Файл: Дидактическая игра как метод обучения(ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнёру по игре - кукле, которое переносится затем на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю совершенствовать знания детей о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые отражают дети в своих играх. Воспитатель развивает у детей интерес к самостоятельной игре, навыки создания замысла игры с помощью отобранных игрушек.[10]

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) могут быть организованы во время прогулки. В этих играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. Пример таких игр: "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Кто скорее выложит узор из разных листочков?", "Кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине".

Настольно-печатные игры – игры, в которые с большим удовольствием играют и дети и взрослые. Это могут быть не только промышленно изготовленные, которые можно купить в магазине (лото, разрезные картинки и т.п.), но и такие, которые можно подготовить в домашних условиях. Для их организации нужны картинки, вырезанные из различных журналов или кубики. Игровые действия в таких дидактических играх могут быть следующими:

Подбор картинок по парам. Самое простое задание - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется - нужно объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (принадлежность к одному роду или виду).

Подбор картинок по общему признаку. Направлены на совершенствование операции классификация: от детей требуется установить связи между предметами, обобщить их. Например: "Что растёт в саду (лесу, огороде)?" - дети отбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игра "А что было потом?" предполагает подбор детьми иллюстраций к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.[11]


Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры проводятся также как и игры с предметами. Дидактические задачи, решаемые в этом виде игр, направлены на развитие памяти, закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку и т.д.), развитие умения рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Дидактическая задача этих игр - учить детей составлять из отдельных частей целый предмет. Они направлены на развитие логического мышления. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, а в средней и старшей группах целое делят на 8 - 10 частей. Для младших детей используют картинки, на которых изображён один предмет, а для более старших детей - картинки, где изображены сюжеты знакомых детям сказок. Основное требование: предметы, изображённые на картинках должны быть знакомы детям. Наличие аналогичного образца помогает детям использовать приём соотнесения части с целым.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Дидактическая задача этого вида игр - развитие речи детей, воображения, творчества. Часто играющий, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, голоса того человека или животного, который изображён на картинке. В младших группах дети изображают, как правило, одного животного. В старших группах дети изображают действие, изображённое на картинке. Эти игры способствуют развитию у ребёнка способности к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа.[12]

Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д.[13]


2.3. Практическое применение дидактических игр

В целях разработки и апробации методики применения дидактических игр, способствующих активизации познавательных деятельности в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста среди учеников 1-го класса В МБОУ "Центр образования № 36 г. Тулы" проведен эксперимент, преследовавший следующие основные задачи:

1. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся 1-го класса «В»;

2. Разработать и апробировать методику применения дидактических игр в процессе обучения для активизации познавательных процессов у учащихся.

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов.

На первом этапе экспериментального исследования учащимся было

предложено выполнить проверочную работу, с целью определения уровня познавательной активности школьников в 1 «А» классе. В эксперименте участвовали 24 ребенка.

Результаты уровня познавательной активности учащихся оценивался по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности, согласно критериям, изложенным в табл. 1

Таблица 1

Уровни познавательной активности учащихся

Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы в 1 классе «В» получили следующие результаты: из 24 учащихся: 6 имеют высокий уровень активности, 14 – средний, 4 – низкий.

По итогам анализа работы детей был проведен формирующий эксперимент, цель которого заключалась в создании условий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Для достижения этой цели в 1 классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование большого количества дидактических игр наряду с групповыми формами работ на уроках; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; включение в уроки заданий с элементами игры.

Формирующий эксперимент продолжался три недели и показал, что с течением времени интерес школьников к учебному процессу стал возрастать .

Игровой метод обучения был использован на всех предметах, изучаемых в данном классе, но для сравнения результатов эксперимента, срезы знаний проводили по предмету математика.

На третьем этапе исследования был проведён второй констатирующий эксперимент, целью которого стало выявление уровня качества знаний, после эффективного использования в процессе обучения дидактических игр.


Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям.

Задания для контрольного среза соответствовали тем умениям, которыми должны обладать учащиеся 1-го класса на данный период времени.

Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, были получены следующие результаты: из 24 учащихся 10 имеют высокий уровень, 13 – средний, 1 – низкий.

Указанная динамика подтверждает необходимость использования дидактических игр на уроках для повышения качества знаний. Использование дидактических игр позволило сделать обучение детей интересным, увлекательным.

На уроке наблюдается повышенное внимание учащихся, активизируются все виды памяти.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики обучения детей с задержкой психического развития.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты.

Анализ полученных результатов показал, что при использовании игрового метода обучения позволяет увеличить активность познавательной деятельности учащихся младших классов на уроке. Это подтверждает нашу гипотезу исследования.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.[14]

В пособиях Т.Б.Башаевой «Развитие восприятия у детей», «Развивающие игры для дошкольников» Н.Н.Васильевой и Н.В.Новоторцевой, «Дидактические игры в начальный период обучения» Е.В.Карповой, «И учеба и игры: математика» Т.И.Тарабариной и Н.В.Елкиной, представлены дидактические игры и упражнения, включены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике: количество и счет, величина, форма, пространство и время. В сборниках широко представлены математические развлечения: задачи -шутки. Загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.


Таким образом, отметим, что дидактические игры являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, знания данные в форме игры, занимательно и интересно, усваиваются детьми гораздо быстрее, легче и прочнее и не разрушают естественность жизни дошкольников, основной деятельностью которых является игра.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к самому предмету —математике. Потеря интереса к занятию, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число «неуспевающих», а сама математика кажется детям трудной, неинтересной, недосягаемой. И одной из причин, объясняющих это явление, может быть то, что детей слишком рано отрывают от их любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за «парты» для «серьезного» изучения математики.

Таким образом, все ранее сказанное должно нацелить на то, чтобы не разрушать естественность жизни дошкольников тесно связанной с игрой, чтобы при работе с детьми не сухо обучать, а «поиграть» сними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Заключение

Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре.

Структура такой игры предполагает наличие дидактической цели, игрового правила и действия. Игры с правилами имеют учебную задачу, которую необходимо решить. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.

Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий.