Файл: Лекция 1 Сущность, цели и задачи аудита. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №3.
Стандарты аудиторской деятельности.
Цели и основные принципы стандартов.
Цели:
-
обеспечивать высокое качество аудиторской проверки -
содействуют внедрению в практику научных достижений -
помогают пользователям понять процесс проверки -
создают общественный престиж профессии -
устраняют контроль со стороны государства -
помогают аудитору вести переговоры с клиентами
Принципы:
-
аудит. стандарты формируют единые основополагающие требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении -
аудит. стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определение меры ответственности аудитора -
стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудитора, вопросы методологии, а так же основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
Аудитор, который отступает от стандартов, должен обосновывать причину.
Структура стандарта.
1 раздел. Общие положения стандарта
2 раздел. Понятие и определение стандарта
3 раздел. Сущность тематики стандарта
4 раздел. Практические приложения
ПСАД – правила (стандарты) аудиторской деятельности.
ПСАД представляет собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности. Делятся на:
-
федеральные ПСАД (утверждающиеся правительством РФ) -
внутренние ПСАД (действуют в профессиональных аудиторских объединениях, которые в праве, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным ПСАД) -
правила и стандарты индивидуальных пр/пр и аудиторских организаций
На основе перевода международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных ПСАД. Туда входит:
-
цель и основные принципы аудита БО -
документирование аудита -
планирование аудита -
существенность в аудите -
аудиторские доказательства -
аудиторское заключение БО -
оценка рисков и внутренний контроль -
внутренний контроль качества работы аудитора -
аффинированные лица -
события после отчетной даты -
применимость допущения непрерывности аудита -
образование аудита
Первые 6 – утверждены постановлением правительства РФ от 23.09.2002г №696 «Об утверждении федерального ПСАД» (с изменениями и дополнениями от 4.07.2003г)
Внутрифирменные аудиторские стандарты составляют важнейшую часть организационно-распорядительной организации и все с-мы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты составляют определенные блоки, которые можно представить в следующем виде:
-
стандарты, определяющие структуру аудиторской организации, ее технологию -
стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положение российских правил -
методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам БУ -
стандарты, определяющие организацию сопутствующих аудиторских услуг
Наличие с-мы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служат показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Они определяют качество работы и престиж аудиторской организации.
Лекция №4.
Техника и технология проведения аудиторских проверок. Сущность и основные этапы.
Отбор клиентов аудиторской фирмы.
Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.
Процедура отбора клиентов аудиторами:
-
оценка характера отрасли -
оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его резервов -
выяснение особенностей ркуоводителей -
предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а так же аудиторного риска -
оценка причины смены или смен аудиторов -
знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита -
выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциального клиента -
получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.) -
аналитическая проверка отчетности -
предварительное знакомство с состоянием БУ и отчетности, а так же с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента -
оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудита к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знание отрасли, клиента и т.д.
Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной или трудоемкий для аудита, клиенту отказывается в обслуживании.
В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.
Письмо обязательства аудитора перед клиентом.
Остановив свой выбор на конкретной аудиторской фирме (аудиторе) потенциальный клиент направляет письмо в аудиторскую фирму на проведение аудиторской проверки.
Согласно ст. 435 ГК РФ такое письмо называется офертой.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложения, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора. Она связывает направившее ее лицо с адресатом (аудиторской фирмой или аудитором) с момента ее получения последним.
В случае если потенциальный клиент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме (аудитору) извещение об отказе от оферты. Если извещение об отказе поступило раньше или одновременно с самой офертой, то последняя считается не полученной аудиторской фирмой. Получив оферту, аудиторской фирме (аудитору) следует дать ответ на нее.
Письмо обязательства о согласии на проведение аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентами, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудиторской проверки степени ответственности перед клиентом.
Письмо обязательства, посланное аудиторской фирмой (аудитором) своему клиенту до начала аудиторской проверки помогает избежать недоразумений и конфликтов на ее заключительной стадии – при формировании окончательного мнения аудитора о достоверности отчетности клиента и составлении аудиторского заключения в принятии решения руководства клиента о внесении или невнесении поправок в отчетность. При первоначальном аудите такое письмо должно обязательно отправляться клиенту.
Основное содержание письма.
-
Описание объектов аудита (БУ, системы внутреннего контроля, финансовой отчетности) -
Определение границ аудита -
Перечень видов аудиторских заключений, описание составных частей аудиторского заключения -
Определение риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента -
Просьба обеспечить беспрепятственный доступ ко всем учетным и иным документам и информации, имеющей значение для аудита -
Требование помощи со стороны сотрудников проверяемого экономического субъекта.
Договор об оказании аудиторских услуг.
Независимо от вида аудита: добровольного или обязательного требуется заключение договора на оказание аудиторских услуг. Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик. Исполнителем по данному договору является аудиторская фирма или аудитор. При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора. Заказчиком по данному договору является аудиторское лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг.
К аудируемым лицам относятся:
- юридические лица
- ИП
При заключении этого договора необходимо получить как можно больше информации о предполагаемом партнере. Договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Оферта должна содержать существенные условия договора. Основным документом, фиксирующим отношение сторон, является договор. Этот договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. При заключении договора сторонам необходимо обговорить весь перечень услуг, входящих в предмет договора. Условия о предмете договора относятся к числу существенных условий договора оказания аудиторских услуг.
Права и обязанности устанавливаются соглашением сторон, однако основные установлены ФЗ №307-ФЗ. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а так же обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности и не в праве передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам, либо разглашать их без письменного соглашения заказчика. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из сторон договора оказание аудиторских услуг наступает гражданско-правовая ответственность. Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) – официальный документ, предназначенный для пользования финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, составленные в соответствии с федеральными каналами аудиторской деятельности и содержащей выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствие порядка ведения его БУ законодательству РФ.