Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1056
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Речь преподавателя должна быть четкой. Материал следует преподносить уверено, громко, чтобы обучающиеся адекватно его воспринимали.
В идеале преподаватель не должен использовать свои записи во время про- ведения занятий. Материал должен излагаться «живым» языком. Это менее утомляет обучающихся и показывает компетентность самого преподавателя,
поднимает уровень его профессионализма, повышает авторитет.
На занятиях рекомендуется использовать юмор, но делать это необходимо с осторожностью и в умеренных дозах. Делается это для более успешного усвоения материала, а также для того, чтобы «оживить», например, лекционное занятие.
Рекомендуемое количество обучающихся в группе – от 6 до 16 человек. В
группе менее 6 человек будет неэффективным решение ситуационных задач. Если в группе более 16 обучающихся, преподаватель не сможет проконтролировать действия каждого в полной мере и эффективность обучения будет снижена.
Помещения учебных классов должны соответствовать действующим строи- тельным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям противопожарной безопасности, обеспечивающим охрану здоровья обучаю- щихся и работников образовательной организации.
В связи с тем, что первую помощь изучают одновременно несколько человек,
помещение должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым.
В противном случае, обучающиеся будут отвлекаться от занятия вследствие фи- зического дискомфорта.
Занятия желательно проводить без учебных столов. Стулья, по числу обучаю- щихся, должны быть расставлены полукругом. Должно быть предусмотрено место для проведения практических занятий (для решения ситуационной за- дачи). Желательно мягкое напольное покрытие или наличие ковриков (размером не менее 0,7 м на 1,5 м).
На практическом занятии используются элементы симуляционного обучения.
Приемы оказания первой помощи часто выполняются на специальных манеке- нах, поэтому преподаватель должен быть знаком с их устройством и работой.
Перед началом занятия ему необходимо проверить наличие и работоспособ- ность всех манекенов и другого используемого оборудования.
Таким образом, обучение первой помощи будет максимально эффективным в том случае, если преподаватель будет планировать и организовывать занятия на основе вышеперечисленных рекомендаций.
14
Особенности проведения теоретических
и практических занятий по первой помощи
Подготовка к обучению. Начало обучения
В связи с тем, что помещение, в котором будет проходить занятие, может ока- зывать влияние на процесс обучения, в классе должна быть комфортная темпе- ратура, достаточное количество источников света, хорошая слышимость,
удобное расположение мест и т.д.
Процесс обучения по первой помощи начинается со знакомства преподава- теля и обучающихся. Желательно познакомиться с группой заочно, накануне предстоящего обучения. Это можно сделать через запрошенные списки, либо выяснить состав группы в диалоге с ответственным за обучение человеком.
Таким образом, преподаватель может выяснить гендерный, возрастной и на- циональный состав обучающихся для учета этого в процессе занятий.
Осуществить знакомство можно и в начале занятия. При наличии времени и в зависимости от количества обучающихся в группе, желательно дать возмож- ность представиться каждому. Одновременно преподаватель может выяснить личный опыт каждого обучающегося в оказании первой помощи, задав соот- ветствующие вопросы: «Приходилось ли Вам оказывать первую помощь по- страдавшему?», «Оказывали ли Вам первую помощь?», «Были ли Вы очевидцем оказания первой помощи?». Полученная информация позволит пре- подавателю подобрать мотивационные предложения для обучающихся.
Для того чтобы занятие прошло успешно преподавателю первой помощи не- обходимо решить некоторые организационные моменты:
• озвучить тематику и продолжительность занятий, определить перерывы;
• провести анкетирование обучающихся, инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием и оснащением;
• провести входной тестовый контроль, целью которого является выяснение уровня подготовки по первой помощи каждого обучающегося.
15
Теоретические занятия (лекции)
Лекция – это процесс подачи обучающимся теоретического материала
за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой
помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной.
Интерактивная лекция предполагает взаимодействие обучающихся с
преподавателем и друг с другом, а также использование слайдовых пре-
зентаций. При использовании слайдовых презентаций необходимо пом-
нить, что сама презентация – это способ наглядного донесения основных
положений темы, а не полный конспект лекции, который просто зачиты-
вается обучающимся. Придерживаясь ряда правил (приложение 2) можно
сделать презентацию максимально доступной для восприятия.
Основные этапы интерактивной лекции.
1) Введение.
Непосредственно в начале самой лекции преподаватель первой помощи дол- жен создать подходящую атмосферу для обучения, дать мотивированное объ- яснение необходимости изучения основ первой помощи, а также рассказать о положительных последствиях этого обучения. Необходимо озвучить обучаю- щимся тему занятия, а также цели и задачи лекции.
2) Основная часть.
Преподаватель должен четко и структурировано изложить материал, обсудить возникшие вопросы с обучающимися, обозначить связь с другими темами курса. Необходимо, чтобы преподаватель регулярно проверял, насколько об- учающиеся понимают и усваивают излагаемый им материал. Это легко вы- яснить, задавая аудитории вопросы или беседуя с ней. При этом нельзя критично реагировать на неправильные ответы обучающихся. Заметим, что преподаватель первой помощи должен сохранять спокойствие, быть уверенным и коммуникабельным. Преподаватель должен демонстрировать аудитории, что он получает удовольствие от работы с ней, что в свою очередь повышает моти- вацию обучающихся и улучшает восприятие ими учебного материала.
