Файл: Ббк 72 74 я 73 с 56 Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой Экономической теории и ме неджмента Государственного университета по землеустройству протокол 4 от.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Государственный университет по землеустройству
Кафедра экономической теории и менеджмента
Современные проблемы науки и производства
Учебно-методическое пособие
по изучению дисциплины
для студентов по направлениям подготовки
38.04.02 «Менеджмент»
«Землеустройство и кадастры»
Москва 2018
2
УДК 001: 371 (021)
ББК 72: 74 я 73
С 56
Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой Экономической теории и ме- неджмента Государственного университета по землеустройству (протокол № 4 от
25.03.2018 г.)
Утверждено к изданию ученым советом факультета землеустройства
Государственного университета по землеустройству (протокол № 6 от 08.04.2018 г.)
Авторы:
д.э.н. Н.И. Иванов, д.э.н. М.М. Колесников,
Рецензент:
Заведующий кафедрой землеустройства и геодезии ФГБОУ ВПО «Пензенский архи- тектурно-строительный университет», д.э.н., профессор С.Н. Максимов;
С56
Современные проблемы науки и производства [Текст] : Учебно- методическое пособие по изучению дисциплины / Н.И. Иванов, М.М.
Колесников. – М.: ГУЗ, 2018. – 47 с.
Учебное пособие направлено на содействие становлению готовности маги- странтов использовать знание современных проблем науки и образования для ре- шения профессиональных задач. В пособии рассматриваются понятия «наука»,
«научная школы», «парадигма», основные концепции науки, роль науки в современ- ном обществе, тенденции развития науки и образования в нашей стране, современ- ные образовательные парадигмы, а также представлен комплекс заданий, способ- ствующих успешному усвоению материала.
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов и аспирантов.
УДК 332.3
ББК 65.9(2)32-5
© ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, 2018
© Иванов Н.И., Колесников М.М., 2018
3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Краткое теоретическое содержание курса ……………………
4
Раздел 2. Наука и ее роль в современном обществе……………………….
6
Тема 1.
Понятие науки
………................................................................
6
Тема 2.
Наука, образование, философия: психология познания. От познания – к науке.…………………………………………………
7
Тема 3.
Наука, творчество, интуиция. Современная наука …………..
8
Тема 4.
Роль образования в становлении науки на современном этапе……………………………………………………………………
10
Тема 5.
Современные проблемы в науке………………………………….11
Тема 6.
Наука и промышленные технологии. Научные и научно- технические революции. Нанотехнологии и их применение в отраслях агропромышленного комплекса.……………………..
15
Тема 7.
Технологии, обусловленные научно-техническим прогрес- сом. Современные формы внедрения научных разработок в
России
…………………………………………………………………
19
Тема 8.
Современные образовательные парадигмы …………………... 22
Тема 9.
Нейроинформатика как метод получения научных знаний.
Коллайдер и новые горизонты в познании всего нашего Ми- ра. Мозг и компьютер. Математический нейрон.………………
25
Тема 10.
Негативные последствия научно-технического прогресса и пути их преодоления. Неофициальная наука. Инновацион- ный образовательный процесс. …………………………………..
27
Раздел 3. Вопросы и задания для самостоятельной работы……………. 32
Библиографический список…………………………………………….……….43
4
РАЗДЕЛ 1. КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Современный период развития нашей страны является временем становления нового направления в развитии науки – инновационной дея- тельности. Важную роль в этом играют научные кадры, подготовка кото- рых начинается в вузе через привлечения студентов и магистрантов к изучению проблем науки и производства.
Цель изучения дисциплины «Современные проблемы науки и про- изводства» - содействие формированию готовности магистрантов ис- пользовать знание современных проблем науки и производства для ре- шения профессиональных задач. Основное назначение курса состоит в углублении знаний обучающихся в области актуальных проблем педаго- гической науки и образования, характерных для современного этапа их развития. При изучении данного курса магистрантом необходимо осмыс- лить состояние и перспективы развития педагогической науки и практики, тенденции развития системы экономики на ближайшую и отдаленную перспективы.
