Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1834

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аналогичным образом можно организовать деятельность учащихся в курсах других предметов, например в курсе информатики по темам «Базы данных» и «Телекоммуникации». Активные гипермедийные среды дают современные средства планирования и организации занятий учителю. Можно оформить план занятия в виде гипертекста, предусмотреть в нем различные виды работ, причем сами эти работы также имеют вид гипертекста; современный гипертекст – это не только ссылки, но и разнообразные формы, позволяющие собирать информацию, организовывать тестирование и т. п.

Зарубежный и отечественный опыт использования гипермедиа в учебном процессе показывает, что гипермедиа следует использовать не «в лоб», только как источник информации, а как инструмент управления обучением. Разрабатывая проекты, презентации с использованием средств гипермедиа и размещая их в сети Интернет, учащиеся приобретают знания и навыки, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.

Графика и звук

Графика и звук широко применяются в современных гипермедийных средствах Интернета.

Необходимо учитывать, что в гипертекстовых страницах используется графика двух видов – обычные иллюстрации и маленькие рисунки-иконки. Звуковые файлы применяются в четырех основных видах: короткие характерные звуки, выполняющие ту же роль украшения, что и иконки; музыкальные файлы без человеческого голоса и запись человеческого голоса и (или) музыкального произведения двух уровней качества (низкого и высокого).

Для представления обычных иллюстраций используется, как правило, фотографический формат JPEG, позволяющий передать много деталей в цветовой палитре, превышающей 256 цветов.

Для представления иконок используется формат GIF, допускающий создание мультипликационных рисунков и ориентированный на более грубую графику. Оба эти формата обеспечивают значительное сжатие графической информации по сравнению с ее побитовым представлением (формат BMP).

Рассмотрим 4 основных типа звуковых файлов: MIDI; WAV; RA; МРЗ.

MIDI-файлы не предназначены для записи звуков речи, они позволяют очень сжато записывать музыкальные мелодии, которые затем могут быть синтезированы на компьютере пользователя. Средний размер этих файлов – 30–50 Кб, что позволяет реально их использовать для музыкального сопровождения гипертекстовых страниц.

WAV-файлы – это стандартный способ записи любых звуков, не обладающий компактностью. 1 минута звукозаписи в этом формате порождает файл размером в несколько Мб. Для применения в Интернете пригоден лишь при передаче очень кратких звуков.


RA-файлы – это специальный способ сжатия звуковых файлов для передачи их по сети Интернет, на данный момент не отличается хорошим качеством передачи музыки, но приемлем для передачи голоса.

МРЗ-файлы – компромиссный вариант, позволяющий в 1 Мб уместить 4–5 минут звучания, по качеству приближающегося к хорошему радиоприемнику. Для воспроизведения необходимо сначала полностью загрузить соответствующий файл, что может занять 10–20 минут.

Сами по себе красивые рисунки-иконки и краткие звуки не создают дополнительных удобств или содержания в применении гипертекстовых страниц для образовательных целей. Их роль скорее вспомогательная, мотивационная. Тем не менее часто небольшие иконки выполняют роль структурных смысловых элементов текста, повышая его «читабельность».

Звуковые файлы могут играть на уроке различные роли: демонстрировать правильное произношение; для диктовки; для проверки качества восприятия учеником языка со слуха и т. п. Чисто музыкальные файлы могут использоваться для хорового или индивидуального пения на изучаемом языке («караоке»), причем компьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в результате песню в целом.

В Интернете можно найти не только музыкальное сопровождение песен, но и их слова. Степень влияния гипермедийной информации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляется систематически, в определенном порядке. Один из ресурсов Интернета, позволяющий добиться такого эффекта, – это активные каналы.


Активные каналы

Еще одной очень агрессивной в плане предложения информации моделью являются различные «новостийные» системы, такие, как PCN, ZDnet, TehnoWeb и т.п. Авторы их прекрасно используют возможности, предоставляемые мощными современными ЭВМ, такие, как возможность мультипликации, использование мелких шрифтов и рисунков и т. п.

Структурно эти системы решены как средства представления чрезвычайно сжатой информации на экране, сопровождаемой средствами быстрого развертывания ее до полного объема, включая и массу ссылок на разнообразные материалы, помещенные в Интернете.

Основу этих систем составляет модель гипермедиа, снабженная своеобразными усовершенствованиями. Интерфейс пользователя в этих системах побуждает не только к пассивному созерцанию иконок, но и к максимально быстрому ознакомительному чтению «бегущих строк», индексов и т. п.