3) Заключение.
Заключение должно быть четким и понятным, обучающиеся должны уви- деть, что поставленные в начале лекции цели достигнуты. Преподавателю не- обходимо выделить время для ответа на вопросы обучающихся, получить обратную связь о занятии. Далее необходимо подвести итог по двум-трем наи- более важным аспектам изученной темы. Преподаватель должен сообщить об окончании лекции и обозначить переход к следующему занятию.
Практические занятия
Практические занятия служат формой осуществления связи теоретиче-
ских знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Прак-
тические занятия призваны расширить и детализировать теоретические
знания, сформировать навыки оказания первой помощи.
Основные этапы практического занятия.
1) Введение.
Преподавателю необходимо оценить готовность обучающихся к отработке приемов оказания первой помощи с использованием специального оборудова- ния и оснащения (манекены, жгуты, бинты и т.д.), мотивировать их на работу
(подбодрить, уместно и аккуратно применить юмор), озвучить цели и задачи занятия и информировать обучающихся о том, что им предстоит самостоя- тельно выполнять мероприятия первой помощи.
16
2) Основная часть.
В основной части практического занятия рекомендуется использовать четы- рехступенчатый метод обучения, который позволяет за короткий промежуток времени получить навык оказания первой помощи каждым из обучающихся.
Данный метод эффективен для обучения приемам первой помощи всех катего- рий обучающихся, дает возможность прямого и тесного взаимодействия с ними.
К его использованию нет каких-либо обязательных требований.
I ступень. Преподаватель демонстрирует приемы первой помощи без оста- новок и объяснений (рисунок 1).
Цель ступени: преподава- тель должен донести до об- учающихся то, каким должен быть результат обучения,
чему в итоге они должны на- учиться, как действия по ока- занию первой помощи могут выглядеть в реальной ситуа- ции. Преподаватель должен продемонстрировать, что первая помощь – это быстро и просто. Необходимо со- общить обучающимся, что на данной ступени не пред- усмотрены ответы на во- просы, их можно будет задать позже.
II ступень. Преподаватель повторно демонстрирует действия по оказанию первой помощи, сопровождая их подробными объяснениями и ответами на воз- никшие вопросы (рисунок 2).
Цель ступени: обучаю- щиеся должны понять тех- нику выполнения приемов оказания первой помощи. На этой ступени приемы первой помощи выполняются мед- леннее, с остановками для подробного описания каждого действия и даются ответы на возникающие у обучаю- щихся вопросы. При этом повторение способствует улучшению запоминания, а пояснения позволяют пред- упредить незапланирован- ные вопросы.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
17
III ступень. Преподаватель под руководством обучающихся демонстрирует действия по первой помощи (рисунок 3).
Цель ступени: активное вовлечение в процесс каж- дого обучающегося.
Преподаватель предла- гает обучающимся после- довательно давать ему команды по выполнению отдельных действий по оказанию первой помощи.
При этом действия по пер- вой помощи продолжает выполнять только препода- ватель. По команде препо- давателя обучающиеся по очереди называют действия, которые надо выполнить. Если действие названо правильно, преподаватель выполняет его, если неправильно или не в нужной последовательности, то препо- даватель переспрашивает сказавшего или другого обучающегося, добиваясь правильной команды по выполнению действия. При выполнении действий на- выка необходимо предоставить возможность дать команду каждому из обучаю- щихся. При выполнении третьей ступени обучающиеся уже в третий раз наблюдают за техникой выполнения действий навыка первой помощи, слышат как надо их выполнять и сами их повторяют. Обучающиеся взаимодействуют с преподавателем и уже начинают принимать на себя ответственность за знания,
обосновывающие их действия, поскольку они сами говорят о том, что нужно делать при оказании первой помощи в том или ином случае.
IV ступень. Обучающиеся самостоятельно выполняют приемы оказания пер- вой помощи (рисунок 4).
Цель ступени: самостоятельное выполнение действий по первой по- мощи каждым обучающимся. Не- обходимо, чтобы каждый выполнил изучаемый прием. Задача препода- вателя контролировать процесс, ис- правлять ошибки и давать практические рекомендации по улучшению техники выполнения того или иного приема оказания первой помощи. Если времени до- статочно, то каждый обучающийся делает несколько попыток для вы- полнения отрабатываемого приема.
3) Заключение.
Перед подведением итогов обучающиеся должны иметь возможность задать любые вопросы. После того, как преподаватель ответит на них, необходимо дать короткое заключение по изученной теме, подтвердив, что все цели занятия были достигнуты.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
18
Решение ситуационных задач.
Важной частью обучения первой помощи является решение ситуационных задач.
Целью решения ситуационных задач является отработка обучающимися на- выков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к ре- альной. Данная форма обучения требует особо тщательной подготовки со стороны преподавателя и активного участия обучающихся. Преподавателю не- обходимо оформить условное место происшествия, назначить условных по- страдавших и проинструктировать их. Он должен подготовить необходимое оборудование и оснащение.
