Файл: Лекция 1 Сущность, цели и задачи аудита. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. законодательствами и нормативными актами РФ

  2. нормативными актами министерств и ведомств

  3. органов самоуправления

  4. стандартами аудита

  5. учредительными документами

  6. приказами и распоряжениям руководителя предприятия

  7. инструкциями, положениями и т.п.


Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объема сложностей и условий, осуществляемых контрольных процедур.

Численность и оплата труда работников могут быть предусмотрены в штатном расписании. Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия.

Конкретные работы по контролю того или иного объект выполняются аудиторами в соответствии с программой внутреннего аудита. Программы формируют на основании плана внутреннего аудита и утверждаются руководителем этой службы.
Оценка эффективности с-мы внутреннего контроля.

Для того, чтобы определить надежность с-мы внутреннего контроля предприятия и установить степень доверия к ней. Внешний аудитор должен внимательно изучить это с-му. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Изучение и оценка с-мы БУ и внутреннего контроля в ходе аудита» надежность и эффективность с-мы внутреннего контроля может оцениваться как высокая, средняя, низкая.
Этапы оценки с-мы внутреннего контроля:

  1. общее знакомство с с-мой внутреннего контроля. Аудитор получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия; в структуре службы внутреннего аудита и ее места с-мы внутреннего управления

  2. первичная оценка надежности с-мы ВК. Осуществляется аудитором на основе собственных методик и приемов. Для этого учетная и хозяйственная документация изучается не выборочно, а за весь отчетный период. В итоге надежность с-мы ВК может быть определена как высокая или средняя

  3. подтверждение достоверности оценки с-мы внутреннего контроля. Заключается в процедурах подтверждения надежности с-мы (тесты средств контроля) и использования различных методов и приемов. Рекомендуется проводить процедуры оценки по 7 направлениям:

  • реальность хозяйственных операций – означает, что учтенные операции действительно имели место и подтверждены документами

  • полнота – означает, что все совершенные хозяйственные операции отражены в учете

  • разрешение – все хозяйственные операции санкционированы в установленном порядке ответственными должностными лицами

  • точность – хозяйственные операции адекватно оценены, то есть исключены ошибки при учете их подсчете сумм операций на различных этапах учетного процесса

  • классификация – хозяйственные операции правильно разнесены по счетам

  • учет – процессы учета соответствующих операций завершены и учет отвечает установленным требованиям

  • периодизация – все хозяйственные операции своевременно оформлены и отражены в учете соответствующего периода



Все этапы оценки с-мы ВК фиксируются в рабочих документах аудитора, при этом дается оценка надежности указанной с-мы и обосновывается степень доверия к ней при планировании объема аудиторских процедур.

Лекция №10.
Проведение аудиторской проверки. Аудиторские доказательства.

В ходе проведения проверки, аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности БО.

Аудиторские доказательстваинформация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и 3-х лиц или результат ее анализа, позволяющий сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора по предмету проверки.

Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документации БУ, заключения экспертов, а так же сведения из других источников.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторские доказательства, количество информации, необходимой для аудиторских оценок жестко не регламентируются.
Аудитор на основании своего профессионального опыт и учетом других факторов самостоятельно определяет объем информации, достаточны для формирования объективного заключения о достоверности БО клиента.

При это во внимание принимаются следующие факторы:

  1. степень аудиторского риска

  2. наличие свидетельств от 3-х лиц

  3. получение доказательств на основе данных с-мы внутреннего контроля

  4. получение информации о результате самостоятельного выполнения аудиторских процедур

  5. получение доказательств в форме документов и письменных показателей

  6. возможность сопоставления выводов, сделанных на основании доказательств, полученных из различных источников.


Виды аудиторских доказательств.

  1. внутренние включают информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде.

  2. внешние содержат информацию, полученную от 3-х лиц в письменном виде (обычно по письменному запросу аудитора)

  3. смешанные составляют из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной 3-й стороной в письменном виде


На 1 месте стоят внешние доказательства, на 2-м – смешанные, на 3-м – внутренние.
Источники получения аудиторских доказательств:

  1. первичные документы клиента и 3-х лиц

  2. регистр БУ клиента и результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента

  3. устные показания сотрудников предприятия клиента и 3-х лиц

  4. сопоставление данных различных документов

  5. результаты инвентаризации имущества и обязательств, проводимых сотрудниками предприятия клиента

  6. бухгалтерская отчетность



Полученные в ходе аудита доказательства обязательно документируются, то есть отражаются в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудитора определены в правиле (стандарте) «документирование аудита».
Требования к рабочей документации аудитора.

  1. содержать записи о планировании аудита

  2. записи о характере времени проведения и объема выполненных аудиторских процедур

  3. выводы, сделанные на основе полученных данных


Состав рабочей документации аудитора.

