Это позволяет определить нетипичные статьи и операции, отраженные в учете. Чтобы установить состав операций, которые следует проследить аудитору, необходимо изучить обороты по аналитическим и синтетическим счетам, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов. -
аналитические процедуры. Анализ и оценка полученной аудитором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показаний предприятия – клиента с целью выявления необычных и неверно отраженных в чете хозяйственных операций, а так же установление причин таких ошибок и искажений.
Виды аналитических процедур:
-
сопоставление остатков по счетам за различные периоды -
сопоставление показателей БО с плановыми (сметными) показателями -
оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов -
сопоставление финансовых показателей (в том числе финансовых коэффициентов) деятельности предприятия с базисными значениями (среднеотраслевыми, рассчитанными для предприятия – лидера и др.) -
сопоставление финансовой и нефинансовой информации
9) подготовка альтернативного баланса. Используется для оценки реальности и полноты отражении в учете ГП (выполненных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выпуска продукции.
Лекция №12
Аудиторская выборка
Цель выборочной проверки: сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества.
Метод выборочной проверки — основан на законах теории вероятности, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.
Порядок формирования выборки и оценка ее результатов определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Важнейшее требование, которое должно быть выполнено при формировании аудиторской выборки — обеспечение ее репрезентативности, т. е. равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудитор может использовать один из следующих методов:
-
случайный отбор — может проводиться по таблицам случайных чисел -
систематический отбор — предлагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа -
комбинированный отбор — представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора -
на практике часто используются не стандартные методы отбора, т. е. объем выборки определяется в соответствии интуицией и опытом аудита -
в том случае, если проверяемая совокупность объектов на столько мала, что применение стандартных методов выборки не является правомерным или применение аудиторской выборки будет не эффективным, аудитору следует проводить сплошную проверку.