Файл: Устойчивое экономическое развитие как процесс движения взаимодействующих структур.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впоследствии концепция устойчивого развития была положена в основу работы Международной комиссии по окружающей среде и развитию (1984-1987 гг.), вклад в которую внесла Организация Объединенных Наций. Важный вклад в формирование современной концепции устойчивого развития был сделан на Найробийской конференции (1982), где окружающая среда была официально признана развивающимися странами как одна из наиболее актуальных проблем, требующих безотлагательного решения. Главным итогом конференции стало создание Всемирной комиссии по окружающей среде под председательством премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Под сильным давлением развивающихся стран, не желающих отказываться от экономически интенсивной индустриализации, ВЭС был переименован во Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию (1983). Переименование означало, что все участники будут рассматривать окружающую среду и развитие как взаимосвязанные области. Задача состояла в том, чтобы найти разумный компромисс между экономическим ростом и сохранением здоровой окружающей среды.
В 1987 году знаменитый доклад Комиссии Брундтланд (Международная комиссия по окружающей среде и развитию) "Наше общее будущее" представил стратегию устойчивого развития в виде так называемой "Концепции устойчивого развития". Наше общее будущее" подчеркнул необходимость перехода к устойчивому (сбалансированному, самоподдерживающемуся, не потребительскому) развитию и дал его основное определение, которое широко используется и сегодня. Устойчивое развитие" было определено как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. С тех пор появилось более сотни определений, включая "отсутствие снижения национального богатства с течением времени", слабую устойчивость и сильную устойчивость, а также другие.
Авторы доклада Брундтланд определили три основные глобальные проблемы: истощение природных ресурсов, растущее глобальное неравенство и бедность, а также угрозы миру и безопасности. Поэтому Комиссия предложила три необходимых условия для реализации перспективы устойчивого развития: защита окружающей среды в процессе экономического развития, обеспечение социальной справедливости и политического участия.
Однако общий характер принципов, предложенных Комиссией, и низкий уровень конкретизации этих принципов привели к тому, что в дебатах об устойчивом развитии используется относительно широкое толкование, которое, с одной стороны, удобно для всех, а с другой - не обязывает к какой-либо конкретике. Комиссия определила "устойчивое развитие" таким же широ
Со времени доклада Брундтланд обострение экологических проблем, растущая глобальная взаимосвязь и все более сложные социальные процессы привели к проведению крупнейшей и самой разнообразной конференции в истории человечества: в 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Его основной задачей было принятие, уточнение и внедрение в практику концепции устойчивого развития, разработанной на высшем политическом уровне на основе рекомендаций доклада Брундтланд. Ключевыми документами конференции стали Декларация Рио и Повестка дня на XXI век.
'Декларация Рио-де-Жанейро излагает ряд принципов, касающихся прав и обязанностей государств по достижению развития и человеческого благополучия. Принцип 1 устанавливает центральную роль людей в устойчивом развитии - подход, ориентированный на человека. Государства несут ответственность за обеспечение хорошего качества природной среды и отвечают за экологический ущерб, причиненный другими государствами за пределами их юрисдикции (Принцип 2). Особое значение имеет Принцип 3-5, который гласит, что социально-экономическое развитие, в частности, сокращение бедности, и цель охраны окружающей среды для нынешнего и будущих поколений неразрывно связаны. Принцип 7 вызвал много споров в Йоханнесбурге и попыток изменить его (безуспешно), особенно положение о том, что "каждая страна несет равную, но дифференцированную ответственность, учитывая ее различную роль в глобальной деградации окружающей среды". Развитые страны признают свою ответственность в международных усилиях по достижению устойчивого развития, принимая во внимание давление, которое их общества оказывают на глобальную окружающую среду, а также имеющиеся в их распоряжении технические и экономические ресурсы".
Повестка дня на XXI век дополняет Декларацию, предоставляя широкий спектр программ, мер и инструментов для действий по достижению устойчивого развития. Этот документ широко рассматривается как стратегия устойчивого развития. Он рекомендует странам разрабатывать национальные стратегии устойчивого развития на основе экономических, социальных и экологических планов, обеспечивая согласованность между ними.
С институциональной точки зрения, важным вкладом Конференции ООН в Рио-де-Жанейро стало создание Межправительственной комиссии по устойчивому развитию на уровне ООН. Основной задачей этой комиссии был мониторинг, поддержка и оценка национальных процессов изменений в направлении устойчивого развития.
В результате в конце 1980-х и 1990-х годов многие страны приняли планы действий и законы по устойчивому развитию, разработали стратегии устойчивого развития, а в некоторых странах принцип устойчивого развития был включен в конституцию (Республика Польша). Одной из первых стран в мире, которая стала продвигать устойчивое развитие через программу национальной экологической политики, были Нидерланды, где была опубликована первая программа национальной экологической политики (NEP1), вступившая в силу в 1989 году. Подобные программы были запущены в Германии, Австрии, скандинавских странах, Японии и США.
Очевидно, что в центре внимания Конференции в Рио-де-Жанейро была не защита окружающей среды, а качество жизни человека, особенно в качестве равноправного участника дебатов об устойчивом развитии.
