Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 575

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное и бережное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.

Характер человека нельзя рассматривать как нечто врожденное, постоянное и неизменное. Он формируется в ходе жизни, в процессе воспитания (в широком смысле слова), отражает условия и образ жизни человека и изменяется под влиянием перемены этих условий. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивым, добрым, тактичным или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо иметь в виду и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути. Темперамент влияет на форму проявления отдельных черт характера. В то же время человек с сильным характером может подавлять проявление некоторых сторон своего темперамента, может длительными упражнениями изменить отдельные его особенности.

Наиболее тесно характер взаимосвязан с направленностью личности. Характер выражается в направленности личности, а направленность в характере. Базисом характера являются убеждения личности, ее мировоззрение, которые определяют такие положительные черты характера, как принципиальность, последовательность в поведении, целеустремленность, высокая требовательность к себе и к другим, оптимизм и т.д.


Характер человека складывается из сочетания многих свойств или черт, которые, как правило, образуют противоположные пары (положительное – отрицательное) и делятся на четыре группы:

  1. Черты характера, выражающие отношение личности к деятельности, к труду: трудолюбие – лень, инициативность – консервативность, добросовестность – безответственность и т.д.

  2. Черты характера, выражающие отношение личности к другим людям, к коллективу, к обществу: общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, тактичность – бестактность, правдивость – лживость, вежливость – грубость, чуткость – жестокость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть и т.д.

  3. Черты характера, выражающие отношение личности к самому себе: самокритичность – некритичность, требовательность – нетребовательность, скромность – хвастливость, высокомерие и т. д.

  4. Черты характера, выражающие отношение человека к вещам: аккуратность – неряшливость, бережливость – небережливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.

Эти группы черт личности не разделены строго между собой, и одни и те же черты могут выражать различные отношения. Например, такие черты характера, как самоуверенность – неуверенность, самодовольство – склонность во всем винить себя, выражают не только отношение личности к себе, но и отношение ее к другим людям. Кроме того, различные группы отношений взаимообусловлены: отношение к деятельности, к труду, к вещам во многом зависит от отношения человека к себе, от его самооценки.

Характеры различных людей различают не только по отдельным чертам, но главным образом по их определенности, цельности, а также по развитию волевых черт.

По определенности характеры людей бывают с ярко выраженными одной или несколькими чертами (например, гордый человек или вежливый и т.д., подразумевается, что указанная черта доминирует над всеми другими) и без такой определенности, когда ни одна черта особо не выделяется (в этом случае говорят: «неопределенный характер»).

По цельности характеры людей делятся на цельные, в которых отсутствуют противоречивые черты, и противоречивые, в которых имеются несовместимые друг с другом черты. Люди с цельным характером отличаются единством мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков. Наоборот, для людей с противоречивым характером свойствен разлад между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями и т.д.



По силе развития волевых черт различают сильные и слабые характеры. Если чертами сильного характера являются целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость, то чертами слабого человека являются нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д. поэтому слабохарактерная личность даже с общественной направленностью не может считаться положительной.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связанны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. Ребенок, прежде всего, подражает своим близким.


Сензитивным периодом для становление характера можно считать возраст от двух до девяти – десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми, так и со сверстниками. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ общения взрослых с самим ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом общения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера определяется тем, как родители общаются с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – настойчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность – формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает поддержка со стороны взрослых. Если то, что ребенок как личность приобретает в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает те нормы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, черты характера меняются под влиянием обстоятельств жизненного пути человека и его поступков. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменятся. На данном этапе человек сам является творцом своего характера. Этот процесс в современной психологии рассматривается как процесс самовоспитания.

Характер во многом определяет жизнь, судьбу человека. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер – это основа личности, ее стержень.

Часть 2.

ПЕДАГОГИКА

КАК НАУКА О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Лекция 13.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика, так же как психология и многие другие древние науки, существовала первоначально в качестве некоторой совокупности идей в составе других наук, прежде всего, в составе философии. Первые великие педагоги, такие, как Конфуций, Сократ, были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя в качестве талантливых теоретиков и практиков педагогической деятельности. Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

Сегодня педагогика представляет собой весьма сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования. В этой системе выделяются две основные части педагогической науки, различающиеся своими методами анализа образовательной деятельности.

История педагогики в хронологической последовательности рассматривает развитие практики и теории образовательной деятельности с древнейших времен и до наших дней. Основной дидактической единицей изучения здесь являются жизнь и творчество выдающихся мастеров педагогического дела, их идейное наследие.

Теория педагогики или общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, в том числе компьютерных, а также системы управления образовательным процессом в целях обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей здесь являются указанные выше ключевые понятия, составляющие основу категориального аппарата педагогической науки.