Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 856
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе проведения анализа представляет интерес выявление воздействия изменений транспортно-заготовительных расходов на общий размер прямых материальных затрат (в ходе нашего анализа в расчете на единицу продукции этот фактор мы рассматривали в составе фактора цен).
8.6. Анализ затрат на оплату труда рабочих
Статья «Основная заработная плата рабочих» отражает основную заработную плату рабочих, занятых на производстве, а также доплаты, относящиеся к основной зарплате этих рабочих. Зарплата рабочих вспомогательных и подсобных производств, рабочих занятых обслуживанием производства, транспорта, ремонтом оборудования, входит в стоимость изготовленной ими продукции и отражается по статьям: материалы, расходы по эксплуатации машин и механизмов, накладные расходы.
Предположим основная зарплата рабочих составляет:
по бизнес-плану
1000 руб.
9 по плановой себестоимости (форма
2)
1100 руб.
9 по фактической себестоимости (форма 2)
1150 руб.
Фактический расход основной зарплаты больше, чем по бизнес-плану на 150 тыс. руб. На это могло повлиять 3 основных фактора:
9 изменение объема выпущенной продукции;
9 изменение структуры выпущенной продукции;
9 изменение уровня заработной платы по отдельным видам продукции.
Определим влияние объема и структуры:
1100 - 1000 = + 100 тыс. руб.
Затем найдем влияние объема. Если план по объему продукции выполнен к примеру на 110 %, то с учетом предусмотренного в плане уровня заработной платы расхода на рубль произведенной продукции (например 25 коп.), это приведет к дополнительному заработной платы в размере:
(1000 х 10 х 0.25)/100 = + 25 тыс. руб.,
Тогда влияние сдвигов в структуре продукции составит: 100 - 25 = + 75 тыс. руб., т.е. повышение удельного веса более трудоемких работ обусловило перерасход против плана основной зарплаты рабочих на 75 тыс. руб.
Влияние изменения уровня затрат на зарплату по видам продукции составит: 1150 -
1100 = + 50 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов: + 25 + 75 + 50 = + 150 тыс. руб.
Разумеется, такой анализ следует дополнять изучением конкретных причин, вызывающих перерасход по статье «Основная заработная плата рабочих»
Наиболее характерными из таких причин являются:
1) доплата за сверхурочные часы работы, праздничные и выходные дни;
2) доплата квалифицированным рабочим до среднего заработка в связи с их использованием не по специальности;
3) оплата за исправление некачественно выполненных работ (брака);
4) доплата за работу в усложненных и стесненных условиях;
5) завышение расценок и приписки объемов работ;
6) оплата работ, пропущенных в технологических регламентах.
8.7. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению
Говоря об анализе расходов по обслуживанию производства и управлению (РОПУ)
(в их состав входят РСЭО, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы) следует сказать, что они относятся к комплексным статьям затрат и обладают сложным составом наряду с другими комплексными статьями (расходами на подготовку и освоение новых видов продукции, потерями от брака, прочими производственными расходами, коммерческими расходами). Поскольку экономия или перерасход по отдельным составляющим их видам конкретных затрат могут взаимно погашать друг друга, то в ходе анализа недостаточно сравнить абсолютные плановый и фактический размеры, таких комплексных статей, в целом, необходимо изучать соблюдение плана по всем позициям сметы затрат каждой из комплексных статей с раздельным выделением всех сумм экономии и перерасходов. Но ведь сметы затрат составляются в расчете на запланированные объемы производства, а фактический объем продукции может то них отличаться довольно существенно. Поэтому, нельзя всякое превышение сметы считать нарушением режима экономии — надо учитывать зависимость отдельных расходов от изменений объема производства и различных производственных условий.
Проведенный на многих промышленных предприятиях корреляционный анализ показал, что общепроизводственные расходы (без РСЭО) и общехозяйственные расходы
весьма незначительно зависят от изменения объема производства и поэтому обе эти статьи практически можно считать условно-постоянными, а вот значительная часть РСЭО возрастает при увеличении объема производства (хотя и в их составе есть постоянная часть — амортизация оборудования). Переменными следует считать и статьи «Прочие производственные расходы» (расходы на гарантийное обслуживание и ремонт реализованных изделий и т.п.) и «Коммерческие расходы» (расходы на тару, упаковку продукции, доставку ее на станцию назначения, погрузку и прочие расходы по сбыту).
Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению принято начинать с изучения динамики абсолютных сумм и уровней этих расходов.
Особого внимания требует превышение запланированных сумм ОПР и ОХР, а ведь это условно-постоянные расходы. Поэтому проведенный анализ необходимо дополнять анализом по отдельным статьям.
8.8. Свободный подсчет резервов снижения себестоимости продукции
Выявленные в ходе анализа резервы снижения себестоимости продукции должны быть обобщены и взаимоувязаны, необходимо определить и основные направления их мобилизации.
Прежде всего необходимо выделить в качестве резервов возможной экономии все
неоправданные перерасходы и непроизводительные выплаты:
9 сверхплановые потери от возвратных отходов;
9 превышение норм материальных затрат;
9 нерациональные замены материалов;
9 сверхплановые транспортно-заготовительные расходы;
9 потери от брака;
9 непроизводительные выплаты по заработной плате рабочих;
9 нарушения штатной дисциплины и завышение должностных окладов служащих;
9 неоправданные перерасходы и непроизводительные выплаты по отдельным статьям
РОПУ, по затратам на подготовку производства и по коммерческим расходам.
Кроме того необходима мобилизация резервов роста объема производства, позволяющая реализовать снижение трудоемкости производства экономию на условно- постоянных расходах, а также организационно-технические мероприятия по повышению уровня производства;
Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению принято начинать с изучения динамики абсолютных сумм и уровней этих расходов.
Особого внимания требует превышение запланированных сумм ОПР и ОХР, а ведь это условно-постоянные расходы. Поэтому проведенный анализ необходимо дополнять анализом по отдельным статьям.
8.8. Свободный подсчет резервов снижения себестоимости продукции
Выявленные в ходе анализа резервы снижения себестоимости продукции должны быть обобщены и взаимоувязаны, необходимо определить и основные направления их мобилизации.
Прежде всего необходимо выделить в качестве резервов возможной экономии все
неоправданные перерасходы и непроизводительные выплаты:
9 сверхплановые потери от возвратных отходов;
9 превышение норм материальных затрат;
9 нерациональные замены материалов;
9 сверхплановые транспортно-заготовительные расходы;
9 потери от брака;
9 непроизводительные выплаты по заработной плате рабочих;
9 нарушения штатной дисциплины и завышение должностных окладов служащих;
9 неоправданные перерасходы и непроизводительные выплаты по отдельным статьям
РОПУ, по затратам на подготовку производства и по коммерческим расходам.
Кроме того необходима мобилизация резервов роста объема производства, позволяющая реализовать снижение трудоемкости производства экономию на условно- постоянных расходах, а также организационно-технические мероприятия по повышению уровня производства;
9 сокращение расхода материалов;
9 улучшение соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные направления составляют содержание анализа себестоимости продукции?
2. Какие факторы оказывают влияние на уровень затрат на один рубль товарной продукции?
3. Опишите алгоритм расчетов при факторном анализе уровня затрат на один рубль товарной продукции.
4. Как определяется выполнение задания по снижению затрат на один рубль товарной продукции?
5. Перечислите экономические элементы затрат.
6. Назовите статьи калькуляции.
7. Каков алгоритм расчетов при факторном анализе на размер прямых материальных затрат.
8. Перечислите приемы и способы, применяемые при анализе себестоимости продукции.
9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
9.1. Значение и задачи анализа финансовых результатов. Понятие бухгалтерской и
экономической прибыли
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности в условиях рыночной экономики оценивается ее результативностью. Конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия, комплексно характеризующим эффективность его работы является
прибыль. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором
стимулирования производственной деятельности предприятия, создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль становиться одним из основных источников формирования бюджетов всех уровней. Количественно, масса полученной предприятием в течение отчетного года прибыли, выражается в изменении величины его собственного капитала за данный период. Сумма прибыли, получаемой предприятием обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, в той или иной степени присущими экономике любой страны.
Способность предприятия обеспечить неуклонный рост прибыли и, следовательно, собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. В общем виде показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия подразделяются на две основные группы: абсолютные и относительные.
К первой группе относятся прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) от прочих операций; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и др. Ко
второй группе — показатели рентабельности.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и ее изменение в динамике (вертикальный анализ); в-третьих, изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов, в-четвертых, выявление степени влияния различных факторов на величину полученной прибыли и причин их изменения.
