Файл: Устойчивое экономическое развитие как процесс движения взаимодействующих структур.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Перспективы дальнейших усилий по реализации концепции устойчивого экономического развития в контексте российской внешнеэкономической политики
3.1. Перспективы концепции устойчивого экономического развития в контексте проблемы энергоперехода и дефицита энергических ресурсов
Чтобы ограничить глобальное потепление до 1,5°C и избежать наихудших последствий изменения климата, мир может выбросить только столько CO2. Оставшийся углеродный бюджет оценивается примерно в 420 ГтCO2, но при нынешних темпах выбросов мы превысим его в течение десяти лет. Вопрос о том, как распределяется оставшийся бюджет между странами и отраслями промышленности, находится в центре климатических дебатов, и в этом вопросе наметился разрыв между развитыми странами и странами с низким и средним уровнем дохода (СНСД). Поскольку они внесли наименьший вклад в глобальные выбросы парниковых газов (доля Африки составляет менее 3,8%), страны с низким и средним уровнем дохода считают, что им должна быть выделена львиная доля оставшегося бюджета. Развитые страны, которые внесли наибольший вклад (62% для Европы и Северной Америки вместе взятых), утверждают, что технологии достаточно развиты, чтобы позволить отделить выбросы от экономического развития, и что страны с низким уровнем доходов должны иметь возможность "перескочить" непосредственно на более чистые альтернативы энергии, чем ископаемое топливо.
Истина лежит где-то посередине. Хотя экономическое развитие может идти по пути, менее вредному для окружающей среды, чем тот, по которому шли страны, завершившие индустриализацию в прошлом веке, нельзя ожидать, что страны с низким уровнем доходов будут сдерживать прогресс за свой счет. Более того, даже если к 2050 году будут выполнены все обязательства в рамках знакового Парижского соглашения, вряд ли удастся избежать экстремального и разрушительного изменения климата - если мир останется на нынешнем энергетическом пути.
Сегодня более 3,5 миллиардов человек в 81 стране с низким энергопотреблением живут в условиях энергетической бедности. Эти страны, на долю которых со времен Первой промышленной революции приходится 8 процентов глобальных выбросов CO2, будут расти, и в некоторых случаях - быстрыми темпами. С учетом такого экономического развития ежегодный вклад этих 81 стран в выбросы может увеличиться с четверти в 2020 году до более чем трех четвертей к 2050 году, согласно данным Глобального энергетического альянса для людей и планеты, что фактически сведет на нет все шансы достичь цели в 1,5°C или ниже 2°C. Вот почему мировое сообщество должно действовать прямо сейчас, чтобы страны с низким уровнем энергопотребления не остались позади в процессе перехода, и почему развитые страны должны выполнить существующие обязательства, а также найти новые способы поддержки стран с низким уровнем энергопотребления в области доступа к низкоуглеродной энергии.
Скорость, с которой страны с низким уровнем доходов смогут создать низкоуглеродные энергетические системы, будет определяться как решениями, которые они примут внутри страны, так и поддержкой, которую они получат от развитых стран - финансовой, технологической или через открытие глобальных рынков. Технологии имеют здесь решающее значение, и степень возможности "скачка" будет зависеть как от развитых стран, так и от ЛМПК, способствующих созданию среды, в которой инновации возможны и могут быть масштабированы.
Энергетический путь, выбранный ЛМПК, будет иметь ключевое значение для смягчения наихудших последствий изменения климата, поэтому крайне важно, чтобы развитые страны выполняли свои обязательства в области климата. Не менее важно, чтобы страны с низким уровнем дохода реализовывали и выполняли планы, которые превратят эти обязательства в реальные инвестиции. Ни одно из этих действий не происходит в необходимом темпе и масштабе.
Доверие к развитым странам в отношении выполнения их обязательств по финансированию мер по борьбе с изменением климата является низким. Невыполнение обязательств по выделению 100 миллиардов долларов в год на климатическое финансирование, принятых на КС15 в 2009 году, подорвало доверие, и сегодня страны с низким уровнем дохода испытывают "усталость от обещаний", уставая от заявлений, которые не воплощаются в проекты на местах. Спустя год после КС26 многие из правительственных коллег Института Тони Блэра справедливо спрашивают: "Где деньги, которые нам обещали?".
С другой стороны, развитые страны говорят, что деньги есть, но планы и проекты, достойные инвестиций, отсутствуют. Трагический парадокс заключается в том, что финансирование имеется именно для тех типов проектов, которые обеспечивают долгосрочную доходность, необходимую для успешного энергетического перехода, но инвестиционные возможности не были разработаны в достаточной степени для привлечения частного капитала в необходимых объемах - особенно в Африке.
