Файл: Лекция 1 Сущность, цели и задачи аудита. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные этапы проведения аудиторской проверки:
1 этап – Подготовка и планирование аудиторской проверки.
Производится ознакомлением с экономикой проверяемого предприятия, оценивается существенность и аудиторский риск, система БУ и система внутреннего контроля, разрабатываются общий план и программа проверки
2 этап – Выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации.
Проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия
3 этап – Составление аудиторского заключения.
Оценка результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения
Подготовка и планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентами, финансово-хозяйственной деятельностью объекта проверки. Дается оценка ее с-мы БУ и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск.
На основе такой оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается так же вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.
На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирование.
В аудиторском заключении аудитор обобщает результаты проверки, формирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.
Лекция №5.
Планирование аудита.
1. Предплановая подготовка (получение общей информации о предприятии)
Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждение достоверности БО.
Этапы планирования проверки:
-
предварительное планирование
Осуществляется до подписания договора. Аудиторская организация знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью клиента. На этом этапе оценивается возможность проведения аудита.
Источники получения информации:
-
учредительные документы -
протоколы заседания совета директоров и других аналогичных органов -
отчетность -
контракты -
договоры -
материалы налоговых проверок
подготовка и составление общего плана
подготовка и составление программы аудита
В процессе подготовки общего плана и программы аудита изучается и оценивается с-ма БУ и с-ма внутреннего контроля, производится оценка риска с-мы внутреннего контроля. Устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторский риск. Общий план аудита включает перечень проводимых работ по проверке, их объем, сроки выполнения.
Программа аудита является развитием общего плана аудита, представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.
При разработке программы аудита важно определить риск необнаружения, используя данные о данные о планируемом аудиторском риске и одиночные значения риска средств контроля и внутрихозяйственного контроля.
Изучение и оценка системы БУ включает изучение:
-
учетной политики и основных принципов владения БУ -
организационной структуры бухгалтерского аппарата -
распределении полномочий и обязанностей между работниками, участвующими в учетном процессе -
организация документооборота, связанного с отражением хозяйских операций БУ -
порядок подготовки отчетности
Внутренний аудит - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентирующаяся внутренними документами, с-ма контроля за соблюдением установленного порядка ведения БУ и надежностью функционирования с-мы внутреннего контроля.
При изучении с-мы внутреннего контроля необходимо иметь ввиду, что она включает в себя:
-
надлежащую с-му БУ -
контрольную среду -
отдельные средства контроля
Контрольная среда – осведомленность и практические действия руководства предприятия, направленные на установление и поддержание с-мы внутреннего контроля. Включает в себя стимулирующие и основные принципы управления на предприятии, осуществляющие кадровую политику, распределение полномочий и др.
Эффективная организационная структура, сформированная на предприятии, предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Организационная структура должна обеспечить разделение несовместимых функций.
Функции сотрудника являются несовместимыми если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений
2. Существенность в аудите
Целью аудита финансовой отчетности является: предоставление аудитору возможности выразить мнение относительно того, составлено ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
Существенность – вероятность того, что применяемые аудиторские или иные процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.
Уровень существенности – то предельное значение ошибки БО, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет сделать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Лекция №6.
Процедура оценки материальности.
-
рассчитывается и согласовывается с клиентом предельная допустимая сумма ошибки по проверяемому объекту -
общая величина предельно-допустимой ошибки распределяется между элементами внутри тестируемого объекта -
проводится проверка учетных данных, направленная на выявление ошибок -
все ошибки по тестируемому объекту суммируются -
фактическая величина ошибки сравнивается с ее предельно-допустимым значением и принимается решение о ее отражении в аудиторском заключении
Понятие риска в аудите. Его виды и оценка.
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда связан с риском 2-х видов:
-
предпринимательский -
аудиторский
Предпринимательский – риск того, что аудитор может полностью ли частично не получить оплату за выбранную работу, независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом.
Аудиторский – риск, неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности финансовой отчетности при наличии в ней существенных ошибок и пропусков.
Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудитора при проверке отчетности. Его величина находится в пределах от 0 до 1. Чем меньше определяемый уровень аудиторского риска, тем больше уверенность в том, что в отчетности нет существенных ошибок. Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в достоверности показателей финансовой отчетности. Однако аудитор не должен гарантировать полное отсутствие существенных ошибок в финансовой отчетности клиента.
Методы оценки аудиторского риска.
Оценочный – заключается в том, что исходя из своего опыта и знания клиента, бесед с сотрудниками организации определяет аудиторский риск на основании отчетности в целом и отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный, и использует эту оценку в планировании аудита. Применяется в РФ.
Расчетный – предполагает количественный расчет различных факторных моделей аудиторского риска.
ПАР = ВР*РК*РН
ПАР – приемлемый аудиторский риск – относительная величина, отражающая суждение аудитора о приемлемой вероятности наличия финансовой отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдача клиенту положительного заключения.
ВР – внутрихозяйственный (чистый) риск, характеризующий вероятность появления в отчетности в целом (или в статье баланса, в данном бухгалтерском счете, в однотипной группе хозяйственных операций и т.п.) существенных ошибок до того, как они будут выявлены средствами с-мы внутреннего контроля клиента
РК – риск средств контроля, выражающий вероятность пропуска (невыявления) существенных ошибок с-мой БУ и с-мой внутреннего контроля
РН – риск необнаружения (процедурный), устанавливающий вероятность невыявления в процессе проведения проверки существенных ошибок.
Приведенная модель может рассматриваться в качестве основы планирования аудита, так как позволяет понять качественную взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем предстоящей работы.
На практике для составления более эффективного плана проверки необходимо сосчитать риск необнаружения:
РН=ПАР/(ВР*РК)
Между риском необнаружения и требуемым количеством аудиторских доказательств существует обратная зависимость: чем ниже такой риск, тем больший объем данных необходимо исследовать при проверке. В свою очередь аудиторский риск находится в прямой зависимости от риска необнаружения и в обратной от планируемого к получению в процессе тестирования аудиторских свидетельств.
Сокращение аудиторского риска ведет к сокращению риска необнаружения, но одновременно возрастает объем данных для тестирования с целью получения свидетельств.
Лекция №7.
Планирование и программа аудита.
Планирование является начальным этапом проведения аудита.
Оно включает в себя: разработку аудиторской организацией плана аудита с указанием ожидаемого объема, графика и сроков проведения аудита, а так же разработку аудиторской программы определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о БО организации.
Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование аудита осуществляется с целью:
-
установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а так же величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки. -
определить перечень аудиторских процедур и методику их применения -
определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» аудитор должен согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита.
Аудитор должен получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством, специалистами предприятия, осмотра помещений и мест хранения ценностей, изучения отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего контроля и т.д. По результатам этих действий определяется возможность проведения аудита, дается предварительная оценка эффективности с-мы внутреннего контроля и величины аудиторского риска, намечается объем и последовательность выполнения работ, выбираются методики контроля, формируется штат аудиторов для проверки. Только затем аудитор приступает к разработке общего плана аудита и аудиторской программы.