Таким образом, основными задачами анализа финансовых результатов являются:
- оценка уровня и динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
- изучение структуры прибыли по видам финансовых результатов;
- определение влияния различных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
- изучение распределения и использования прибыли предприятия;
- анализ относительных показателей прибыльности
(анализ порога рентабельности);
- определение возможных резервов увеличения прибыли и рентабельности, а также путей их мобилизации.
Способность предприятия обеспечить неуклонный рост прибыли и, следовательно, собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. В общем виде показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия подразделяются на две основные группы: абсолютные и относительные.
К первой группе относятся прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) от прочих операций; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и др. Ко
второй группе — показатели рентабельности.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и ее изменение в динамике (вертикальный анализ); в-третьих, изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов, в-четвертых, выявление степени влияния различных факторов на величину полученной прибыли и причин их изменения.
Таким образом, основными задачами анализа финансовых результатов являются:
- оценка уровня и динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
- изучение структуры прибыли по видам финансовых результатов;
- определение влияния различных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
- изучение распределения и использования прибыли предприятия;
- анализ относительных показателей прибыльности
(анализ порога рентабельности);
- определение возможных резервов увеличения прибыли и рентабельности, а также путей их мобилизации.
Основные источники информации при анализе финансовых результатов деятельности предприятия является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Дополнительно может быть привлечена информация, содержащаяся в форме № 1
«Бухгалтерский баланс», форме № 3 «Отчет об изменениях капитала», форме № 5
«Приложение к бухгалтерскому балансу», журнал-ордер № 10 по статьям затрат на производство, журнал-ордер № 15 — по счетам прибылей и убытков, журнал-ордер № 11
— по счетам готовой продукции, форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других не финансовых активов» (статистическая отчетность). Кроме того, при анализе используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учета: счет 90 «Продажи», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 99 «Прибыли и убытки».
При анализе финансовых результатов следует также учитывать, что их величина зависит от выбранной предприятием учетной политики, обеспечивающей возможности маневра в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством. Списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов.
При сопоставлении финансовых результатов за несколько смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета, составления отчетности и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики, определяющей величину
полученной предприятием прибыли можно отнести следующие:
- выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
- выбор метода оценки материалов при отпуске в производство;
- выбор метода отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);
- определение состава накладных расходов (косвенных расходов) и метода их распределения.
При анализе финансовых результатов следует так же выделять понятие бухгалтерской и экономической прибыли.
При этом под бухгалтерской прибылью понимают фактически полученную и отраженную в регистрах бухгалтерского учета прибыль за анализируемый период.
Под экономической прибылью понимается ожидаемая или прогнозируемая величина прибыли.
Исходя из вышеприведенных определений возможно проведение анализа полученной предприятием прибыли в указанных направлениях.
9.2. Анализ прибыли от продаж
Поскольку главную часть прибыли до налогообложения («бухгалтерской прибыли») составляет прибыль от основной деятельности, то ее подвергают особому анализу. Изменение прибыли от продаж зависит от многих факторов. Однако, в учебных целях мы ограничимся лишь наиболее существенными из них (и наиболее упрощенной схемой анализа).
Источником информации для такого анализа может служить форма 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные бухгалтерского учета. При этом базой для сравнения с фактически полученной прибылью могут служить как прибыль предыдущего аналогичного периода, так и расчетные (плановые) данные. Методика анализа прибыли от продаж может быть проиллюстрирована на примере следующей таблицы (см. таблицу 34).
Таблица 34
«Анализ прибыли от продаж продукции»
Показатели
За
предыдущи
й год
Исходя из цен и
затрат
предыдущего года
на фактически
проданную
продукцию
отчетного года
За отчетный
год
1 2 3
4
Выручка от продаж продукции (за вычетом налогов), тыс. руб. стр. 010 форма 2 100 120 150
Затраты на производство проданной продукции, тыс. руб. стр. 020 + стр030
+ стр 040 форма 2 80 110 105
Результат от продажи (прибыль «+», убыток «-»), тыс. руб. стр. 050 форма 2 20 10 45
Данные о фактически проданной продукции отчетного года в ценах и затратах
предыдущего года могут быть получены расчетным путем:
• выручка от продажи продукции отчетного года в ценах прошлого года = р0 х q1 (по видам изделий);
• себестоимость проданной продукции отчетного года исходя из себестоимости изделий, сложившейся в прошлом году = s0 х q1 (по видам изделий), где
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 35
p0 — цена единицы изделия в ценах предыдущего года;
s0 — себестоимость единицы изделия в затратах предыдущего года;
q1 — объем реализации продукции отчетного года (шт.)