Хотя проблема сложна в политическом, экономическом и институциональном плане, есть способ преодолеть разрыв. На внутреннем уровне страны с низким уровнем дохода должны взять на себя ответственность за свое будущее, разработав и реализовав собственные планы перехода на энергетику, а развитые страны должны предоставить финансовую поддержку и политические рамки, необходимые для достижения этой цели. В прошлом году были объявлены громкие партнерства для достижения прогресса в области энергетического перехода, включая инвестиционный пакет Южной Африки в размере 8,5 миллиардов долларов США, в который вкладывают средства Великобритания, Европейский Союз, США, Франция и Германия, и который направлен на отказ страны от угля. Для восстановления хрупкого доверия между развитыми странами и странами с низким уровнем дохода крайне важно, чтобы это обязательство и другие подобные ему были выполнены.
Не менее важно, чтобы такие партнерства были предназначены не только для стран с высоким уровнем выбросов. До настоящего времени внимание международного сообщества было сосредоточено на странах, которые уже имеют современную энергетическую систему, но нуждаются в международной поддержке для перехода от ископаемого топлива. Это означает, что страны, не имеющие современной энергетической системы, упускаются из виду, что является недальновидным. Поддержка должна быть направлена и на страны с низким уровнем выбросов, особенно на 81 энергетически бедную страну с низким уровнем доходов, население и экономика которых быстро растут. Без нового и справедливого глобального подхода к поддержке энергетического перехода невозможно предотвратить наихудшие последствия изменения климата. В интересах всех стран более активно поддерживать переход бедных в энергетическом отношении стран.
Данный документ основан на опыте Института Тони Блэра по поддержке правительств в разработке и реализации планов перехода к энергетике, а также реформ и инвестиций в чистую энергетику в Африке, Европе и Азии. Он предлагает правительствам стран с низким уровнем дохода пятиступенчатую схему, определяющую, как добиться эффективного энергетического перехода, и подчеркивающую вспомогательную роль, которую должны играть международные партнеры. В качестве практических примеров приводятся конкретные примеры из Индонезии, Мозамбика и Нигерии.
Реализация эффективных планов энергетического перехода в странах с низким уровнем дохода имеет решающее значение для способности мира бороться с изменением климата.
Для стран с низким уровнем доходов планы перехода к энергетике будут:
стимулировать развитие энергетических секторов, способствующих достижению более широких государственных целей, включая индустриализацию и создание рабочих мест.
Направлять и координировать усилия различных партнеров, которые потребуются для реализации планов, как внутри правительства, так и за его пределами.
Служить инструментом для привлечения финансирования, не только предлагая потенциальным инвесторам определенность в отношении реформ и путей развития, но и обеспечивая ясность в отношении потребностей в климатическом финансировании.
Для развитых стран планы перехода на энергетику будут:
Выступить в качестве средства преобразования амбициозных климатических обязательств в проекты на местах, снижая при этом риски недоверия и усталости от обещаний.
Обеспечить ясность в отношении того, куда и как следует направлять ограниченное финансирование в области климата и развития для стимулирования и снижения риска низкоуглеродных инвестиций.
Содействовать развитию "зеленой" промышленности в странах с низким уровнем дохода, что в свою очередь может привести к декарбонизации и диверсификации глобальных цепочек поставок.
Создание инвестиционных возможностей в странах с низким уровнем доходов. Согласно недавнему "Энергетическому обзору Африки" Международного энергетического агентства, в инфраструктуру "зеленой" энергетики на континенте необходимо ежегодно инвестировать около 70 миллиардов долларов.
Приоритеты перехода к энергетике в странах с низким уровнем доходов и развитых странах значительно отличаются. В развитых странах основное внимание, как правило, уделяется переходу от существующей энергетической системы к менее вредной для окружающей среды. В отличие от них, в странах с низким уровнем доходов современная энергетическая система часто отсутствует или недостаточно развита. Например, почти половина населения Африки (около 600 миллионов человек) до сих пор не имеет доступа к электричеству, а большинство домохозяйств используют дрова в качестве основного топлива для приготовления пищи. Такие контрастные стартовые условия означают, что в странах с низким уровнем доходов:
Переход к энергетике должен способствовать достижению более широких государственных целей. Снижение выбросов часто не является главной целью для стран с низким уровнем доходов, которые сталкиваются с целым рядом конкурирующих приоритетов, поэтому любой план по снижению углеродоемкости энергетического сектора будет успешным только в том случае, если он может быть связан с другими неотложными государственными задачами, такими как создание рабочих мест или обеспечение продовольственной безопасности.
Планы перехода к энергетике должны быть не только инвестиционным планом. Страны с низким уровнем дохода не имеют современной энергетической системы не по своей воле, а из-за политических, институциональных и нормативных проблем, которые необходимо решать в качестве предварительного условия для успеха любого плана.
Во всех основных секторах экономики технологии обладают потенциалом для снижения выбросов и перевода стран с низким уровнем дохода на путь устойчивого экономического развития. От водорода до цифровых технологий оптимизации, от биотоплива до улавливания углерода - все эти рычаги имеют большие перспективы, но необходимость масштабирования таких инноваций также актуальна, особенно по мере того, как лидеры понимают важность "зеленого" развития для обеспечения глобальной конкурентоспособности их экспорта в будущем.