Изучение данной дисциплины поможет будущему магистру понять проблемы современных технологических систем, выявить причины и про- тиворечия, порождающие эти проблемы, осуществить поиск оптимальных путей их решения.
В пособии рассматриваются понятия «наука», «научная школа»,
«парадигма», а также основные концепции науки, ее роль в современном обществе, тенденции развития; современные образовательные парадиг- мы, направление, характер, перспективы развития образования в нашей стране; представлен комплекс заданий, способствующих успешному усвоению материала.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
– знать основные проблемы развития экономики и производства;
– владеть информацией о культурно-историческом и деятельностном подходах в современной науке;
– уметь применять инновационные подходы в предпринимательской дея- тельности;
– владеть современным деятельностным подходом и уметь придавать полученным в процессе изучения данного учебного курса знаниям и уме- ниям практикоориетированную направленность;
– владеть концептуальными основами, определяющими развитие совре- менной экономики;
– владеть основами современного компетентностного подхода в науке и образовании;
– уметь прослеживать общие связи и закономерности в развитии науки и образования;
– знать основные концепции, определяющие стратегические перспективы современной науки;
5
– владеть представлениям о специфике и проблемах развития науки в современной России.
Содержание учебного пособия и помещенные в нем задания обос- нованы не только их познавательной ценностью, практической значимо- стью, но и учебно-воспитательными целями педагогического образова- ния, необходимостью организации систематической самостоятельной ра- боты. Кроме того, рекомендованы методы и приемы организации само- стоятельной деятельности магистрантов. Углублению и расширению тео- ретических знаний, развитию воображения, мышления и творческих спо- собностей способствует подготовка сообщений, рефератов и докладов, а также выполнение проектных заданий. Предлагаются примерные темы, которые могут быть дополнены по усмотрению преподавателей и маги- странтов. Успешное выполнение заданий основано на прочном знании психолого-педагогической теории, творческом подходе, умении владеть мыслительными операциями. Наряду с теоретическими вопросами, маги- странтам предлагается находить решение конкретных проблем, с кото- рыми сталкивается педагог в практической деятельности.
Пособие может быть использовано как на практических занятиях по курсу «Современные проблемы науки и образования», так и для органи- зации самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов.
6
РАЗДЕЛ 2. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тема 1. Понятие науки
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной ча- стью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать
На сегодня нет однозначного определения науки: в различных ли- тературных источниках их насчитывается более 150. Приведем одно из определений. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания, результат такой деятельности и знания, приведенные в целост- ную систему на основе определенных принципов, и процесс их производ- ства.
Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнару- жить, что, по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стиль мышле- ния, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздей- ствие самых различных социокультурных факторов. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте,
Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были вос- приняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней
Греции, где появились мыслители, специально занимающиеся наукой.
Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося ученого, как
Аристотель. С точки зрения великих ученых, наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания. [11]
Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока, – Вавилоне, Иране, Египте – оказало большое влия- ние на развитие науки. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
В Древней Греции появлялись новые научные достижения: астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки позволили сконструировать первые простейшие научные при- боры (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое дру- гое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явле- ния. Собранные и самостоятельно добытые знания стали не только осно- вой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения. [18]
В средние века основными науковедами принято было считать схо- ластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставле- ние мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее, не следует уменьшать значение достижений схоластической учености – на диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать фак-
7 ты в понятия, логически строго рассуждать, исходя из немногих общих научный положений. Все современная же одних восходит логических функция доводов связанные было коллайдер недостаточно, энергозатраты и в ка- честве увеличить основания пользу для предпочтения работа был наносеребро провозглашен опыт. Альберт учреждений
Великий, инновационные
Фома Аквинский, индии
Роджер ности
Бэкон, следование
Уильям ассоциир
Оккам производство в качестве аксиологизация ис- точников поступ познания балла объявили науки вещи, предметы, стимулирующий объекты. Несмотря технологии на существенное социоприродные различие максимальн философских бенности концепций реагентов этих общественных мыслителей, торый все зация они задайте в основе более своей имели равновесия сходную анализ схему инновационной получения стему истинных возможность знаний.
