Файл: План мероприятий по оптимизации дивидендной политикиао Завод Звезда 54.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Роль и место дивидендной политики в системе управления акционерным обществом 7

1.1. Особенности дивидендной политики российских акционерных
обществ 7

1.2. Факторы, влияющие на дивидендную политику российских компаний 18
Глава 2. Анализ дивидендной политики
АО «Завод «Звезда»
28

2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Завод «Звезда» 28

2.2. Анализ формирования прибыли АО «Завод «Звезда» 39

2.3. Анализ распределения и использования прибыли АО «Завод «Звезда» 46
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию дивидендной политики АО «Завод «Звезда» 51

3.1. Прогнозирование основных направлений стратегического развития и показателей прибыли АО «Завод «Звезда» 51

3.2. План мероприятий по оптимизации дивидендной политикиАО «Завод «Звезда» 54
Заключение 59

Список использованной литературы 65

Приложения 70
ВВЕДЕНИЕ
Дивидендная политика организации является важной частью общей стратегии любого акционерного общества. От определения оптимального размера дивидендных выплат зависит рыночная стоимость акций, из которых,в свою очередь, складывается рыночная стоимость компании.Необъективная оценка рыночной стоимости компании, которая будет сильно отличаться от балансовой стоимости предприятия, может ввести в заблуждение инвесторов различных уровней, отчастных инвесторов до государственных фондов, и принести множество неприятных последствий.На данный момент, универсальной модели, позволяющей определить необходимый размер дивидендных выплат, не существует.Это объясняется большимколичеством переменных, влияющих на дивидендную политику, и невозможность достаточноточно спрогнозировать реакцию рынка на дивидендные выплаты.

На современном этапе развития рыночныхотношений дивидендная политика организацийявляется предметом активных дискуссий. Однусторону занимают те, кто считает, что политикафирмы в части распределения чистой прибыливвиде дивидендов акционерам не оказываютвлияния на стоимость акций. Другие считают,что рынок оценивает текущие и регулярные выплаты дивидендов более положительно, чем ихкапитализацию и реинвестирование фирмой,так как их доход фиксирован, заранее известен,и при этом не наблюдается каких-либо рисковс окупаемостью будущего проекта, на которыебыли потрачены потенциальные дивиденды.


В рамках вышеизложенного актуальность темы и её практическая значимость определили выбор её в качестве темы выпускной квалификационной работы и основных направлений исследования.

Исследованию проблем формирования дивидендной политики акционерных обществ посвящены работы таких зарубежных и российских экономистов прошлого и современности, как У. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Пигу, А. Маршалла, Е. Бем-Баверк, Ф. Найта, П. Самуэльсона, И. Шумпетера, В. Г. Базарова, И.А. Бланка, М.А. Вахрушиной, В.В. Ковалева, А.М. Ковалевой, А.П. Мицкевича, М.В. Мячина, Г.В. Савицкой и других. Однако в связи с изменениями условий развития экономики и функционирования бизнеса, появляются новые проблемы и новые возможности, что требует дополнительного исследования и выявления новых взглядов на факторы, влияющие на распределение прибыли и формирование дивидендной политики акционерных обществ.

Цель выпускной квалификационной работы – исследование теоретических и практических аспектов дивидендной политики акционерных обществ.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • рассмотреть особенности дивидендной политики российских акционерных обществ;

  • исследовать факторы, влияющие на дивидендную политику российских компаний;

  • составить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

  • выполнить анализ формирования и использования прибыли объекта исследования;

  • проанализировать дивидендную политику объекта исследования;

  • сформировать ряд мероприятий по стимулированию роста прибыльности и повышению дивидендной политикина объекте исследования.

Объектом исследования для раскрытия данной темы выступает АО «Завод «Звезда», промышленное предприятие по производству изделий электронной техники, расположенное в г. Элиста Республики Калмыкия. Предметом исследования является дивидендная политика объекта исследования.

Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы являются современные методы познания, в том числе методы логического, системного и экономического анализа.

Основными источниками информации для написания выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности объекта исследования за 2013-2016 гг., решения общего собрания акционеров, учредительные документы, синтетические и аналитические регистры и другие документы.


Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ


    1. Особенности дивидендной политики российских
      акционерныхобществ



Практика целенаправленной выплаты дивидендов акционерам в расчете на их интересы и приоритеты самой компании насчитывает в России немногим более десяти лет. Дивидендная политика крупнейших российских акционерных обществ в настоящее время находится в стадии своего формирования, и многие вопросы, включая саму возможность выплаты дивидендов, пока еще не определены как для самих акционерных обществ, так и для инвесторов.

Следует также отметить, что изучение природы выплаты дивидендов в отечественной финансовой науке практически отсутствует. Исключение составляют труды И. Лукасевича, Е. Федоровой, Н. Пирогова, Н. Волковой.

Если говорить о зарубежной практике исследований в области дивидендов, то первые попытки изучения данного вопроса были предприняты Б. Грэхемом и Д. Доддом в 1934–1951 гг. в классическом руководстве по инвестированию «Анализ ценных бумаг». В то время классический тезис звучал так: «фондовый рынок в целом отдает предпочтение щедрым, а не скромным дивидендам»1, в настоящее время данное утверждение является весьма дискуссионным в контексте существования различных теорий дивидендной политики.

В современной финансовой литературе существует две группы теорий дивидендной политики: теории отсутствия значимости дивидендов, подразумевающие, что величина дивидендов не имеет значения при оценке общей стоимости организации, и теории значимости дивидендов, утверждающие обратное. Основоположниками первой группы теорий выступают М. Миллер, Ф. Модильяни, Р. Литценбергер, К. Рамасвами, второй – М. Гордон, Дж. Линтнер, С. Росс, М. Бреннан. В таблице 1 кратко представлена суть теорий дивидендной политики.

