Файл: Проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет филологический Кафедра психологии
Направление подготовки Психология
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ на тему: « Проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии.
»
Студент: Грезев Владислав Сергеевич _________________________
(подпись)
Научный руководитель:
с. преподаватель к. психологии., В.О.
Ленский _____________ (подпись)

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1 Теоретическая основа психологии личности и индивидуальности ............................................................................................... 6 1.1 Сущность понятия «личность» и «индивидуальность» ........................ 6 1.2 Проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность» .. 11
Вывод к главе 1 ................................................................................................. 17
ГЛАВА 2. Анализ теорий личности отечественных и зарубежных психологов ......................................................................................................... 21 2.1 Теория личности отечественных психологов .......................................... 21 2.2 Подходы к изучению личности в зарубежной психологии .................... 28
Выводы к главе 2 ............................................................................................... 32
Выводы ............................................................................................................... 35
Список использованных источников .............................................................. 37

3
ВВЕДЕНИЕ
Если задать себе вопрос о том, что есть человек, то ответ может показаться простым, но если мы взглянем в глубины его сущности, то ответить будет довольно сложно. И камней преткновения возникают тем больше, чем больше мы пытаемся зайти дальше. Но между тем, бездонность этой проблемы не отпугивает, наоборот, притягивает как магнит.
Понятия "личность" и "индивидуальность" широко используются в психологии, но часто считаются синонимами. Однако эти понятия различаются между собой, хотя и связаны друг с другом. Личность указывает на состав психологических характеристик человека, которые определяют его поведение, мышление и эмоции, в то время как индивидуальность обозначает уникальность человека, которая выражается в его особенных чертах и свойствах.
Понятие “личность” , как и многие другие психологические понятия, являются в обиходе в повседневной жизни каждого человека. Когда хотят дать характеристику какому-либо субьекту, говорят о нем то как о личности, то как о человеке, то как об индивиде, то как об оригинале. Но эти понятия имеют различия, хоть и имеют в себе много общего.
Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей.
Любая наука, изучающая человека, сталкивается с противоречием между сходством и различием. Так, в медицине давно подмечено, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по-разному, а осваивая общий курс средней школы, мы используем разные индивидуальные приемы обучения.
Совершенно закономерно, что проблема


4 индивидуальных различий не переcтает интересовать психологов уже несколько тысячелетий [1, С. 319].
Важность данной работы находится в том, что соотношение понятий
«личность», «индивидуальность» является одним из самых несовместимых вопросов в психологии. Проблематика личности- одна из главенствующих вопросов в психологический науке. Так же ее изучают и другие отрасли, а именно: философия, юриспруденция, педагогика, социология и т.д. На сегодняшний день психология трактует личность как социально-психологическое образование, формирующаяся в обществе. В обществе человек получает новые(личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения образуют его личность.
Индивидуальность подчеркивает особенность человека, ту особенность, которая отличает его от других людей, его своеобразность.
Понимание термина личности близко связано с осмыслением таких категорий, как “индивид”, “человек”, “субьект”, “субьективность”,
“индивидуальность”. Значительный вклад в общую теорию личности вносят этническая психология, возрастная, педагогическая , психология труда, психология развития и ряд других.
Даже сейчас нет достаточно обоснованного определения личности.
Личность в психологии -это социальная структура.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «личность» и «индивидуальность»;
- изучить проблему соотношения понятий
«личность» и
«индивидуальность» в психологии;
- исследовать отечественные теории личности
- провести анализ отечественных теорий личности с теориями в зарубежной психологии.
Объект данной работы – психология. Предмет – проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии. Цель

5 работы: изучить проблему соотношений понятий "личность" и "индивидуальность" в психологии, а также рассмотреть их различия и связь.

6
ГЛАВА 1 Теоретическая основа психологии личности и
индивидуальности
1.1
Сущность понятия «личность» и «индивидуальность»
Имея дело с личностью человека, мы обычно выделяем в нем две группы психических образований: те, которые выступают как побудители его поведения, и те, которые составляют исполнительский компонент в психической регуляции этого поведения [2, С. 5].
Условием развития личности является деятельность. В самом общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение его потребностей. У животных эта активность носит биологический по своей природе характер, поэтому термин «деятельность» к активности животных можно применить лишь условно. Деятельность человека имеет преобразующий характер и с самого начала регулируется требованиями общества [3, С. 119].
Контроль над деятельностью происходит не через потребности человека, а благодаря осознанной цели, который представляется идеальным образом будущего.
В психологии понятие деятельности дифференцируется от понятия активности. Активностью обладает не только человек, но также растения и животные, но их активность ограничена. У животных она сводится к элементарным формам исследования среды обитания и научению, в отличие от разнообразной активности человека, которая в качестве одной из форм включает деятельность. Таким образом, деятельность выступает как специфический вид активности человека [4, С. 53].