Следующей вехой в процессе определения концепции устойчивого развития стал Международный саммит по устойчивому развитию "Рио+10", состоявшийся в Йоханнесбурге в 2002 году, который подтвердил приверженность всего международного сообщества устойчивому развитию. На саммите был оценен прогресс международного сообщества на пути к первому десятилетию устойчивого развития и приняты "политическая декларация" и "план действий".
Если на конференции в Рио-де-Жанейро основное внимание уделялось охране окружающей среды для достижения Целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этому вопросу уделялось второстепенное значение после решения социальных и экономических проблем. В своем выступлении исполнительный директор ЮНЕП указал на распространение бедности и неравное распределение благ как на одну из причин глобальной экологической деградации. Он сделал приоритетом "окружающую среду для развития". Декларация, принятая на Всемирном саммите по устойчивому развитию, отражает обязательство мировых лидеров "строить гуманные, справедливые и заботливые общества и признавать человеческое достоинство всех членов таких обществ".
Именно поэтому в Документе Йоханнесбургского саммита для достижения устойчивого развития приоритетным является решение социальных вопросов, в частности, снижение уровня бедности, здравоохранение и, прежде всего, санитария, включая чистую воду. Экологические проблемы решаются в основном с точки зрения сохранения природных ресурсов, экономического и социального развития и управления, а также изменения моделей потребления и производства, т.е. преимущественно человеко-ориентированный подход. Однако в Йоханнесбургской политической декларации особое значение придается проблеме утраты биоразнообразия.
Отметим, что в июне 2012 года состоялась конференция ООН по устойчивому развитию (Рио+20), но пока сложно оценить результаты этой конференции. Итоговый документ (официальное название: "Будущее, которого мы хотим") является наиболее приемлемым для всех сторон, но он также является наименее обязательным, поскольку представляет собой соглашение. Был достигнут прогресс по ряду вопросов, включая запуск процесса ЦУР и планы по разработке новых показателей устойчивого развития, дополняющих экологические и социальные аспекты ЦУР. Саммит подчеркнул нынешний кризис в мировой политической и экономической системе. Основной целью этой системы является сохранение статус-кво, при котором одни люди получают экономическую выгоду, а большинство других несут "экологические" и "социальные" издержки.
Понятно, что в процессе разработки этой концепции ее содержание изменилось. Если первоначально оно было связано с серьезными экологическими проблемами (которых становится все больше), то сегодня основными целями устойчивого развития являются социально-экономические, то есть качество жизни людей.
Концепция устойчивого развития берет свое начало в мировоззрении, согласно которому выживание, рост и поддержание человеческого общества зависят от сохранения систем жизнеобеспечения на планете. Термин "устойчивость" или "устойчивое развитие" происходит от латинского корня sus-tinere, означающего "защищать". Таким образом, понятие "устойчивость" включает в себя систему подходов и концепций, направленных на защиту систем жизнеобеспечения Земли для обеспечения выживания людей и других живых видов.
Термин "устойчивое развитие" более точно переводится как "развитие в гармонии с состоянием и законами природы". Российские ученые переводят его как "устойчивое развитие", что, в свою очередь, можно перевести как "стабильное развитие". Такая интерпретация является лингвистически абсурдной. А ученый Н.Н. Моисеев, один из основателей философской концепции совместного развития общества и природы, писал, что понятие развития противоположно понятиям стабильности и устойчивости. Устойчивого развития быть не может. С развитием больше нет стабильности.
Однако в существующей литературе термин "устойчивое развитие" имеет различные значения в зависимости от точного значения английского языка. 'сбалансированный рост', 'приемлемый рост' (Н.Н. Моисеев), 'стабильность' (И.И. Ашмарин), 'долгосрочный', 'устойчивый', 'самоподдерживающийся', 'устойчивый' рост (И.В. Бестужев-Лада), ' обеспечить устойчивый прогресс" (Л. Браун).
Согласно Международной комиссии по окружающей среде и развитию, концепция устойчивого развития включает в себя три основных компонента: экономический, социальный и экологический. Давайте подробнее рассмотрим эти компоненты и взаимосвязи между ними.
В рамках триединства "человек-экономика-окружающая среда" основным элементом устойчивого развития является "экологический императив", который требует гармонизации целей экологического и социально-экономического развития.
Экологический императив включает следующие постулаты:
· в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
· развитие должно обеспечивать равенство возможностей и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;
· охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него;
· в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, обеспечивающую устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий;
· социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в пределах допустимой хозяйственной емкости экосистем;
· необходимо дальнейшее развитие системы экологического воспитания и образования, направленной на экологизацию сознания и мировоззрения человека.
В мировом масштабе концепция устойчивого развития предполагает реализацию следующих генеральных направлений:
· борьбу с нищетой;
· снижение ресурсопотребления современной техносферой;
· сохранение устойчивости биосферы;
· учет природных закономерностей в принятии решений в политической, экономической и социальной сферах.
Главные условия устойчивого развития:
· стабилизация численности населения Земли;
· отказ от излишеств в потреблении;
· минимизация удельных расходов сырья и энергии при всех видах производства;
· экологизация промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, быта;
· замена невозобновимого сырья возобновимым;
· непрерывное наблюдение за состоянием природной среды;
· международное и государственное регулирование выполнения всеми странами требований новой модели развития.