Таблица1

Теории, лежащие в основе дивидендной политики организации


Признак

Теории отсутствия
значимости дивидендов


Теории значимости
дивидендов


Основная идея

Теория независимости дивидендов М. Миллера, Ф. Модильяни

Дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость компании, ни на благосостояние собственников

Теория «синицы в руках» М. Гордона, Дж. Линтнера

Инвесторы отдают предпочтение текущему доходу в виде дивидендов, а не полагаются на призрачный доход от реинвестирования прибыли.




Теория налоговых предпочтений Р. Литценбергера, К. Рамасвами

Дивидендная политика определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Таким образом, имеет место минимизация дивидендных выплат и максимизация реинвестирования прибыли

Теория сигнализации С. Росса

Дивиденды «сигнализируют» инвесторам о перспективах компании и ее финансовом состоянии








Теория клиентуры М. Бреннана

Дивидендная политика компании ориентирована на ожидания инвесторов. При этом инвесторы выбирают компанию с учетом ее дивидендной политики



Среди вышеперечисленных теорий нам в большей степени импонирует теория независимости дивидендов М. Миллера и Ф. Модильяни, являющаяся основополагающей в исследованиях дивидендной политики и подразумевающая начисление дивидендов по остаточному принципу, после удовлетворения инвестиционных потребностей организации. Однако данная теория лишь частично выполнима вследствие введенных авторами условий и ограничений, включая рациональность экономических субъектов и совершенство рынка капитала. Теория минимизации дивидендов актуальна ввиду сложившейся мировой налоговой практики в пользу максимизации налогообложения текущих доходов.

Все названные в таблице1 теории значимости дивидендов в той или иной мере находят свое отражение на практике. C точки зрения участников рынка наиболее актуальна теория С. Росса, учитывающая величину дивиденда как рыночный ориентир при принятии решений инвесторами. Теория «синицы в руках» также справедлива в условиях высоких инвестиционных рисков и экономической неопределенности. Ориентация эмитента на ожидания акционеров в рамках теории клиентуры может иметь практическое приложение в компаниях с относительно однородным составом инвесторов.

В теории финансов и на практике широко известен тезис: главная забота менеджеров – «обеспечить акционерам «справедливый» уровень дивидендов».2 Однако вопрос о том, какой уровень дивидендов является справедливым, по сей день остается открытым. При этом очевидно, что степень справедливости дивидендов определяется особенностями конкретного акционерного общества, включая его уровень развития, размер, отраслевуюпринадлежность, эффективность, потенциал роста, состав акционеров и прочие факторы.

Исследования в области дивидендной политики за рубежом показывают, что установление некоего ориентировочного процента ожидаемых дивидендных выплат все же желательно, поскольку «большинство менеджеров сознательно или бессознательно придерживаются долговременного нормативного коэффициента дивидендных выплат»3 и большинство инвесторов ожидают от эмитентов того же.

Следует также отметить, что теории дивидендной политики все еще недостаточно разработаны даже в зарубежной финансовой литературе. Так, мы согласны с утверждением P. Брейли и С. Майерса, утверждающих что «эти теории пока еще слишком отрывочны, а эмпирические доказательства слишком чувствительны к самым незначительным изменениям деталей – так что всякий догматизм здесь начисто исключен».


Практическое использование теорий дивидендной политики позволяет выделить три основных подхода к формированию дивидендной политики компании – консервативный, умеренный и агрессивный. При этом каждому типу дивидендной политики компании будут соответствовать и определенные методики дивидендных выплат (табл. 2).

Таблица 2

Основные типы и методики дивидендной политики акционерного общества


Тип дивидендной
политики


Методика дивидендных выплат

1. Консервативный

Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу

Методика фиксированных дивидендных выплат

2. Умеренный (компромиссный)

Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов

3. Агрессивный

Методика постоянного процентного распределения прибыли

Методика постоянного роста дивидендных выплат


Одной из проблем дивидендной политики в России в последние 20 лет являлось несовершенство законодательной базы в части регламентации дивидендных выплат, что существенно снижало привлекательность инвестиционных вложений в акции. Однако мы можем с уверенностью констатировать тенденцию к совершенствованию нормативно-правовой базы в данном сегменте.

С 1 января 2014 г. вступили в действие изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – Закон)4, существенно улучшающие позиции инвесторов – миноритариев и одновременно снижающие возможности дивидендных интриг. Сравнительная характеристика старой и новой редакций Закона представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика старой и новой редакций
Федерального закона«Об акционерных обществах»



Изменяемое положение Закона

Старая редакция

Новая редакция

До конца 2013 г.

С 1 января 2014 г.

Дата проведения годового общего собрания акционеров

Устанавливалась после даты закрытия реестра для участия в годовом общем собрании акционеров (ГОСА) и получения дивидендов

Устанавливается после даты закрытия реестра для участия в ГОСА и до даты закрытия реестра для выплаты дивидендов

Закрытие реестра для участия в собрании акционеров

Советом директоров утверждалась единая дата закрытия реестра для участия в ГОСА и получения дивидендов

Советом директоров утверждается отдельная дата

Закрытие реестра для получения дивидендов



Отдельная дата рекомендуется советом директоров и утверждается ГОСА. Срок: через 10–20 дней после ГОСА для торгуемых акций и не позднее 20 дней после ГОСА для неторгуемых акций

Сроки выплаты дивидендов

До 60 дней после ГОСА для всех категорий акционеров

Установлены 2 срока:

– до 10 дней после даты фиксацииреестра для номинальных держателей акций и управляющих активами;

– до 25 дней после даты фиксации

реестра для прочих акционеров