Файл: Проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 душевных и тем более потребностей естественных. Развитие человека как личности - это развитие культурное [15. С. 85].
Отечественные психологи также придерживаются различных подходов к изучению личности человека, в том числе психоаналитического, психогенетического, психологического и психодинамического. Каждый из этих подходов имеет свои собственные особенности и предлагает различные способы анализа и понимания личности человека.
В настоящее время в отечественной психологии широко используется много различных инструментов для изучения личности, таких как личностные опросники, интервью, наблюдение и эксперименты.
Они помогают психологам лучше понять характеристики личности человека, его психологические особенности и поведение, а также факторы, влияющие на их формирование.
Эта информация важна для различных практических целей, таких как диагностика и лечение психологических расстройств, психологическая консультация, обучение и развитие личности, а также психологическое обслуживание различных организаций и учреждений.
Несмотря на то, что отечественные психологи разработали много различных теорий личности, некоторые ученые указывают на недостатки некоторых из них, например то что они слишком узко сфокусированы на одних только нескольких факторах, игнорируя другие важные составляющие личности. Некоторые ученые также считают, что теории личности нуждаются в дальнейшем развитии и способствуют необходимости создания более совершенных и точных моделей личности.
В целом отечественные психологи по-прежнему работают над развитием и улучшением существующих теорий личности, а также созданием новых и современных подходов к изучению этой важной области.
24
В общем, теории личности разработанные отечественными психологами представляют собой ценный инструмент для понимания человека и его поведения. Они помогают объяснить различные факторы, влияющие на формирование личности человека, а также предсказать его поведение в различных ситуациях.
И педагогика, и психология, прежде всего их разделы, обращенные к проблемам воспитания, и социология воспитания, и аксиология, и вообще все науки, исследующие закономерности и механизмы формирования как в целом личности человека, так и отдельных ее сторон, должны взять на вооружение принцип комплексности и следовать ему при освещении всех тех явлений, сложнейшая совокупность которых составляет развитие человека, превращение его в активного деятеля общественного развития, в труженика, творца. Они должны определить и выстроить в научно обоснованный ряд проблемы, решение которых необходимо для того, чтобы создать безотказно работающую систему методов всестороннего развития человека [16, с. 9].
В наше время изучение личности стало очень сложным и разносторонним процессом, так как учитывается множество различных факторов, влияющих на формирование личности человека. Одной из таких теорий является генетическая теория личности, основанная на изучении влияния генетических факторов на формирование личности человека.
Также изучается влияние нейробиологических факторов, таких как структура и функционирование нервной системы, на формирование личности.
Психодинамическая теория личности основана на изучении психических процессов, таких как сознание, восприятие, эмоции, мышление, память и внимание, влияющих на формирование личности человека.
25
Понимание личности В.М. Бехтеревым.
Бехтерев рассматривал личность как интегративное целое. Бехтерев включил в психологию термин индивида, личности и индивидуальности , полагая, что биологической основой является индивид, на которой строится социальная сфера.
Но нельзя здесь не упомянуть о том, что на развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, на каковой почве развивается ряд истощающих физических болезней, подрывающих в корне питание организма и нарушающих правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.[7]
Изучая характер взаимоотношений между ними, В.М. Бехтерев указывал, что «социальная сфера, развиваясь на органической почве, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни в той мере, в какой органические влияния подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальных влияний»
В структуре личности Бехтерев выделяет роль социальной сферы, которая ”является объединяющим звеном и возбудителем всех следов психорефлексов в целом, возникающих на основе социальной жизни и возрождающих определенные органические реакции”
Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева
Б.Г. Ананьев говорит о разных уровнях в структуре личности, подчеркивая, что биофизиологические характеристики организма включаются в структуру личности только в том случае, если они
«многократно» опосредованы «социальными свойствами личности».
Генетическая психология личности — одно из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе
26 общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей [17, с. 183].
Б.Г. Ананьев пишет о различных уровнях в структуре личности , выделяя, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности только тогда, когда они “многократно” опосредованы
“социальными свойствами личности”
По мнению Б.Г. Ананьева, в структуру личности входят: психические процессы, психические состояния и черты личности. По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик, как личность, личность, субъект и индивидуальность.
Как отмечает Б.Г. Ананьев, в структуре личности содержатся : черты личности, психические состояния и психичесике процессы.
Все эти теории личности представляют собой разные подходы к изучению человеческой личности и того, как она формируется и развивается. Они опираются на различные предпосылки и используют различные методы исследования, чтобы понять, как устроены люди и почему они действуют так, как действуют. Некоторые теории сконцентрированы на внутренних процессах человека, таких как мышление и эмоции, в то время как другие сфокусированы на внешних факторах, таких как социальное окружение и культура. В любом случае, цель теорий личности - помочь нам лучше понять себя и других людей, а также предсказать и объяснить их поведение.
Изучение теорий личности может быть полезным для многих различных областей, таких как психология, социология, политология, бизнес и образование. Они могут быть использованы для понимания личностных характеристик человека, таких как его личностные траектории, мотивы, ценности, стрессоустойчивость и т.д. Это может помочь в работе с людьми, например, в качестве консультанта или
27 тренера, а также в образовании, где это может помочь учителям понять учеников и подобрать наиболее эффективные способы обучения.
Также теории личности могут быть использованы для изучения социальных тенденций и паттернов поведения.
Теории личности также могут быть использованы для объяснения различных форм поведения, в том числе агрессивного и деструктивного, а также для разработки программ интервенций, которые могут помочь людям справиться с такими проблемами. Они также могут быть использованы для изучения личностных различий между людьми и как эти различия могут влиять на их поведение в различных ситуациях.
