Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1055
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Введение .................................................................................................................... 77
Основная часть ......................................................................................................... 77
Виды ожогов, их признаки.
Понятие о поверхностных и глубоких ожогах ....................................................... 77
Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления.
Оказание первой помощи ........................................................................................ 78
Перегревание, факторы, способствующие его развитию.
Основные проявления, оказание первой помощи ................................................. 79
Холодовая травма, ее виды ...................................................................................... 79
Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи ................................................................. 79
Отравления, пути попадания ядов в организм ...................................................... 81
Признаки острого отравления ................................................................................. 81
Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу ................................................................................. 81
Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела ................................................................................. 83
Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери ....................................................................................... 83
Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания ................................................................. 84
Психологическая поддержка.
Цели оказания психологической поддержки.
Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки ................................................. 84
Способы самопомощи в экстремальных ситуациях ............................................. 89
Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь .................................... 90
Практическое занятие по теме 4 ............................................................................. 90
Заключение ................................................................................................................ 90
Контроль полученных знаний ................................................................................. 90
Тема 5. Итоговый контроль .......................................................................................... 91
Рекомендации по проведению занятия ................................................................... 91
Примеры ситуационных задач ................................................................................ 92
Приложения ....................................................................................................................... 103
Приложение 1. Примерная программа дополнительного профессионального образования – повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи .................................................................................................................105
Приложение 2. Рекомендации по построению презентаций Power Point ....................115
Приложение 3. Примеры тестовых вопросов ................................................................116
Приложение 4. Состав аптечек первой помощи .............................................................131
Приложение 5. Универсальный алгоритм оказания первой помощи ...........................133
9
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ДТП
дорожно-транспортное происшествие
МВД России
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Минздрав России
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОАО «РЖД»
Открытое акционерное общество
«Российские железные дороги»
СЛР
сердечно-легочная реанимация
10
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию представляется учебное пособие для преподавателей первой помощи. Это пособие адресовано лицам, которые проводят, либо соби- раются проводить занятия по первой помощи. В соответствии с российским законодательством эти люди называются преподавателями, хотя они могут про- водить не только полноценное обучение, но и краткие инструктажи (вследствие чего вернее называть их инструкторами). Однако профессия «инструктор первой помощи» в российском законодательстве не зафиксирована, поэтому общеупотребительным на сегодняшний день является словосочетание «препо- даватель первой помощи».
Пособие состоит из двух основных частей. В первой части содержится информация об общих принципах проведения занятий по первой помощи. Учи- тывая, что такого рода занятия могут проводить разные категории преподава- телей, эта информация носит максимально упрощенный характер и является рекомендованной практикой. Рекомендации основаны на аналогичных указа- ниях, используемых Всемирной организацией здравоохранения (курс TEACH-
VIP), Европейским Советом по реанимации и Российским Национальным
Советом по реанимации (курс базовой реанимации для провайдеров/BLS
provider и для инструкторов/BLS instructor), Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (курс «Первая помощь»).
Рекомендации включают в себя советы по организации и проведению лекцион- ных и практических занятий по первой помощи, информацию о возможных проблемах при их проведении и путях их решения. Основной акцент этой части сделан на работе с взрослой аудиторией, поскольку именно такая аудитория может представлять сложности при обучении первой помощи. Во взрослых группах присутствуют люди с различным жизненным и профессиональным опытом, разного пола, возраста и т.п. Чтобы вовлечь их в активное взаимодей- ствие с преподавателем во время обучения и добиться от них овладения знаниями и навыками в запланированном объеме, необходимо использовать определенные приемы, которые и описаны в первой части пособия.
Вторая часть пособия содержит примерную программу подготовки, одобрен- ную Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», и планы проведения занятий по первой помощи. Планы представляют собой конспекты, используя которые преподаватель первой помощи может провести теоретическое и практическое занятие, посвященное тем или иным темам программы подготовки, выполнить контроль знаний и навыков, полученных обучающимися. Каждый план содержит информацию о необходимом оборудовании, структуре занятия и его содержании. Планы можно компоновать в соответствии с рабочей программой курса (подготовлен- ной на основе приведенной примерной программы).
Учебное пособие содержит ряд приложений. В приложении № 1 приведена примерная программа дополнительного профессионального образования – повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи, которая может быть использована для разработки рабочих программ в образо- вательных организациях. Примерная программа одобрена Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки».
11
ЧАСТь I. Основы подготовки участников
оказания первой помощи
Основная цель обучения – подготовить обучающихся к оказанию первой по-
мощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием по-
страдавших.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи.
– Образовательные: сформировать комплекс знаний по оказанию первой по- мощи.
– Развивающие: развить, закрепить и усовершенствовать навыки оказания первой помощи.
