Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1720

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует помнить, что ни кинофильм, ни видеозапись, ни телевидение не могут создать длительных и прочных мотивов учения, равно как не могут заменить других средств наглядности.

Мультимедийные средства обучения


Средства новых информационных технологий все еще являются новыми средствами обучения, которые пока нашли лишь ограниченное применение в учебных заведениях. Это связано в первую очередь с высокой стоимостью оборудования.

Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь обучаемому, выполняя за него работу.

Как правило, выделяют шесть возможностей применения компьютера в процессе обучения: обучение с помощью специально разработанных программ; использование компьютера как инструмента для решения разнообразных прикладных задач; тестирование для определения уровня знаний обучаемых; организация процесса обучения; подготовка учебных пособий; создание абсолютно идеальной модели объекта изучения, позволяющей обучаемому проникнуть в суть явления и дающей значительную аналогию с реальным экспериментом. Для практической реализации этих потенциальных возможностей недостаточно наличия компьютера – необходимо соответствующее программное обеспечение.

Очевидно и не требует специальных доказательств, что учебный компакт-диск прежде всего несет обучающую информацию. Отсюда первая дидактическая функция – сообщение обучаемым новых знаний. И здесь возникает вопрос отбора содержания для будущего мультимедийного пособия.

Рассматривая вопрос об отборе материала, следует исходить из целей образования и их проекции на содержание. Именно цели и содержание обучения в основном и определяют содержание пособия. Содержание обучения, как известно, регламентируется программой и в перспективе – образовательным стандартом.

В учебниках содержание представлено более подробно, чем в программах. Пытаясь найти критерии отбора содержания обучения, приходится согласиться с тем, что оно вариативно и зависит от концепции системы обучения. Проблема отбора материала для построения курса какой-либо учебной дисциплины неоднократно становилась предметом теоретических и экспериментальных исследований.

Можно ли в процессе отбора содержания для будущего средства обучения ограничиться только тем содержанием, которое заложено в учебную программу?


В учебных заведениях изучение даже предметов базисного учебного плана происходит по разным программам, и обучаемые пользуются учебниками разных авторов. В каждом из них – своя логика, которая зачастую не совпадает с логикой других программ и учебников. Поэтому при разработке компакт-диска, рассчитанного на использование при работе преподавателя по вариативным программам, необходимо руководствоваться логикой самой науки.

Кроме того, при разработке интерактивных учебных материалов в качестве структурной единицы следует брать содержание учебной темы, а если интерактивное пособие готовится для всего курса, то нужно обеспечить некоторую автономность отдельных тем, что увеличит полифункциональность, комплементарность учебникам и тем самым увеличит сроки морального старения компакт-диска.

Основой человеческой деятельности, а значит, и учебы является мотив. Этим понятием обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступков и поведения человека. Мотив – это желание удовлетворить какую-либо потребность.

В повседневной практике создание мотивационных ситуаций, как правило, сводится к внешним приемам, направленным на повышение активности обучаемых. В этом случае под мотивом понимают методический прием, наглядное пособие.

Но предмет, объективная ситуация станут внутренним импульсом, идущим от объекта информационного воздействия, если они вызовут личностное отношение объекта к данному предмету, ситуации, в общем случае к воспринимаемой информации.

Новый предмет, новая задача стимулируют потребность в их познании. Но действие этого стимула недолговечно, поскольку, как только новый предмет становится привычным а задача получает свое решение, они перестают быть стимулами к познанию.

Мотивы деятельности гораздо устойчивее, и поэтому формирование положительной мотивации к учению является одной из важнейших задач. Мотив как внутренний порыв к познанию непознанного является самым мощным инструментом, направляющим учебную деятельность обучаемого.

Средства новых информационных технологий, используемые на занятии, сами по себе являются стимулом к изучению предмета. Но действие этого стимула недолговечно: как только компьютер станет таким же привычным элементом занятия, как, например, мел и доска, он перестанет «подгонять» обучаемого к новому знанию. Формирование и поддержание положительной мотивации к учению нельзя представить себе без использования специально разработанных и реализованных в средстве обучения методических приемов.



Методические приемы, реализованные на компакт-диске, направлены не только на практическое воплощение дидактических принципов доступности, научности и наглядности, но и на преодоление так называемого контрасуггестивного барьера (контра – против, суггестия – внушение), то есть ситуации, хорошо знакомой каждому преподавателю: обучаемый оказывает сопротивление тем знаниям, которые ему предлагаются на занятии, считая, что они ему никогда не потребуются.

Следовательно, компакт-диск с обучающей программой должен содержать такие методические приемы, которые направлены на преодоление этого барьера. Это могут быть непосредственное обращение к обучаемому, использование сведений экологического характера, исторические факты, необычный взгляд на привычные объекты и явления и т. д. Особое внимание должно уделяться практическому применению знаний в повседневной жизни.

Очень большое значение для поддержания интереса к работе с компакт-диском имеет логика развертывания материала. Во многом она определяется логикой учебника и программы, по которым учатся обучаемые. Но автор любого дидактического материала всегда вносит что-то свое и в содержание, и в структуру.