  1. Планы и программы проведения аудита

  2. Копии учредительных и других внутренних документов клиента (протоколы, договора, контакты и др.)

  3. Материалы изучения и оценки систем БУ и внутреннего контроля (описание, вопросники, схемы документооборота и др.)

  4. Результаты анализа хозяйственных операций и показатели деятельности предприятия (расчеты, таблицы, графики и др.)

  5. Записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатов

  6. Копии переписки с клиентом и 3-ми лицами

  7. Записи устных обсуждений, возникающих в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия клиента

  8. Заключение экспертов

  9. Копии бухгалтерских и иных бухгалтерских документов клиента

  10. Информация для руководства предприятия клиента

  11. Выводы и рекомендации аудитора и т.д.


Реквизиты рабочих документов:

  1. Наименование и дата составления документа

  2. Наименование клиента

  3. Периода за который проводится аудит

  4. Содержание документа

  5. Подпись лица, составившего документ

  6. Дата проверки

  7. Подпись лица, проверившего документ


После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудитора или аудиторской фирмы, где хранится укомплектованными в папки не менее 5 лет.
Лекция №11.

Методы получения аудиторских доказательств.

Для сбора аудиторских доказательств применяются различные аудиторские процедуры.

Аудиторская процедураопределенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.
Методы:

  1. проверка арифметических расчетов клиента. Заключается в проверке арифметической отчетности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета.

  2. Инвентаризация. Позволяет получить точную информацию о состоянии имущества. Для повышения точности получаемых данных аудитору рекомендуется проводить проверки в 2-х направлениях: сверить учетные данные с фактическим наличием ТМЦ и наоборот.

  3. проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Дает возможность аудитору проконтролировать учетные работы, выполненные бухгалтерией клиента. В процессе проверки аудитор устанавливает действительный порядок учета хозяйственных операций на предприятии, последовательность совершаемых формальных действий (процедур), выявляет пропуски и отклонения, которые ведут ослаблению внутреннего контроля. Объектами внимания со стороны аудитора могут быть различные участки учета: а) порядок учета кассовых операций; б) отпуск материалов со склада на производство; в) учета ГП, реализации продукции и др.

  4. подтверждение (сверка расчетов). Прием, используемый для получения в письменном виде информации от 3-х лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, д/з и к/з. Запросы на подтверждение готовят в виде документов от имени руководителя предприятия – клиента в адрес 3-ей стороны. В них должно содержаться требование предоставить определенную информацию непосредственно аудитору. При необходимости запрос 3-ей стороне может быть направлен непосредственно от имени аудитора. Если сведения, полученные от 3-й стороны, расходятся с учетными данными предприятия клиента аудитору следует выявить причины расхождения.

  5. Устный опрос персонала, руководства предприятия и 3-х лиц. Проводится на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы отдельных сотрудников подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и т.д. Каждая беседа предварительно должна планироваться.

  6. Проверка документов. Заключается в определении реальности определяемых документов и правильности их оформления. Для этого аудитор выбирает нужные записи в учетных регистрах и просматривает их движение вплоть до того первичного документа.

  7. прослеживание (сканирование). Процедура в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов. Это позволяет определить нетипичные статьи и операции, отраженные в учете. Чтобы установить состав операций, которые следует проследить аудитору, необходимо изучить обороты по аналитическим и синтетическим счетам, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

  8. аналитические процедуры. Анализ и оценка полученной аудитором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показаний предприятия – клиента с целью выявления необычных и неверно отраженных в чете хозяйственных операций, а так же установление причин таких ошибок и искажений.




Виды аналитических процедур:

  • сопоставление остатков по счетам за различные периоды

  • сопоставление показателей БО с плановыми (сметными) показателями

  • оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов

  • сопоставление финансовых показателей (в том числе финансовых коэффициентов) деятельности предприятия с базисными значениями (среднеотраслевыми, рассчитанными для предприятия – лидера и др.)

  • сопоставление финансовой и нефинансовой информации

9) подготовка альтернативного баланса. Используется для оценки реальности и полноты отражении в учете ГП (выполненных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выпуска продукции.

Лекция №12
Аудиторская выборка
Цель выборочной проверки: сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества.

Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятности, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.

Порядок формирования выборки и оценка ее результатов определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Важнейшее требование, которое должно быть выполнено при формировании аудиторской выборки — обеспечение ее репрезентативности, т. е. равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудитор может использовать один из следующих методов:

  1. случайный отбор может проводиться по таблицам случайных чисел

  2. систематический отбор предлагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа

  3. комбинированный отбор представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора

  4. на практике часто используются не стандартные методы отбора, т. е. объем выборки определяется в соответствии интуицией и опытом аудита

  5. в том случае, если проверяемая совокупность объектов на столько мала, что применение стандартных методов выборки не является правомерным или применение аудиторской выборки будет не эффективным, аудитору следует проводить сплошную проверку.