7
У разных психологов имеются свои суждения на понятие
“Личность”:
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты
(И.С. Кон); Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых); Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев); Личность – человек как носитель сознания
(К.К. Платонов).
Понять психологию личности из совокупности отдельных элементов нельзя потому, что никогда то или иное свойство, та или иная функция или сторона личности не равна сама себе. Забывчивость или, например, рассеянность одного человека не равна забывчивости или рассеянности другого человека, так как этиология этих особенностей, их проявление и их роль в психической жизни субъекта могут быть в одном и в другом случае совершенно различными. Изучая то или иное свойство, как изолированное и самостоятельное, мы тем самым изучаем лишь внешнюю сторону явления, оставляя неизученным его действительную психологическую природу. Вот почему, изучив все особенности личности, как таковые, мы затем никак не можем собрать из них живого человека
[5, С. 44].
Самым первым понятием из которого начинается изучение личности, является индивид.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает

8 возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие "индивид" характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Буквально в этом понятии можно понимать как частицу единого целого, которую нельзя поделить.
[6, С. 471].
Человек как индивид может изучаться не только как единственный представитель рода людей, но и как член конкретной социальной группы.
Это очень простая характеристика человека , которая говорит лишь о том, что он отделен от других. Но эта отдаленность не является главной характеристикой, ибо отделены друг от друга в понимании “индивиды” все живые создания во Вселенной.
Индивидуальность определяется как уникальное свойство человека, которое отличает его от других людей. Это может быть что-то такое, как характер, интересы, увлечения, ценности и т.д. Индивидуальность человека является одной из составляющих его личности, но отличается от нее тем, что она скорее связана с его уникальными свойствами, а не с физическими и социальными различиями, которые могут быть обнаружены во внешнем виде человека. Индивидуальность часто связана с такими вещами, как характер, интересы, увлечения, ценности и т.д., которые сложно определить с помощью внешнего вида.
Индивидуальность человека формируется в течение всей его жизни и может постоянно изменяться в зависимости от опыта и обучения.
Оба этих термина важны для понимания человека и его поведения.
Личность человека может влиять на то, как он взаимодействует с другими людьми и как он воспринимает мир вокруг себя. Индивидуальность же может влиять на то, как человек относится к себе и к другим людям, а также на то, как он выбирает свои цели и мотивации. Обе эти сущности


9 составляют основу того, как человек воспринимает себя и мир вокруг себя, и они могут влиять на то, как человек ведет себя и как он реагирует на различные ситуации. Понимание этих понятий может помочь людям лучше понять себя и других, а также помочь в разрешении конфликтов и улучшении взаимоотношений.
Однако следует отметить, что понятия "личность" и "индивидуальность" не являются точно определенными и не имеют однозначных терминологических определений. Они часто используются вместе и могут быть интерпретированы различными способами в зависимости от контекста использования.
В некоторых случаях личность может рассматриваться как набор физических и социальных характеристик, а индивидуальность - как уникальные психологические и эмоциональные свойства. В других случаях личность может восприниматься как общее существо, а индивидуальность - как уникальность человека. В любом случае эти понятия важны для понимания человека и его поведения, и они могут быть использованы для разрешения конфликтов и улучшения взаимоотношений.
Итак, личность человека определяется как уникальный набор характеристик, которые определяют субъекта как отдельное существо, в то время как индивидуальность человека определяется как уникальное свойство, которое отличает его от других людей. Личность всегда связана с сознанием, ибо только у личности может быть сознание.
Основная функция мышления, сознания – это выявление объективных связей между явлениями внешнего мира, т.е. сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Важнейшая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что

10 обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Обеспечение целеполагающей деятельности человека – важнейшая характеристика сознания. Человек, приступая к какой-либо деятельности, ставит перед собой определенные цели, принимает волевые решения, координирует и корректирует свои действия, т.е. поступает сознательно.
[7, С. 24].
Однако стоит отметить, что личность и индивидуальность - это не статичные качества, а скорее постоянно изменяющиеся сущности, которые формируются в течение всей жизни человека. Они зависят от многих факторов, таких как опыт, обучение, культура, окружающая среда и т.д.
Поэтому люди могут изменять свою личность и индивидуальность в течение жизни, развивая новые черты и улучшая старые. Это может происходить на сознательном и бессознательном уровне, и оно может быть обусловлено различными факторами, такими как самообучение, терапия или взаимодействие с другими людьми. Таким образом, личность и индивидуальность являются живыми и динамичными сущностями, которые могут постоянно изменяться в зависимости от опыта и обучения человека. Это означает, что люди могут работать над собой, развивая свою личность и индивидуальность, и использовать эти сущности для улучшения своей жизни и отношений с другими людьми.
В заключение, стоит сказать, что личность и индивидуальность - это сложные и многогранные сущности, которые важны для понимания уникальных свойств человека. Они определяют, как человек взаимодействует с другими людьми и как он воспринимает мир вокруг себя, и могут быть использованы для улучшения взаимоотношений и разрешения конфликтов.
Если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить следующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не


11 способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели.[8, С. 7].
Однако стоит помнить, что личность и индивидуальность - это не статичные качества, а скорее постоянно изменяющиеся сущности, которые формируются в течение всей жизни человека. Поэтому люди могут работать над собой, развивая свою личность и индивидуальность, и использовать эти сущности для улучшения своей жизни и отношений с другими людьми.
Личность и индивидуальность - это важные составляющие любого человека, и понимание этих сущностей может помочь нам лучше разбираться в себе и в других людях.
1.2 Проблема соотношения понятий «личность» и
«индивидуальность»
Понятия "личность" и "индивидуальность" часто используются как синонимы, но они имеют различные значения.
Различия этих двух понятий выражаются в том, что процесс становления личностью и индивидуальностью сильно разнятся друг от друга .
Долгий промежуток времени в марксисткой литературе эти два термина считались почти неразличимы и использовались как нечто взаимозаменяемые .
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума.

12
Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу [9, С. 1].
Общее, или же родовое понятие - это человек. Человек - это субьект социально-исторической деятельности и культуры, но если быть более точным, субьект этих общественных отношений, а из этого вытекает, что и глобального историко-культурного движения.
Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам.
Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения.
Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется,