ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1727
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зачем же тогда нужна еще и некая классификация? Дело в том, что, создавая классификацию, мы ставим совершенно иную задачу, чем составители толковых словарей. Словарь помогает ориентироваться в процессе работы в Сети. Конечно, без толкового словаря учителю будет в Интернете неуютно, как иностранцу, плохо понимающему язык аборигенов. Но составитель толкового словаря не ставит задачу отбора только тех понятий, которые окажут влияние на методы преподавания.
При классификации дидактических свойств средств телекоммуникации мы ограничимся рассмотрением Интернета, поскольку технические способы применения компьютерных телекоммуникаций слишком разнообразны. Однако в настоящее время можно считать очевидным, что для нужд образования наиболее подходит именно применение Интернета, а не создание специализированных школьных сетей.
При классификации дидактических свойств Интернета можно выделить два основных класса свойств компьютерных телекоммуникаций (КТК):
свойства, связанные с их телекоммуникационной основой, т. е. их технологические возможности;
свойства, связанные с применением компьютеров (в том числе и мультимедийных), связанные с дидактическими задачами.
Такая классификация удобна с точки зрения семантики понятия, так как находит выражение в естественном членении самого понятия. Она оправдана и с технической точки зрения, так как различаются сами технические средства, поддерживающие соответствующие свойства. Вполне разумна она и с педагогической точки зрения, так как влияние этих классов свойств на принимаемые методические решения различно.
Нужно, конечно, учитывать, что наполнение этих классов далеко не равноценно по объему. При весьма высокой наполненности сферы телекоммуникаций чисто техническими понятиями количество свойств, непосредственно влияющих на дидактические функции этих средств, мягко говоря, невелико. С точки зрения педагога, эти свойства не намного сложнее свойств обычного современного телефона.
Такая ситуация сложилась в результате бурного и технически грамотного развития данной технической области, ориентированной на удовлетворение потребностей максимально широкого круга пользователей.
В то же время косвенное влияние этих свойств на методический потенциал компьютерных телекоммуникаций весьма существенно и имеет тенденцию к возрастанию и ускорению. Важно не потерять из виду это косвенное влияние, так как в противном случае при поверхностном анализе может показаться, что компьютерные телекоммуникации (КТК) как бы растворяются в общем русле развития новых информационных технологий (НИТ).
Итак, мы исходим из того, что выделение собственно дидактических свойств телекоммуникаций необходимо, хотя определение их косвенного влияния на педагогический процесс – задача не простая. Важно правильно сформулировать эти свойства, заложив в их определение достаточный потенциал связей с дидактикой.
С другой стороны, для педагога оказываются важными свойства, имеющие значение и для других пользователей-непрофессионалов (включая даже и развлекательные возможности применения Интернета). Такие свойства можно назвать общепотребительскими. Определенный научный интерес представляет выделение «чисто» дидактических свойств КТК. Действительно, знание общепотребительских свойств КТК в настоящее время становится достаточно широко распространенным (из газет, журналов, телепередач). Какие дополнительные знания требуются именно преподавателю?
Свойства, связанные с телекоммуникационной основой КТК. Чтобы подойти к правильной формулировке данного класса свойств, попытаемся сначала получить контрпримеры, ведущие к тупиковым определениям, выхолащивающие сами эти свойства.
Например, с технической точки зрения важным свойством КТК является конкретный протокол обмена информацией между компьютерами, т. е. система правил, договоренностей, применяемая при таком обмене.
С дидактической точки зрения важен лишь сам факт наличия такого протокола, обеспечивающий совместимость применяемых при обучении технических средств с требованиями Интернета.
Таким образом, использование протокола обмена информацией в качестве базы дидактической классификации технических средств Интернета оказывается малопродуктивным. Этот факт не означает, что педагог, применяющий КТК в преподавании, не должен знать этого понятия. Он его может не учитывать при построении методики обучения.
Конечно, преподавателю, тем более преподавателю гуманитарных предметов, нет необходимости разбираться в тонкостях технических процессов. Для него имеют значение основные выводы из результатов применения этих сложных методов: кодирование и сжатие информации позволяет передавать по сети Интернет аудио– и видеоинформацию, а также полезные в преподавании гуманитарных предметов программы достаточно большого размера (в настоящее время реально можно получить по Сети программу размером до 10 Мбайт).
С точки зрения учебного процесса такие дидактические свойства означают возможность применения на уроке оперативно полученных по Сети аудио– и видеоматериалов небольшого объема (10–15 минут аудиозаписи, 15–20 секунд видеозаписи). Конечно, есть традиционные источники таких материалов с лучшими характеристиками, есть и уже становящиеся традиционными средства CD-ROM.
Качество материалов, полученных по Сети, пока уступает этим традиционным средствам, однако ключевой характеристикой этого дидактического свойства Интернета является оперативность и практически необозримый набор источников информации.
При наличии доступа к Интернету ключевой фигурой учебного процесса становится преподаватель. Именно его способность отбирать подходящий и самый современный, оперативно получаемый материал определяет успешность обучения.
Преподаватель же, используя соответствующие педагогические технологии, организует обучаемых на самостоятельный поиск информации в Интернете по той или иной теме, проблеме.
Важным дидактическим свойством телекоммуникации является ее двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. С точки зрения техники это означает, что сигнал по каналу компьютерной телекоммуникации с одинаковым успехом идет в любом из двух направлений (в этом состоит радикальное отличие от традиционного радио– и телевещания, хотя нельзя сбрасывать со счетов такие средства, как двусторонняя радиосвязь и видеоконференции).
С точки зрения педагогики – возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечить реальное взаимодействие преподавателя и обучаемых. Преподаватель может, например, не только получить самые свежие методические материалы, но и задать интересующие его вопросы. Он может завязать электронную переписку с коллегой и т. п.
Таким образом, можно выделить два крупных подкласса дидактических свойств, связанных с телекоммуникационной основой КТК: вещание и диалог.
Интересно отметить, что начиналось использование КТК именно с диалога. В настоящее же время стало стремительно развиваться вещательное направление, использующее, хотя и в меньшей мере, диалоговые возможности.
Итак, мы рассмотрели некоторую достаточно общую классификацию свойств средств компьютерных телекоммуникаций, основанную на их телекоммуникационной природе.
Свойства, связанные с компьютерной основой КТК. Этот класс свойств гораздо шире и богаче чисто телекоммуникационного. Особенно интересные выводы для анализа этих свойств дает появившийся на рынке телекоммуникационных услуг новый симбиотический продукт – телевизионный Интернет.
Бытовой телевизор, конечно, несравнимо менее интеллектуален, чем даже не самый мощный современный компьютер. Таким образом, такая услуга, как Интернет по телевизору, самым радикальным образом демонстрирует возможности сети Интернет даже без учета мощного интеллектуального потенциала подключенных к ней компьютеров абонентов. В этом случае весь компьютерный интеллект сосредоточен на одном конце канала телекоммуникации, и восполнить недостаток его на другом конце может только высокая скорость передачи информации.
Итак, при анализе способов применения Интернета в преподавании любого предмета нужно различать те способы, которые специфичны именно для Сети, и те, которые связаны с развитием и универсализацией программного обеспечения в целом.
Разработчики современного программного обеспечения (например, один из основных – фирма Microsoft) включают модули обмена информацией по сети (локальной или глобальной) практически во все свои основные программные продукты. Это само по себе является косвенным признанием зрелости сетевых технологий. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных применению Интернета в обучении.
Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами, в частности программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями). В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, легко и быстро переносятся в Интернет, и наоборот, курс, написанный для Интернета, может использоваться автономно для традиционного обучения с применением НИТ.
Таким образом, применение Интернета может означать работу в различных режимах: как в режиме реального времени, при котором идет постоянный обмен информацией с Сетью, так и в автономном режиме, при котором раз полученная из Сети информация используется (возможно, неоднократно) в педагогическом процессе.
Новизна ситуации состоит в том, что при этом будут использоваться одни и те же программные средства. Если еще несколько лет назад только достаточно искушенный преподаватель мог позволить себе свободно работать на занятии с гипермедийной информацией, полученной в Интернете, то теперь ему для этого достаточно освоить 1–2 прикладных программы.
Современные программные средства и методы работы с разнообразной информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому.
Дидактические свойства современного компьютера, снабженного программным обеспечением в варианте Internet Explorer версии не ниже 4.0 и Microsoft Office 97, включают следующие особенности:
– возможность в любой документ (не исключая даже электронных писем) вставить графические изображения и гиперссылки. Гиперссылки при этом являются работающими, то есть по ним можно выйти на связь с любым электронным адресом или сервером Интернета
;
– поддерживается копирование такого расширенного текста из одного программного средства в другое. Это расширяет возможности обучения, поскольку те дидактические свойства, которых не хватает в одном из программных средств, могут быть оперативно подключены путем копирования текста задания в другое средство.
Например, если Internet Explorer не позволяет править текст непосредственно в гипертекстовом виде (в нем предусмотрена только возможность правки кода HTML, что, конечно, по силам далеко не всем ученикам), то мы можем скопировать текст задания со всеми особенностями его формата (что существенно) в программу Word и уже в ней выполнить задание, а затем также с сохранением всех особенностей формата текста отправить его по электронной почте.
Такие дидактические свойства являются особенностью именно современного этапа развития программного обеспечения и делают обучение в Сети гораздо более простым и удобным процессом. При программировании обучающих курсов такие средства снимают многие существовавшие прежде проблемы.
Обратимся теперь к ресурсам Интернета, которые также могут широко использоваться с дидактическими целями.
Ресурсы Интернета
Главным качеством сети Интернет является наличие огромного количества текстовой информации на различных языках. Конечно, такая информация не предназначена непосредственно для применения в качестве учебного материала, однако для многих учащихся возможность работы в Интернете является важным мотивом поведения, поэтому учитель гуманитарных предметов может и даже должен грамотно использовать эту мотивацию. Довольно подробно исследовано применение реальных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов.
Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Помимо прямой и очевидной пользы от таких механизмов для поиска документов и программ, можно указать их более нетривиальное применение конкретно на уроках иностранного, прежде всего английского, языка.
Полноценное усвоение лексики требует ее применения в конкретных речевых ситуациях. Именно с этой целью можно применять механизмы поиска по ключевым словам. При этом в результате поиска будут получены оригинальные тексты, созданные носителями языка. Более того, запрос на поиск текста можно уточнить дополнительными ключевыми словами, что позволит найти тексты по конкретной тематике, интересной для данной группы учащихся.
Такие приемы деятельности в Интернете позволяют оперативно реагировать на потребности учебного процесса, учитывать мотивацию конкретной учебной группы. В зависимости от конфигурации технических средств учитель может использовать данный прием в процессе подготовки занятия или в процессе его проведения.