Одним из серьезных недостатков классно-урочной системы обучения является то, что преподаватель не может контролировать процесс усвоения знаний во всех деталях в каждый момент времени и в отношении каждого обучаемого. Это в значительной мере усложняет управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, и преподаватель, как правило, ориентируется на среднего обучаемого, а не на индивидуальные возможности каждого.

Сложность управления учебно-познавательной деятельностью вызвана не только тем, что преподаватель не в состоянии уделить каждому из обучаемых достаточно времени. Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним материальным действием, которое легко контролируется обучающим.

Постепенно контроль за их действиями становится все более затрудненным, т.к. внешнее действие превращается во внутреннее и полностью протекает в уме обучаемого. Обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, становится более управляемым, поскольку процесс формирования умственных действий полностью детерминирован системой условий и приемов, с помощью которых он формируется.

Успешное управление процессом обучения (в том числе и с помощью компьютерной программы) возможно при выполнении пяти условий:


1. Наличие действия, адекватного поставленной цели, т. е. его направленность на свойства, составляющие объект усвоения.

2. Знание структурного и функционального состава выделенного действия. Это знание оформляется в виде алгоритмических предписаний для обучаемых, образцов выполнения заданий и т. п.

3. Представленность всех элементов действия во внешней, материальной или материализованной форме. Применительно к компьютерной программе это может выражаться в рассмотрении схем, моделей, установок, наблюдении за ходом эксперимента, работе с аудиовизуальной информацией, в символической деятельности.

4. Поэтапное формирование выделенного действия (понятия) с отработкой заданных параметров. Оно обеспечивается оптимальным числом упражнений с разнообразной по форме деятельностью обучаемых.

5. Пооперационный контроль, который в отличие от контроля по конечному результату позволяет следить за содержанием и формой выполняемой обучаемым деятельности. Пооперационному контролю доступны внешние действия, поэтому необходимо предусмотреть возможность экстериоризации мыслительной деятельности обучающихся через выполнение ими конкретных заданий.

Выполнение этих условий позволит обеспечить операционально-процессуальную сторону учебно-познавательной деятельности обучаемых, работающих с компакт-диском учебного назначения.


Каким требованиям должен отвечать идеальный компакт-диск с программой, предназначенной для обучения?

1. Соответствие технических возможностей и установленного программного обеспечения компьютера требованиям программы. Если на упаковочной коробке или в инструкции пользователя указано «Windows 98/Me/2000/XP», то программа не будет работать с операционной системой, например MS-DOS. He удастся воспользоваться компакт-диском и на компьютере Macintosh. Это первое, на что нужно обратить внимание при покупке компакт-диска.

2. Интерфейс программы должен быть дружественным по отношению к пользователю. Другими словами, взаимодействие ученика с программой должно быть организовано так, чтобы не пришлось затрачивать много времени и сил на изучение правил работы с программой. Поскольку подавляющее большинство школьников работает в операционной системе Windows, наиболее оптимальным следует признать использование такого вида окна, в котором все элементы управления максимально приближены к стандартным для Windows: названия пунктов меню, вид панелей инструментов, контекстных меню и т. д. Опыт показывает, что в противном случае изучение того или иного курса подменяется изучением правил работы с программой.


3. Работа программы должна быть устойчивой, т. е. программа не должна «зависать» в результате неправильных действий пользователя мышью или клавиатурой.

Легко заметить, что эти требования относятся в основном к области эргономики и практически не затрагивают педагогические свойства обучающей программы. Их вполне можно отнести к текстовым и графическим редакторам, программам, предназначенным для проведения математических расчетов. Разумеется, эти требования очень важны, но даже при условии их полного выполнения это не будет гарантией того, что предлагаемый компакт-диск будет выполнять обучающие функции. Поэтому посмотрим на программу «изнутри».

4. Содержание учебного компакт-диска (или сайта) должно отвечать требованиям учебной программы. Это не означает, что диск должен точно следовать тому, что написано, например, в полиграфическом учебнике. Данное требование нужно понимать так: объем знаний, количество формируемых умений не могут быть меньше минимума содержания обучения, указанного в образовательном стандарте, и должны обеспечивать подготовку обучаемого на уровне не ниже требований к уровню подготовки специалиста.

Введение дополнительного материала должно быть педагогически обоснованным и направленным или на облегчение понимания основного курса, или на углубленную подготовку. В любом случае недопустимо введение дополнительных знаний, которые в дальнейшем не используются и остаются мертвым грузом в памяти обучаемого.

Одновременно с этим хорошая обучающая программа не дублирует учебник и другие средства обучения, а предоставляет обучаемому возможность ознакомиться с альтернативными объяснениями фактов и явлений, способами деятельности.

5. Содержание учебного компакт-диска должно быть направлено на развитие и воспитание пользователя. Учитывая тенденции развития современного общества, здесь на первый план выходят умения работать с информацией.

6. Форма представления информации должна быть адекватна целям обучения, развития и воспитания и возможностям носителя информации.

7. Управление познавательной деятельностью обучаемых должно обеспечить систематичность и осознанность изучения учебного курса и выбор индивидуальной траектории обучения.

Если в современных обучающих программах систематичность еще в какой-то мере реализуется жестко заданной последовательностью предъявляемых порций информации, то с осознанностью и выбором дела обстоят очень плохо.