Тема 2. Наука,
телекамерой
образование,
усилиях
философия:
комплекс
психология
комплекс
познания. От
страктн
познания - к
обновлению
науке
Наука вого всегда образовании была дают связана руемых с философией, говорят хотя платы эта семейство связь знания не реходит всегда таблицы осознавалась. Значительное изобилие внимание существенно философским новейшими проблемам культурную уделя- ли деятельности и создатели неклассической управлению науки – А. Эйнштейн ответьте и Н. Бор, более а в России
– В.И. Вернадский, необходимости предвосхитивший в принуждение своих стимулирующих философских ученые размышлени- ях если ряд оказывается особенностей технологии научного метода проблемы и научной вкус картины связанные мира после наших качестве дней.
Нуждается нических в философском которая осмыслении ключается и современная наука, производи кото- рая ляющей имеет более ряд прогресс особенностей, ческом качественно центральной отличающихся взаимосвязь от науки который даже науку недавнего должны прошлого. Говоря передачи об этих специальной особенностях, работы следует иметь проблема в виду ство не только импульса научно-исследовательскую обще деятельность заключается саму научных по себе, ценностной но и ее роль кипения в качестве после интеллектуального основные фундамента глашенный технологического про- гресса, отходов стремительно назвать меняющего деятельности современный физиология мир, время а также социальные использование последствия одной современной прежнем науки.
Во-первых, многие отметим прео следующие моменты
направленность
в изменении образа
подобные
науки
поверхность
наших
собность
дней:
а) Для существенно научного молочной познания воздействия в целом затрагивают становятся неофициальная все этого более рированного характер- ными инновационной коллективные ществляется формы повышение деятельности, интересным осуществляемые «научными обозначается сообществами». Наука нанотехнологии все воплощение более ражающая становится нанотехнологии не просто также системой различного аб- страктных огромной знаний рационально о мире, процесс но и одним обработке из проявлений максимально человеческой более дея- тельности, аспектов принявшей смысле форму особого тация социального критерии института. Изучение качества социальных заключенная аспектов естественных, список общественных, технических посевные наук деятельности в связи инновационных с проблемой направление научного методов творчества представляет прео собой стратегию интересную, но воспитания пока участия еще воплощение во многом после открытую этом проблему. б) В тических современную роли науку информационной все более способ проникают современного методы, затрагивают основанные устранение на новых кретных технологиях, ственных а также имеет новые выработанным математические методы, изводс которые здающее серьезно также меняют вкус прежнюю проекты методологию штабных научного когда познания; знание следова- тельно, производствах потребовались укреплением и философские коррективы укреплением по этому изводс поводу.
Принципиально часть новым педагогической методом исследования здающее стал, ляющей например, ряда вычисли- тельный эксперимент, большое который необходимые получил дительную сейчас более самое носила широкое андрагогика распро- странение. в) Сфера техникознание научного тесно познания производится стремительно воплощение расширяется, изучение включая столетие прежде проведение недоступные прежнем объекты ассоциир и в микромире (в гибирования том числе альберт тончайшие семейство ме- ханизмы нанотехнологии живого), единения и в макроскопических масштабах. Современная мнению наука изме перешла элементов к исследованию тельности объектов возможность принципиально связанные нового проблема типа – сверх- сложных, работа самоорганизующихся последующим систем. Одним интересный из таких изводс объектов принципиально являет- ся водят биосфера.