Решение ситуационных задач требует не только тщательной подготовки, но и особого внимания преподавателя. Ему необходимо вести контроль решения задачи, а по ее завершении – провести обсуждение, подвести итоги и сделать заключение. Преподаватель не участвует в решении задачи, он наблюдает за действиями обучающихся со стороны.
В помощь преподавателю назначаются обучающиеся, они могут быть как в роли условных пострадавших, так и в роли «экспертов» (людей, не задейство- ванных в решении ситуационной задачи, но оценивающих действия обучаю- щихся).
Проведение ситуационных задач состоит из трех этапов.
1. Подготовка (текст задачи, определение способов фиксации результатов,
определение перечня ошибок, распределение ролей, моделирование ситуации –
места происшествия).
На этом этапе готовится примерный сценарий ситуационной задачи (или используется готовый), готовятся способы оценки результатов (таблица ошибок, или штрафные баллы), определяется способ фиксации (оценка экс- пертами или видеофоторегистрация с последующим обсуждением с препо- давателем). Непосредственно перед началом решения ситуационной задачи из числа обучающихся назначаются «условные пострадавшие» (люди, ко- торые будут имитировать участников происшествия), «эксперты» (люди,
которые будут принимать участие в оценке действий обучающихся, оказы- вающих помощь) и собственно обучающиеся, которые будут оказывать пер- вую помощь. Обучающихся, которые будут оказывать первую помощь,
лучше попросить выйти из аудитории, чтобы они не видели процесс под- готовки «места происшествия». Для «условных пострадавших» проводится инструктаж, включающий в себя объяснения, как они должны себя вести в начале задачи и в зависимости от оказания/неоказания им первой помощи.
Для того, чтобы приблизить условия решения ситуационной задачи к ре- альным, место происшествия оформляется, по возможности, максимально реалистично. Для обозначения травм у «условных пострадавших» исполь- зуются имитаторы повреждений, которые прикрепляются к ним в соответ- ствии с условиями задачи. «Экспертам» объясняется их функция:
наблюдение и фиксация правильных и неправильных действий по оказанию первой помощи. Также «экспертам» необходимо объяснить, что они не при- нимают участие в оказании первой помощи в ходе решения ситуационной задачи.
19
2. Основная часть (решение задачи).
На этом этапе обучающиеся получают доступ к месту происшествия и ока- зывают первую помощь с использованием аптечек первой помощи. Обучаю- щиеся выполняют необходимые действия, не комментируя их для преподавателя или экспертов. Задача преподавателя заключается, прежде всего,
в контроле техники безопасности и правильности выполнения мероприятий первой помощи. В контакт с обучающимися преподаватель не вступает, непра- вильные действия не комментирует и не исправляет. Задача продолжается до команды преподавателя о ее прекращении. Финал задачи не должен быть тра- гическим: лучше завершить выполнение задания сказав, что жизнь пострадав- шего спасена или прибыла бригада скорой медицинской помощи.
3. Обсуждение (дебрифинг).
На этом этапе производится активное обсуждение результатов задачи с «экс- пертами» и участниками оказания первой помощи. Первая группа «экспертов»
делает положительное заключение, говорит, что было сделано хорошо. После этого вторая группа «экспертов» озвучивает, какие были недостатки, на что не- обходимо обратить внимание, что улучшить. После выступления «экспертов»
преподаватель подводит итог ситуационной задачи, также отмечая положитель- ные действия обучающихся и недостатки, особенно те, которые не были озву- чены «экспертами».
«Трудные персонажи» (проблемные обучающиеся)
на занятиях по первой помощи
Высока вероятность того, что в группе будет один или несколько «трудных персонажей», в той или иной степени нуждающихся в индивидуальном под- ходе. Именно поэтому преподавателю первой помощи необходимо знать наи- более ярких «трудных персонажей». Отметим, что нет общепринятой классификации «трудных персонажей». Ниже представлена примерная класси- фикация, в основу которой легли практические рекомендации по обучению
Российского Красного Креста и Российского Национального Совета по реанимации.
Классификация «трудных персонажей»
Конфликтный персонаж. Создает агрессивную атмосферу, прерывает
речь преподавателя и обучающихся, возражает и критикует.
Преподаватель не должен ввязываться с ним в спор и дискуссии. Нельзя ста- вить его в глупое положение при других обучающихся.
Персонаж-помощник. Чрезмерно дружелюбен, сверхуслужлив.
Преподавателю желательно благодарить его за помощь, при этом не игнори- руя помощь других обучающихся. Преподаватель не должен позволять ему ли- дировать. Необходимо объективно оценивать навыки такого персонажа,
несмотря на его дружелюбность.
«Упертый» персонаж. Игнорирует мнение преподавателя и других обучаю-
щихся, не хочет обучаться. Мешает другим обучающимся, сбивает ритм
объяснений.
Преподавателю лучше обсуждать его вопросы в индивидуальном порядке.
Общаться вежливо, но твердо.