ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1856
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.3. Границы применимости технических средств обучения
Использование технических средств обучения на занятии далеко не всегда приводит к желаемому эффекту. Это происходит тогда, когда ТСО применяются ради их применения. Другими словами, довольно часто использование технического средства передачи учебной информации не обусловлено методической необходимость и не вносит ничего нового в учебный процесс.
Одним из достаточно широко распространенных заблуждений является мнение о том, что технические средства обучения (и особенно компьютер) могут заменить преподавателя на занятии или по крайней мере значительно облегчить его работу, сделав ее в то же время более эффективной.
Однако используемое средство обучения (точнее – дидактически обработанная информация, которая транслируется с помощью того или иного технического устройства) разработано в расчете на среднего обучаемого, которого, как все прекрасно понимают, в природе не существует. Каждый обучаемый воспринимает и понимает учебный материал, передаваемый с помощью ТСО, по-своему.
Важнейшая обязанность преподавателя во время проведения занятия с использованием технических средств обучения состоит в дополнении учебной информации таким разъяснением, которое вытекает из специфических качеств его обучаемых. Понятно, что такую работу может проделать только высококвалифицированный преподаватель.
Первое следствие использования технических средств обучения имеет ограничение, которое связано не с техническими возможностями аппаратуры, а с «пропускной способностью» мозга человека. Поэтому ошибочно утверждение, что применение ТСО может существенно сократить сроки обучения.
По назначению экранно-звуковые учебные пособия должны служить формированию у обучаемых систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
Форма экранных учебных пособий разнообразна. Это могут быть лекции
, рассказы, драматизированные изложения, экскурсии и др. Желательно включение в пособия разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом. Основным компонентом экранно-звукового учебного пособия должен быть зрительный ряд. Речевой и музыкальный ряды должны помогать восприятию и пониманию зрительного ряда.
Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой и подавать информацию в понятной обучаемым логической последовательности, порционно-шаговым методом в доступном учащимся темпе.
Дикторский текст должен быть четким и ясным. Содержание экранного учебного пособия должно включать научно-достоверную информацию. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью звукового ряда.
Педагогические параметры экранного пособия требуют жесткого отбора содержания и соответствующей ему формы изложения; специфика художественной выразительности, в свою очередь, предполагает информационную неопределенность, творческие решения.
Рассмотрим границы применения различных технических средств обучения.
Статические экранные средства
Значительное место в общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам. Использование статичной проекции позволяет не только оживить содержание занятия, но и экономно использовать учебное время за счет быстрой выдачи на экран рисунков, текстов, схем, таблиц, на выполнение которых на доске затрачивается много времени и сил.
Привлечение внимания обучаемых к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех обучаемых с содержанием кадра.
Статичность изображения – это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний обучаемых. Если же изображение проецируется на доску, то можно выполнять на нем дополнительные построения, дорисовывать, дописывать и т. д.
Функции статичных экранных средств разнообразны:
1) пробуждение и укрепление интереса к изучаемому материалу;
2) иллюстрация слова преподавателя или обучаемого;
3) изложение новой учебной информации в сочетании с демонстрационным экспериментом;
4) формирование и формулировка условий учебной проблемы, познавательного задания;
5) обобщение учебного материала, повторение и углубление содержания;
6) инструктирование и т. д.
В практике работы преподавателей определились следующие формы применения статичных экранных пособий:
1. Содержание пособия используют как опору для словесного изложения материала или подтверждения изучаемого явления.
2. Содержание пособия используют для иллюстрации высказанной мысли, ее конкретизации с целью создания более ясного представления об изучаемом явлении. В этом отношении большое значение имеют экранные пособия, в которых последовательность видеоряда соответствует последовательности изложения учебной информации. Такие экранные пособия особенно эффективны для закрепления и совершенствования знаний обучаемых.
3. Основная часть кадров экранного пособия выполняет функции объяснения, когда словесно-логические средства оказываются недостаточными.
4. Видеоряд экранного пособия используют для доказательства правильности или ошибочности суждений обучаемых.
Большую педагогическую эффективность имеют рисунки, выполняемые непосредственно на глазах обучаемых по ходу объяснения нового материала. Однако создание рисунка на доске занимает много времени. Установлено, что на рисование тратится тем больше времени, чем сложнее рисунок и чем ниже умение преподавателя рисовать.
Использование графопроектора позволит сохранить положительные стороны рисунка и значительно уменьшить время, необходимое для его выполнения. Для этого до занятия преподаватель выполняет рисунок простым мягким карандашом на прозрачной специальной пленке, а во время урока обводит специальным фломастером изображение, которое видно только ему, но не отображается на экране.
Специфическим свойством этого метода является возможность сочетания рисунка преподавателя с рисунком, выполненным типографским способом или распечатанным на принтере из программы Power Point.
Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество перед демонстрационной таблицей заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать такие детали, которые нельзя увидеть на таблице из-за малых углов зрения.
Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой преподавателем.
Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость обучаемых.
Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который в отличие от отдельных транспарантов и слайдов обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии.
Изучение возможностей диафильмов и обширного опыта их применения свидетельствует о том, что их целесообразно применять при изложении такого материала, характерным признаком которого является необходимость подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных фаз явления или процесса в статической состоянии.
Учебное кино, телевидение, видеозапись
Эти средства дают возможность показать явление в динамике, что в принципе недоступно статическим экранным средствам. Данная особенность всеми исследователями в области технических средств обучения ставится на первый план.
Движение в кинематографе нельзя сводить только к механическому перемещению объектов по экрану. Так, во многих фильмах по искусству и архитектуре динамика складывается из отдельных статичных изображений, когда изменяется не сам объект съемки, а положение камеры, масштаб, происходит наложение одного изображения на другое, например на схему задания накладывается его фотография. За счет использования специфических возможностей кино во многих фильмах можно увидеть «ожившие» рукописи, в которых строки текста появляются из-под невидимого (или видимого) пера. Таким образом, динамика в кинематографе – это и динамика познания, мысли, логических построений.
Огромное значение имеют такие свойства данных средств обучения, как замедление и ускорение течения времени, изменение пространства, превращение невидимых объектов в видимые. Особый язык кинематографа, на котором «говорят» не только фильмы, снятые на кинопленке, но и сообщения, созданные и переданные средствами телевидения или «законсервированные» в видеокассете, определяет ситуации на уроке, когда использование кино (понимаемого в широком смысле) оказывается дидактически оправданным.
Определение границ применения кино, телевидения и видеозаписи таит в себе опасность совершения ошибок. Ошибка неправомерного расширения возможностей использования этих средств обучения в учебном процессе может быть проиллюстрирована словами одного из персонажей фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро ничего не будет. Будет сплошное телевидение». Жизнь показала, что сохранились и книги, и театр, и кино. И что самое главное – непосредственный информационный контакт преподавателя и обучаемых.
С другой стороны, возможна ошибка необоснованного сужения дидактических функций экранно-звуковых средств обучения. Это происходит в том случае, когда кино– или видеофильм, телевизионная передача рассматриваются только в качестве разновидности наглядного пособия, обладающего возможностью динамического представления изучаемого материала. Безусловно, это так.
Но кроме этого есть еще один аспект: в дидактических материалах, предъявляемых обучаемым с помощью кинопроектора, видеомагнитофона и телевизора, конкретные задачи обучения решаются не только силами техники, но и с помощью изобразительных средств, присущих тому или иному виду искусства. Поэтому экранное учебное пособие приобретает хорошо видимые черты произведения искусства, даже если оно создавалось для учебного предмета.