Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 574
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрагогика, т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология, исследующая методы обучения людей, имеющих те или иные отклонения в умственном и физическом развитии.
Обширной областью науки об образовании являются так называемые частные методики, разрабатывающие содержание и специфические организационно-методические проблемы изучения отдельных учебных дисциплин (язык, математика, физика, химия и др.) на основе категорий, формулируемых общей теорией педагогики.
Таким образом, современная педагогика представляет собой многоплановую науку, охватывающую различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение, как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки является необходимым условием эффективной образовательной деятельности.
Педагогика, так или иначе, связана с множеством других наук. Прежде всего, эти связи осуществляются через частные методики преподавания отдельных наук. Через них педагогика присутствует в каждой конкретной науке, поскольку немыслимо развитие ни одной из них без передачи результатов ее исследований другим людям.
Будучи применены к любой науке, педагогические принципы и нормы, как правило, в значительной мере способствуют росту ее социального престижа, ускоряют темпы ее развития. Но, стимулируя развитие других наук, педагогика и сама в значительной степени зависит от них, особенно от наук, смежных с ней.
Эта связь обусловлена тем, то духовная сторона человека, на развитие которой преимущественно направлена наука об образовании, тесно взаимодействует с физической, телесной его стороной. Человек – существо двуединое, представляющее собой органическую целостность идеального и материального бытия. Причем эти два начала в человеке существуют всегда вместе и не могут существовать порознь. Поэтому, исследуя проблемы умственного и нравственного воспитания, педагогика, учитывая это единство, обязана взаимодействовать с рядом естественных наук, изучающих телесную составляющую человеческого бытия. Это, прежде всего, анатомия и физиология человека, санитария и гигиена. В противном случае педагогическая деятельность может принести не ожидаемую пользу, а непредвиденный вред, причем немалый. Так может случиться, если преподавание не будет учитывать, например, возрастных физиологических особенностей обучаемых или санитарно-гигиенические требования к организации процесса обучения.
Конечно, физиология и анатомия интересуют педагогику не столько сами по себе, сколько в качестве наук, изучающих материальную первооснову идеальной, психической жизни. Поэтому наиболее тесно и всесторонне к педагогике примыкает психологическая наука. Эти две дисциплины неслучайно рассматриваются как единый комплекс психолого-педагогических наук. Но близость вместе с тем не исключает существенных различий между этими двумя науками. Если психология изучает внутренний, духовный мир человека, его интеллектуальные, эмоциональные и нравственные возможности, то педагогика исследует методы совершенствования этих качеств в процессе образовательной деятельности.
Но сами образовательные отношения, представляя собой одну из разновидностей социальных связей, существуют не в вакууме, не изолированно от общества, а в определенной социальной среде постоянно предъявляющей к образовательной деятельности те или иные требования. Совокупность этих требований формулируется экономическими, политическими, другими общественными науками, которые, конечно, таким образом активно влияют на цели, содержание и методы обучения, на всю проблематику педагогической науки. Так, педагогика не может не учитывать выводы социологии, исследующей характер социальной структуры общества, особенности образующих его социальных общностей, групп и слоев, поскольку сама образовательная деятельность протекает в учебных группах, школьных и вузовских коллективах, т.е. в социальных группах особого рода, учет специфики которых на основе социологических методов является обязательным условием эффективности воспитания и обучения.
Как и для любой другой науки, базовое значение для педагогики имеет та философская система, на которую она опирается. Философия, как известно, является совокупностью наиболее общих знаний о человеке, его способностях, о его взаимоотношениях с другими людьми и природой, а также – в своей религиозной форме – о связях человека с Богом. Как гуманитарная наука педагогика, как и все другие научные дисциплины, использует эту философскую проблематику в качестве теоретической базы для осмысления своих основных категорий, особенно таких, как цели образования, исследовательские методы педагогической науки.
Именно под влиянием изменения философских установок могут пересматриваться вместе со всей совокупностью культурных ценностей и цели образовательной деятельности, а вместе с ними все содержание и методы обучения и воспитания, как это имело место в истории России дважды в течение одного столетия: сначала в 1917 г., а затем в 1991 г., когда вслед за резкой сменой философских парадигм с религиозно-идеалистической на атеистическо-материалистическую и обратно, происходила и соответствующая переориентация всей педагогической парадигмы.
Новые возможности перед педагогической теорией и практикой открывают достижения современной информатики. Это наука об общих свойствах, строении и закономерностях информации, методах ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Информатика неразрывно связана с применением компьютеров и включает в себя теорию кодирования различных данных, сведений, информации, разработку методов и языков программирования. Компьютерные технологии значительно увеличивают информационную базу учебно-воспитательного процесса, расширяют арсенал применяемых дидактических средств, создают дополнительные условия для совершенствования управления образовательным процессом в целом, улучшения его качества.
Однако, ориентируя всех участников образовательной деятельности на активное использование новых технических достижений, современная педагогика исходит из того, что эти технические нововведения никогда не смогут заменить собой живое человеческое общение, которое всегда было и останется незаменимой основой воспитательной работы. Как печатный станок и книга в свое время не смогли заменить личность педагога, так и сегодня компьютер и дискета не смогут сделать это, оставаясь лишь вспомогательным средством для преподавателя, неизменно являющегося центральной фигурой всей педагогической деятельности.
Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К.Д. Ушинский подчеркивал: если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой.
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагос» («пайд – «дитя», «гогос» – «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно – педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии»: «…книги писати и учити ученики грамотные хитрости ».
А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие науки считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а так же стратегий и способов их взаимодействия.
Педагогика использует ряд теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Наиболее часто используются следующие методы. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Этапы наблюдения таковы: определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретации полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа производитсяпо заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих, контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. эти работы могут дать необходимые сведение об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний с заседаний) вооружает исследователя объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.