Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1732

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предлагаемые способы движения обучаемого от незнания к знанию сводятся к тому, что пользователь может пропускать те фрагменты обучающей программы, которые ему не интересны. Таким образом, разрушается систематичность изучения курса.

К управлению познавательной деятельностью относится реакция системы на действия обучаемого, работающего с программой. В какой-то мере компьютер берет на себя функции преподавателя, следовательно, программное обеспечение должно постоянно оценивать правильность усвоения знаний, степень и правильность сформированности умений и своевременно принимать соответствующие меры для их коррекции.

Современный уровень развития компьютерной техники и используемые языки программирования дают возможность создания такой программы, которая, с одной стороны, предложит обучаемому разные пути движения по учебному курсу с соблюдением основополагающих дидактических принципов, а, с другой стороны, не позволит пропускать важные, но неинтересные фрагменты. И при этом, будучи терпеливым и внимательным преподавателем, вовремя не только подскажет обучаемому, в чем и почему он ошибся, но и поможет ликвидировать пробелы в знаниях, подкорректировать формируемые умения.

Отдельного разговора заслуживают требования к текстам обучающих программ. В данном случае под текстом понимается последовательность любых знаков, потенциально обладающая смыслом.

Под такое определение текста попадают и привычный всем письменный текст, и звуки, записанные на компакт-диске, неподвижные и движущиеся изображения. Поэтому точнее называть его медиатекстом.

Важнейшее требование к медиатексту обучающей компьютерной программы – соответствие дидактическому принципу научности.

Обучающая компьютерная система должна отвечать следующим требованиям:

1. Система должна быть устойчивой, т. е. обнаруживать и корректировать ошибки ввода, которые человеку кажутся очевидными.

2. Система должна уметь оказывать помощь испытывающему затруднения пользователю.

3. Система должна быть простой, т. е. для ввода с клавиатуры команд, необходимых для достижения цели, пользователь должен нажать минимальное число кнопок.

4. Система не должна затруднять пользователя выбором из нескольких десятков клавиш (понятность системы).

5. Мощность – современные графические возможности должны быть доступны всем пользователям.

6. Контролируемость (управляемость). При работе с системой пользователь всегда должен иметь возможность определить свое место на пути к достижению цели.


7. Согласованность. С точки зрения пользователя, система должна действовать понятно и последовательно (логично). Сообщения об ошибках должны быть тщательно скорректированы с тем, чтобы соответствовать представлениям пользователя о способе действия системы.

8. Очевидность. Результаты действий пользователя всегда должны демонстрироваться.

9. Гибкость. Опытные пользователи должны знать возможности системы. Все пользователи должны иметь возможность отклоняться от стандартных способов решения.

10. Избыточность. Пользователи с разными взглядами на проектирование должны иметь возможность использовать систему, не изменяя своих взглядов, и приходить к одному результату разными путями.

11. Чувствительность. Система должна подчинять свои ответы известным ей нуждам пользователя.

12. «Всеведение». Система должна уметь вести пользователя за руку в тех случаях, когда есть основания считать, что ей уже известна большая часть того, что он хочет сделать.

13. Послушание. Система должна явно находиться под управлением пользователя.

14. Система должна уметь строить динамическую модель обучаемого.

15. Система должна уметь вести диалог по всем вопросам, относящимся к решению задачи.

16. Выдача обучаемому помощи в соответствии с заложенными в ней принцами обучения.

17. Управление со стороны обучаемого.

18. Накопление правил, задающих стратегию обучения и оптимизацию обучения.

19. По требованию преподавателя система должна применять разные методы обучения (по крайней мере отличающиеся по формальным компонентам).

20. По желанию пользователя объяснение действий системы, в частности меры помощи, оказываемой обучаемому.

9.4. Совершенствование обучающей деятельности преподавателя с помощью технических средств обучения
Основные функции ТСО и творческая деятельность преподавателя


Для определения роли, места и влияния на совершенствование педагогического процесса технических средств необходимо выявить их функции. Так как ТСО при использовании преподавателем в учебно-воспитательном процессе призваны оказывать ему помощь, то целесообразно в определении их функций рассмотреть взаимосвязь: функции преподавателя – функции ТСО.

Основными функциями преподавателя в процессе обучения являются следующие: во-первых, информационная, когда он выступает в роли источника информации; во-вторых, организации и управления учебным процессом; в-третьих, формирования личности обучаемого.



Для реализации этих функций преподаватель использует как свои личные возможности, так и разнообразные средства. Естественно, что при этом он передает частично или полностью какие-то из функций тем средствам, которые применяет. Рассмотрим, в реализации каких функций технические средства обучения оказывают преподавателю помощь.

Первая основная функция ТСО – информационная. Выполнение этой функции внешне осуществляется через различные источники информации – аудиовизуальные пособия.