Таким образом, теории личности могут быть важным инструментом для понимания и предсказания человеческого поведения, а также для разработки эффективных стратегий и политик в различных областях.
Однако стоит отметить, что теории личности часто спорны и не всегда имеют четкое научное обоснование. Многие теории основаны на анекдотических или непрерывных данных, и их применимость может быть ограничена. Также стоит помнить, что люди сложны и уникальны, и не существует одной универсальной теории, которая могла бы объяснить все аспекты человеческой личности. Поэтому важно помнить, что теории личности являются только одним из инструментов для понимания человеческой личности и поведения, и их следует использовать с осторожностью и учитывать их ограничения.
Однако это не означает, что теории личности не имеют ценности и не могут быть полезными. Многие теории личности предлагают полезные инструменты для понимания человеческой личности и поведения, и их можно использовать в различных контекстах, таких как психологическая помощь, образование и работа с людьми. Они также могут быть полезными для личностного роста и развития, потому что они помогают нам лучше понять себя и свои стратегии обработки информации, а также
28 наши сильные и слабые стороны. В конечном счете, теории личности могут быть полезными для людей в том, чтобы помочь им лучше понять себя и других людей, а также предсказать и объяснить их поведение.
2.2 Подходы к изучению личности в зарубежной психологии
В зарубежной психологии существует несколько основных подходов к изучению личности. Один из самых распространенных подходов - традиционный психологический подход, который сфокусирован на индивидуальных различиях между людьми и их психологических процессах. В рамках этого подхода широко используется изучение психологических тестов и опросников, которые позволяют оценить различные характеристики личности, такие как эмоциональная устойчивость, общительность, интеллект и т.д.
Другой популярный подход к изучению личности - подход культурно-исторической психологии, который учитывает влияние социальной среды на формирование личности человека. В рамках этого подхода акцент ставится на изучение того, как культура и исторические условия формируют человеческое поведение и личность. В рамках этого подхода широко используется метод исторического анализа, который позволяет изучать взаимосвязь между социальными, культурными и историческими факторами и формированием личности человека.
Третий подход к изучению личности - эволюционный подход, который стремится изучить личность человека с точки зрения ее эволюционного развития. В рамках этого подхода учитывается тот факт, что личность человека развивается на основе наследственности и эволюционных процессов, которые происходили в течение многих тысяч лет.
29
Четвертый подход - подход нейропсихологии, который стремится изучить личность человека с точки зрения ее нейробиологических основ.
В рамках этого подхода используется методы нейроизмерений, такие как функциональная МРТ, спектральный анализ ЭЭГ и другие, для изучения функционирования нейрональных сетей, которые участвуют в формировании личности.
Пятый подход - подход психоанализа, который сфокусирован на изучении неведомых или непроцессуальных аспектов личности, таких как подсознательные мотивы и конфликты. В рамках этого подхода широко используется метод психоанализа, который включает в себя изучение сновидений, фантазий и других психологических явлений, чтобы понять непроцессуальные аспекты личности.
З. Фрейд считал наиболее значимым для человека сексуальное влечение. Человека, на которого направлено влечение, он называл сексуальным объектом. Под сексуальной целью Фрейд подразумевал такое действие, к которому подталкивает человека влечение. Все это позволило Фрейду отвергнуть житейские представления о сексуальности.
Ведь здравый смысл отождествляет сексуальное и генитальное. Первое понятие для Фрейда оказалось более широким, ибо возможны формы негенитальной сексуальности. При половом влечении возможны различные отклонения, связанные с сексуальным объектом и целью, которая при этом ставится. Фрейд с интересом изучал книгу Р. Крафта-
Эббинга, в которой описаны различные преображения (перверсии) сексуального влечения. Так, Фрейд пришел к мысли, что сексуальное влечение не имеет простой структуры, оно состоит из различных компонентов [19, с. 24].
Существует множество различных подходов к изучению личности в зарубежной психологии, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Традиционный психологический подход сфокусирован на
30 индивидуальных различиях и психологических процессах. Подход культурно-исторической психологии учитывает влияние социальной среды на формирование личности. Эволюционный подход рассматривает личность с точки зрения ее эволюционного развития. Подход нейропсихологии изучает личность с точки зрения нейробиологических основ. Психоаналитический подход сфокусирован на изучении неведомых или непроцессуальных аспектов личности.
Каждый из этих подходов имеет свои специфические методы исследования, которые позволяют углубленно изучать различные аспекты личности. Однако, стоит отметить, что ни один из этих подходов не является исключительно верным или правильным, и в научном изучении личности часто используется интегративный подход, который сочетает в себе различные подходы и методы. Этот подход позволяет учитывать разнообразные факторы, влияющие на формирование личности человека, и предоставляет более целостное представление о человеческой личности.
Гуманистические теории Э. Фромма и К. Хорни.
Силы Э.Фромма , социального философа и психоаналитика, были направлены на гуманизацию психоанализа.
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.[9, с. 172]
Как пишет Э.Фромм, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены
, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных конкретно человеческих потребностей.
Из животной природы человека должна развиваться собственная человеческая природа.
31
Другой представитель культурологической школы психоанализа К.
Хорни делала акцент на внимание на социокультурных детерминантах личности.
Назвав свой подход «межличностной» теорией психиатрии, тем самым превратив психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно стабильный образец повторяющихся межличностных отношений», К. Хорни искала причины психических расстройств в культуре .
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису.
Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-
Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как
Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В- третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в
Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений [9, С. 176].
В заключение, стоит также упомянуть, что изучение личности в зарубежной психологии является очень широкой и разнообразной областью, которая включает в себя множество теорий и методов изучения.
Понимание разнообразия этих подходов и их взаимосвязи может помочь в
32 создании более целостного и глубокого понимания человеческой личности.
1 2 3