Технически эти системы используют как возможности гипертекста, так и совершенно новые принципы работы, радикально меняющие способы работы с информацией за счет перемещения центра тяжести переработки информации на компьютер пользователя (вспомним, что они рассчитывают на наличие у пользователя мощного современного компьютера).

Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web – Internet Explorer 4.0.

Активные каналы – это серверы Web, специально разработанные с учетом одной из распространенных программ просмотра Web – Internet Explorer 4.0. Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer, чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к Web.

Канал – это web-узел, созданный для доставки содержимого из Интернета на ваш компьютер, как при подписке на избранные web-узлы. Для просмотра содержимого вам не придется подписываться – поставщик содержимого каналов предложит вам расписание подписки, или вы настроите собственное расписание. Кроме того, используя каналы, вы будете видеть не только одну web-страницу, но и всю структуру web-узла, что ускорит ваш выбор необходимого для просмотра содержимого.

Активные каналы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избранные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматривать без подключения к Интернету.


Современное понятие активного канала включает в себя многие приемы, разработанные в рамках вышеупомянутых новостийных систем. Очевидно, обучение может и должно эффективным образом применяться в рамках активного канала.

Итак, Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой стороны, различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение.

Уже это показывает значительные преимущества Интернета перед традиционным бумажным учебником. Однако еще большее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, диалоговый характер современного гипертекста.

Есть ли альтернатива гипертексту?

К настоящему моменту за основу представления информации во Всемирной паутине (WWW) взят гипертекст (ГТ). Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно было широко распространено и раньше, прежде всего как способ создания справочников к программному обеспечению (т. е. несло функцию обучения).

В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии – веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.

Модель энциклопедии включает следующие принципы:

– свобода перемещения по тексту;

– сжатое (реферативное) изложение информации;

– необязательность сплошного чтения текста;

– справочный характер информации;

– использование перекрестных ссылок.

Для дистанционного обучения такая модель не всегда подходит: в ней нет средств организации учебного процесса, нет динамики.

Ближе всего к этой модели подходят учебные видеофильмы, однако их применение в дистанционном обучении пока затруднено, так как для показа видеофильма нужно передавать по Сети слишком большое количество информации.

Сочетанием динамики с разумными объемами передаваемой информации оказываются компьютерные слайд-фильмы. Фирма Microsoft распространяет программу Powerpoint, предназначенную для разработки компьютерных слайд-фильмов, причем версия 7.0 ее является сетевой. В отличие от обычных слайдов компьютерные слайд-фильмы имеют средства квазимультипликации, позволяющие существенно разнообразить динамику показа компьютерных слайд-фильмов. Слайды могут сопровождаться звуком, музыкой, содержать кинофрагменты.


Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает соблюдение ряда принципов:

динамика предъявления текста задается педагогом (это происходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации);

допускаются перекрестные ссылки;

логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви);

компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра;

компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логику изучения материала;

компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения материала и имеет специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала;

программа дает обучаемому возможность самому разрабатывать компьютерный слайд-фильм, тем самым создается хорошая техническая база для применения проектного метода обучения.

Динамический гипертекст

Технология динамического гипертекста позволяет создавать более интерактивные и привлекательные гипертекстовые страницы. Она позволяет автору гипертекста в любое время управлять практически любым его элементом без повторной загрузки страницы с сервера. Для абонентов Интернета это означает не только повышение скорости интерактивных взаимодействий, но и возможность пользоваться многими интерактивными средствами в автономном режиме без подключения к сети Интернет. Это, безусловно, повышает эффективность и экономичность образовательных услуг Интернета.

Само понятие динамического гипертекста не так просто вычленить из группы интернет-технологий, базирующихся на понятии гипертекста. Это понятие тесно связано с языками программирования, используемыми для придания динамики гипертекстовым страницам, такими, как Jscript, Javascript, Vbscript. Если средства просмотра предыдущих поколений требовали для внесения изменений в страницу ее перезагрузки, то современный стандарт разметки гипертекста (HTML 4.0) позволяет осуществлять огромное количествво манипуляций с текстом страницы без повторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются в основном средствами просмотра четвертого поколения.

Движение, изменение – наиболее сильно воспринимаемый зрительный стимул, который привлекает внимание всех живых существ, обладающих зрением в качестве основного средства приспособления к окружающей среде.

На первый взгляд свойства динамического гипертекста не производят большого впечатления, ведь гипертекстовая страница могла и прежде радикально меняться при перезагрузке. Но нужно учитывать, что восприятие человеком движения (изменения) очень сильно зависит от скорости этого движения (изменения). Соответствующие факты известны в психологии давно, и они активно используются в таких динамичных видах искусства, как кино, телевидение.