В нашем примере прибыль (П) по сравнению с прошлым годом увеличилась на 25 тыс. руб. (45 - 20 = 25).
На динамику суммы прибыли могли оказать влияние следующие факторы:
1) изменение отпускных цен на продукцию;
2) изменение объема продаж продукции;
3) изменение себестоимости проданной продукции;
4) изменение структуры продаж продукции.
Определим степень влияния каждого из перечисленных факторов на изменение величины полученной предприятием прибыли:
1. Прибыль от продаж продукции (П) определяется в виде разницы между суммой выручки от продаж и себестоимостью проданной продукции и может быть представлена в виде соотношения:
П = p x q - s
Соответственно влияние изменения отпускных цен на продукцию на величину прибыли может быть определено как разность между выручкой от реализации в действующих ценах и выручкой от реализации продукции отчетного года в ценах базисного (предыдущего) года. В формализованном виде это выглядит следующим образом:
∆П(р) = (p1 x q1 - s1) - (p0 x q1 - s1) = p1 x q1 - s1 - p0 x q1 + s1 = p1 x q1 - p0 x q1
∆П(р) = 150 - 120 = + 30 тыс. руб.;
2. Существенное влияние на изменение объема прибыли оказывает также изменение объема реализованной продукции. Увеличение продаж рентабельной продукции увеличивает массу прибыли, снижение объема продаж рентабельной продукции, снижает массу прибыли. Таким образом, влияние изменения объема реализации на изменение массы прибыли можно определить путем умножения базисной величины прибыли на темп прироста объема реализованной продукции.
∆П(q) = П0 х ∆Т / 100 %, где
П0 — прибыль предыдущего года;
∆Т — темп прироста объема выручки от продажи.
∆Т =
p0 x q1
Х 100 - 100
p0 x q0
В нашем примере ∆Т= 120 тыс. руб. / 100 тыс. руб. х 100 % - 100 % = 120 % - 100
% = 20 %. Тогда, влияние изменения объема продажи на полученную предприятием прибыль составит:
∆П(q) = 20 тыс. руб. х 20 % / 100 % = + 4 тыс. руб.
Существенное влияние на размер полученной предприятием прибыли оказывает также изменение себестоимости проданной продукции. Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, т.е., чем ниже себестоимость проданной продукции, тем выше полученная предприятием прибыль и наоборот. Влияние изменения себестоимости проданной продукции на величину прибыли может быть определено путем сравнения себестоимости продукции проданной в отчетном году, исходя из уровня затрат прошлого года, с фактической себестоимостью проданной продукции отчетного года.
∆П(s) = q1 x s1 - q1 x s0
∆П(s) = 110 тыс. руб. - 105 тыс. руб. = + 5 тыс. руб.
Из влияния этого фактора на основе данных аналитического учета можно выделить влияние изменений цен на потребляемые материальные и другие ресурсы.
4. На прибыль также оказывает влияние изменение структуры и ассортимента проданной продукции. При увеличении в общем объеме реализованной продукции удельного веса высокоприбыльных и высокорентабельных изделий прибыль предприятия увеличивается, при снижении их удельного веса — уменьшается. Наиболее простой способ определить степень влияния структурных сдвигов на полученную предприятием прибыль — сальдовый. В этом случае, зная величину изменения прибыли предприятия по сравнению с базисным годом и степень влияния на финансовый результат трех факторов из четырех, влияние последнего находится вычитанием из величины результативного показателя совокупного влияния трех факторов.
∆П(структура) = 25 - (30 +4+5) = 25 - 39 = - 14 (тыс. руб.)
Возможен и другой вариант оценки степени влияния вышеназванного фактора. Для этого сравнивают величину базисной прибыли от фактического объема продаж при фактической структуре проданной продукции с величиной базисной прибыли от фактического объема продаж при базисной структуре проданной продукции.
∆П(структура) = П΄ - П0 х Т / 100 %, где
П΄ — базисная прибыль от фактического объема продаж продукции при ее фактической структуре;