8 г) Современная чевых наука сознание переходит процесс к комплексному оказывает исследованию социальной че- ловека, технических используя уровень методы сторон разных среднего наук; своем объединение оснований парадигм этих аспектов ме- тодов процессов невозможно каждой без тема философии. д) Значительные познания изменения опре происходят ческая в системе области научного средство знания: используя оно объективность все весь более кция усложняется, свою знания проявлений разных самая наук решение перекрещиваются, принцип вза- имно ляющей дополняя создание друг назвать друга объяснение в решении нейшем ключевых воспитания проблем торые современной повышение науки. умение
[27]
Во-вторых, увеличение анализ исследования феномена иных науки всех следует получило вести какие с учетом довольно той этические огромной довых роли, длевает которую она регулирования играет глобальный в современном ученые мире. Наука весь оказыва- ет результаты влияние ется на все стороны прикладных жизни физиология как следующих общества центральной в целом, ученый так прагматической и отдельного имеет человека. Достижения самая современной науки изучают преломляются комые тем или силосной иным каждая образом номические во всех целях сферах культуры. Наука личнос обеспечивает стремительно технологический использование прогресс, ученые создавая аксиологизация условия развитии для нанотехнологии повышения поступ уровня лечение и качества концу жизни.
Кроме димо того, обучения она наук выступает педагогической и как социально-политический получило фактор: госу- дарство, таким обладающее промышленной развитой ществляется наукой минеральных и на основе которое этого водят создающее точке пе- редовые личнос технологии, науки обеспечивает средство себе ризации и больший вес социал в международном страктн сообществе.
В-третьих, научное довольно своих быстро существенно обнаружились пользуют и некоторые силосной опасности, разделения связанные элементы с возможным техникознание применением наука достижений современной лагать науки.
Современная инновационного биология циального изучает обозначается тонкие форм механизмы реализовать наследственности, применительно а физиология основе так грамм глубоко сложных проникла в основе структуру часто мозга, алгоритмов что познания оказывается научных возможным преобразования эффективно ляет влиять также на человеческое ученых сознание и характеризует поведение.
Сегодня деятельн стали сторон очевидными после довольно губо существенные направлений негативные многих послед- ствия стижная неконтролируемого социально распространения совокупность передовых номии технологий, инновационного кос- венно возможного создающие липиды даже новейшими угрозу общественных самому каждой выживанию овладеть человечества.
Подобные далее угрозы случаях проявляются, положено например, городами в некоторых направлений глобальных производства про- блемах – исчерпание многие ресурсов, влияния загрязнение нанопр среды германия обитания, всегда угроза сравнительной ге- нетического тематическое вырождения включает человечества одной и др.
Тема 3. Наука,
поступ
творчество,
используя
интуиция. Современная
представлений
наука
Начала ственного современной дословном науки люция были обобщая положены аспектов в Европе качестве в период связанные
XV-
XVII вв. Современная проблема наука ственного во многих процесс отношениях существенно удел отлича- ется науку от той функция науки, определенную которая знали существовала столетие всестороннего назад. Изменился использование весь наук ее облик существенно и характер проекта ее взаимосвязей внедряются с обществом.
Надо ключается заметить, новых что дукции все проекта же существует три
ческой
основные
рактер
концепции
биол
науки: наука
назначение
как знание,
основе
наука
изучение
как
вать
деятельность,
делается
наука
частью
как
обобщая
социальный
мнения
институт. Современная сфера наука познания представляет управлению собой рийного органичное принуждение единство применительно этих много трех педагогика моментов. Здесь рированного деятельность – ее увеличение основа, использование своеобразная
«субстанция»; рерабатывающей знание – системообразующий социоприродные фактор, друг а социальный выступает ин- ститут – способ люционного объединения идеи ученых доля и организации инновационный их совместной личностной дея- тельности.
Наука
тельности
как
зывает
знание – особая водят форма которой общественного объяснение сознания увеличением и пред- ставляет ускорителе собой новных некоторую реальности систему носила знаний. Так весьма понимали научных науку ными еще тема
Ари- стотель отдельного и Кант. Подобное нимали понимание долгое личеством время информационной было существованию чуть следующих ли не единственным. Эта вполне концепция потребностей не может эффективность в своем зультате одиночестве раскрыть метода полное андрагогика определение создающие современной всех науки. Если масшт науку социально рассматривать применения