Внутренняя сторона этой функции ТСО, связанная с воздействием на познавательный процесс, проявляется во влиянии на основные процессы усвоения знаний:

а) непосредственное, чувственное ознакомление с материалом (ощущения и восприятия);

б) осмысливание, обеспечивающее глубокое понимание материала путем активного участия мышления;

в) запоминание, позволяющее на основе памяти осуществить запечатление и сохранение поступающей в мозг информации.

Различные экранные, звуковые, экранно-звуковые учебные пособия позволяют прежде всего увеличить количество источников информации. Причем осуществляется это двумя способами: аудиовизуальные пособия выступают в роли основного источника информации либо они являются наглядно-иллюстративным материалом.

В первом случае роль основного источника информации аудиовизуальные пособия могут выполнять на каком-то этапе передачи знаний, в какой-то части всей этой сложной цепи; применяющиеся при этом другие способы и средства передачи знаний будут играть вспомогательную роль.

Во втором случае аудиовизуальные пособия являются вспомогательными средствами в процессе передачи знаний и дополняют информацию основного источника, делают ее более наглядной, убедительной, запоминающейся и т. д.

При выполнении ТСО этой первой функции особенно важно то, что они позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия.

Все сигналы, воспринимаемые через органы чувств и ставшие фактором сознания, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге «чувственные образы» включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу следующего этапа процесса познания – осмысливания.

Кроме того, при протекании процесса осмысливания применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.


Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний в образах, выделению главного и путем создания ярких опорных моментов помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал, представляют возможность многовариантного преподнесения материала.

Внешняя и внутренняя стороны реализации информационной функции ТСО взаимосвязаны и должны рассматриваться в многообразном проявлении взаимосвязей, существующих между ними.

Вторая основная функция ТСО – организация познавательной деятельности обучаемых и управление ею. Она реализуется в таких направлениях:

а) управление познавательной деятельностью обучаемых;

б) контроль;

в) корректировка учебного процесса.

С помощью аудиовизуальных учебных пособий в большей степени осуществляется реализация первого направления этой функции и в меньшей степени – второго и третьего.

Группа технических средств контроля и управления учебным процессом (технические средства, работающие на принципе обратной связи) в большей степени способствует реализации второго и третьего направлений этой функции.

Управление познавательной деятельностью при использовании аудиовизуальных пособий возможно благодаря применению разнообразных управляющих воздействий.

Во-первых, такое воздействие обусловлено уже самой организацией преподнесения изучаемого материала. Определенная последовательность, логика его подачи в пособии влияют на восприятие, осмысливание и запоминание.

Во-вторых, управляющее воздействие на процесс познания может быть осуществлено в пособии с помощью слова, позволяющего, например, создать проблемную ситуацию и включить таким образом человека в активный познавательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, т. е. создать опору на представления, которые необходимы в какой-то момент познания, и т. д.

В-третьих, в качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных пособиях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта.

В-четвертых, экранные пособия, в частности кинофильмы, позволяют осуществить управляющее воздействие демонстрацией приемов, умений осуществления деятельности, так как в процессе познания необходимо обучение практическим умениям и навыкам.


Каждая из названных возможностей управления познавательной деятельностью (перечисление их можно было бы продолжить) может быть применена при восприятии, осмысливании и запоминании. Безусловно, возможно различное сочетание и чередование управляющих воздействий.

Рассмотрение влияния аудиовизуальных пособий на управление познавательной деятельностью не может быть ограничено лишь умственной деятельностью. В процессе усвоения участвуют и другие стороны психической деятельности, на него оказывает влияние целый ряд компонентов усвоения, в частности стимулы, внимание, интерес.

Следовательно, можно сделать вывод, что применение технических средств оказывает существенное влияние и на такие компоненты усвоения, которые не относятся к умственной деятельности, но являются важной составной частью этого процесса, во многом определяя сознательное отношение к нему.

Что же касается осуществления контроля при использовании аудиовизуальных пособий, то здесь могут быть названы такие возможности:

во-первых, предусмотрение элементов для организации контроля знаний в самом пособии, несущем информацию;

во-вторых, создание специальных пособий для контроля знаний. Группа технических средств, работающих на принципе обратной связи, имеет особое значение для осуществления контроля и организации корректировки учебного процесса как составных частей функции организации и управления познавательной деятельностью обучаемых.

По каналу обратной связи от обучаемых информация может идти по двум направлениям:

а) к системе автоматического контроля (или самоконтроля);

б) к системе сравнения, обобщения и корректировки.

В первом случае система автоматического контроля должна иметь выход на систему управления подачей информации и далее на передающее устройство.

Во втором случае, когда информация от обучаемых поступает к преподавателю, он может или осуществить только контроль, или выполнить все необходимые операции по корректировке хода учебного процесса. Для этого у него должна быть связь с системой управления подачей информации (и далее с передающим устройством), с кодирующей системой и первоначальным источником информации.

Одна из важных отличительных особенностей использования этой группы технических средств заключается в том, что здесь появляется фактор обязательности действий, а это необходимо для реализации управления познавательной деятельностью обучаемых.