Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Аварийноспасательные работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю Начальник ОП 50 ПСЧ 6 ПСО ФПС |
(начальник подразделения ФПС) |
ГПС Главного управления МЧС |
Россиии по Кировской области |
подполковник вн. службы |
В.Е. Крутоумов |
|
« » 2023 г. |
План-конспект
проведения занятия по дисциплине
«Аварийно-спасательные работы»
проведения занятий с группой: личный состав дежурных караулов ОП 50 ПСЧ
Тема: «Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно - транспортных происшествиях».
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время 1 час.
Цель занятия: изучить тему занятия.
Дата: 11.03.2023 – 14.03.2023.
Литература, используема при проведении занятия: - Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, утверждённая МЧС России от 18.11.2016;
- Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий совместно с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП», утверждено заместителем министра МЧС Чуприяном А.П. 2012 г.
Развернутый план занятия:
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение
(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль знаний)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП. Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.). Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось. Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами). Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСРОсновными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на: лобовое — столкновение ТС при встречном движении; боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС; касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении; опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось; наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп; |
| |
а) деревянная опора | б) клин |
| |
в) коврик из деревянных брусков | г) опорный блок |
Рис. 2. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного ТС. |
Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.
| |
а) ножницы | б) кусачки (резак) |
| |
в) разжимы | г) расширитель-ножницы |
| |
д) силовой цилиндр | е) домкрат |
Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов. |
Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.
Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:
-
накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; -
остановить угрожающее жизни кровотечение; -
осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений; -
снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.); -
надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела; -
подвести под спину медицинское извлекающее устройство; -
определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:
Немедленное извлечение:
-
если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.); -
если состояние пациента резко ухудшается; -
если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.
Контролируемое извлечение:
контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдается предпочтение.
Спасательные работы при ДТП включают:
-
оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств); -
проведение поисковых работ в месте ДТП; -
организацию зоны оцепления и ее обозначение; -
предотвращение вторичных факторов; -
стабилизацию ТС; -
отключение аккумуляторной батареи; -
обеспечение быстрого доступа к пострадавшим; -
деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС; -
оказание первой помощи пострадавшим; -
извлечение пострадавших из поврежденного ТС; -
эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.
Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации
В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих факторов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.
Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:
-
ограничение или прекращение дорожного движения; -
локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ; -
локализацию и ликвидацию пожара.
Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей.
С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается капот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа:
-
открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ; -
любым доступным методом перекусить (перерубить, перерезать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС.
При невозможности отключения АКБ, силовые провода перекусываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некоторых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отключения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме.
Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устранения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безопасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства стабилизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР.
Для стабилизации используются специальные фиксирующие подкладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях предупреждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы.
Стабилизация ведется по следующим основным направлениям:
-
закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения); -
закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасательной операции.
Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспечению доступа или освобождению и извлечению пострадавших.
Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема.
С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанавливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб).
Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на колесах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.
| |
а) | |
| |
б) | в) |
Рис. 5. Стабилизация аварийного ТС, стоящего на колесах: а) 4-х опорная схема; б) установка клиньев под колеса; в) установка опорных блоков. |
Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП.
Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляется при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в пространстве между капотом и ветровым стеклом.
|
Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП. |
Оборудование — лебедка, силовые ленты с натяжителями, клинья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пневматические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давления, кусачки, нож.
Пострадавший должен получить первую помощь как можно быстрее, еще до деблокирования. Самый легкий доступ к пострадавшему — через открытые двери или разбитые ветровое, заднее или опускные стекла.
Все стекла, мешающие проведению АСР, должны быть удалены до проведения работ. Для защиты пострадавших от осколков стекол используются защитные экраны из брезентового полотна.
В целях обеспечения максимально щадящей эвакуации из аварийного ТС пострадавших с тяжелыми травмами, доступ к ним осуществляется путем демонтажа отдельных элементов конструкции кузова, препятствующих созданию дополнительного свободного пространства на пути их эвакуации.
Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять защитные экраны из брезентового полотна, а в холодное время года - шерстяные одеяла. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 — в грузовом.
С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).
|
Рис. 8. Установка защиты на острые края и кромки. |
При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).
В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.
Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
|
Рис. 9. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а) назад; б) вперед; в) вбок. |
Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10).
|
Рис. 10. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образования щелей. |
Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.
|
Рис. 11. Вскрытие передней двери: а) со стороны замка; б) со стороны петель. |
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.
Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).
Рис. 12. Сдвиг передней панели автомобиля. |
Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 13а).
В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).
Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения; в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля. |
Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.
Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис. 13г).
Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис. 14).
|
Рис. 14. Вскрытие двери со стороны петель. |
Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.
Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис. 15).
|
Рис. 15. Схема полного и частичного перекусывания стоек кабины грузового автомобиля при отгибе крыши назад. |
Далее с использованием гидравлических силовых цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом перекусанные задние стойки выполняют функцию шарниров.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.
Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.
После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.
При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.
Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.
После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).
Правила учета дорожно-транспортных происшествий
Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:
органами внутренних дел;
владельцами транспортных средств;
государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
В государственную статистическую отчетность по
дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:
во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
в результате стихийных бедствий;
вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.
Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.
Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.
Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.
Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.
На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.
Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:
о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации.
Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.
Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП
Наименование норматива | Объем работы (виды операций) | Примерное время*, мин. | Примечание |
Организация зоны оцепления и ее обозначение | Оценка состояния пострадавших и ТС. | 1 мин. | Сигнальная лента, сиг- нальные световозвращающие ограждающие конуса |
Обозначение ближней и дальней рабочих зон | 1 мин. 30 с. | ||
Предотвращение действия вторичных факторов | Ограничение или прекращение дорожного движения | 1 мин. | Огнетушитель,шанцевый инструмент |
локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ; | 2-3 мин. | ||
локализация или ликвидация пожара | 3-5 мин. | ||
Отключение АКБ | Вскрытие капота, откручивание гаек проводов АКБ минусовой и плюсовой клемм или перекусывание | 1-1,5 мин. | Расширитель, ключи гаечные 1012, 1314, кусачки |
Стабилизация ТС | Установка средств стабилизации ТС | 2-2,5 мин. | Клинья, опорные блоки, пневмодомкраты, складная лестница, подручные материалы (брус, столб) |
Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему для оказания ПП | Защита пострадавшего от осколков разбиваемого стекла, острых кромок и краев после резки элементов ТС. | 1-1,5 мин. | Брезентовое полотно, защитные чехлы |
Определение очередности оказания первой помощи, устранение явлений, угрожающих жизни пострадавших, предотвращение возможных осложнений | 2-3 мин. | | |
Деблокирование пострадавшего | Обеспечение доступа к пострадавшему путем перекусывания стоек кузова, удаления крыши ТС, смятия переднего крыла для демонтажа передней двери, демонтажа задней двери, демонтажа средней стойки со стороны демонтируемых дверей, сдвига передней панели, демонтажа переднего сидения, перерезания ремней безопасности | 12-15 мин. | Кусачки, расширитель, двухштоковый цилиндр, нож для резки ремней безопасности |
Извлечение пострадавшего из поврежденного ТС | Установка шейного корсета | 1,5-2 мин. | Шейный корсет |
Размещение пострадавшего на носилках и извлечение из поврежденного ТС | 3-3,5 мин. | Эвакуационный щит, носилки |
Примечание:
1. * - норматив времени на одного пострадавшего.
2. Общее время деблокирования и извлечения пострадавшего из поврежденного ТС в результате ДТП должно быть в пределах 32-42 минут.
Контрольные вопросы для проверки усвоения материала (не менее 5 вопросов), время (мин.):
-
Основные понятия? -
Виды ДТП?
3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов?
4. Виды стабилизации аварийного ТС?
5. Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП?
| | | |
(должность, звание, Ф.И.О. лица, составившего план-конспект) | | | (подпись) |
| | | |
«___» __________ 2023г. | | | |