– Воспитательные: способствовать развитию у обучающихся необходимых для оказания первой помощи морально-волевых качеств, в том числе повысить мотивацию к ее оказанию.
Особенности проведения занятий по первой помощи
со взрослыми обучающимися
Взрослые являются самостоятельными личностями, имеющими определен- ные знания и личный опыт, в том числе в отношении первой помощи. При этом они хотят, чтобы в процессе обучения к их опыту относились с уважением.
Взрослые обучающиеся лучше усваивают знания в позитивной атмосфере, а также хотят, чтобы их время, затраченное на прохождение курса подготовки,
использовалось качественно и полноценно (поэтому курс обучения первой помощи, как правило, быстрый, сжатый, с большим количеством информации и практических занятий за короткий срок). Для взрослых очень важно наличие взаимосвязи знаний и навыков по первой помощи со своей жизнью, работой.
Необходимо помнить, что обучающиеся могут относиться к разным социокуль- турным слоям (иметь определенные взгляды на религию, политику и т.д.); в группе могут оказаться люди разного возраста, пола, профессий, жизненного опыта и т.д. Они могут впервые видеть других участников группы, что может ограничивать их активность, например, при отработке практических навыков.
Вышеперечисленные особенности обуславливают необходимость использо- вания преподавателем простых приемов, которые могут сделать обучение первой помощи эффективным и плодотворным для всех обучающихся.
Основные принципы проведения подготовки по первой помощи
В связи с тем, что обучающиеся перед началом курса имеют различный уро- вень подготовки, приобретение ими качественных навыков по оказанию первой помощи будет зависеть от способности и умения преподавателя сделать обуче- ние первой помощи доступным и понятным. Курс обучения достаточно корот- кий, но интенсивный. Именно поэтому для того, чтобы обучение было эффективным, необходимо следовать некоторым принципам.
Обучение проходит лучше, когда обучающиеся:
• хорошо мотивированы (мотивацию на оказание первой помощи следует формировать и поддерживать на протяжении всего курса обучения);
• осведомлены о целях и задачах предстоящего обучения;
12
• активно участвуют в процессе обучения;
• осознают взаимосвязь обучения с реальной жизнью;
• изучаемый материал представлен в позитивной манере.
В процессе обучения используются активные и интерактивные методы об- учения: лекции, практические занятия, решение ситуационных задач, мозговой штурм (предложения и идеи по заданной теме).
Активные методы обучения предполагают равнозначное участие преподава- теля и обучающихся в учебном процессе. Интерактивные методы обучения предполагают активное взаимодействие обучающихся друг с другом, задача преподавателя – создать условия для этого взаимодействия.
Рекомендации для эффективного обучения
Для закрепления изучаемого материала на занятиях желательно использовать средства наглядности (плакаты, иллюстрации, слайды).
На занятиях необходимо использовать обратную связь, которая позволит об- учающимся получать представление о своих успехах. Направленность обратной связи возможна от преподавателя к обучающимся, от обучающихся к препода- вателю, от обучающегося к обучающемуся. Преподаватель постоянно поддер- живает с обучающимися обратную связь, отмечая достигнутые успехи и поощряя будущие.
Обратные связи реализуются через следующие компоненты передачи инфор- мации: вербальный (с помощью слов), паравербальный (через тон, тембр речи,
интонацию) и невербальный (с помощью мимики, жестов, визуального кон- такта).
Нельзя ставить обучающегося в трудное или глупое положение перед дру- гими, а также критиковать его. Обучающийся должен позитивно оценивать из- учаемый им предмет.
Необходимо поощрять обучающихся, которые самостоятельно могут опре- делять собственные ошибки и недочеты.
Необходимо формировать позитивный настрой обучающихся на изучение первой помощи.
Не нужно скрывать от обучающихся незнание ответа на заданный ими во- прос. Преподаватель может процитировать выдержку из учебного пособия или признать отсутствие ответа, пообещав ответить на вопрос на следующем заня- тии. Преподаватель не должен рекомендовать обучающемуся, задавшему во- прос, самостоятельно найти на него ответ и сообщить его на следующем занятии. Если обучающийся задает вопрос, который не входит в программу курса, преподаватель имеет полное право не отвечать на него, сказав об этом.
Преподаватель должен быть одет в соответствующую одежду, удобную для проведения практических занятий. Яркие предметы одежды, аксессуары пре- подавателя могут отвлекать обучающихся и ухудшать восприятие ими учебного материала, поэтому необходимо избегать их использования. Желательно, чтобы сами обучающиеся были одеты так, чтобы им было комфортно и удобно отра- батывать практические приемы оказания первой помощи: брючный вариант одежды, минимум украшений, длинные волосы собраны при помощи резинки или заколки. На занятиях желательно иметь сменную обувь.