Файл: Дидактическая игра как метод обучения(ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Введение
Ключом к успешному развитию современного общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно не только опирается на принципы гуманизма, индивидуализации и социокультурной открытости, но и использует сложившиеся в ходе эволюции механизмы обучения и передачи опыта.
Одним из таких механизмов является игра, которая побуждает ребенка копировать поведение взрослых при совершении ими тех или иных повседневных действий.
Таким образом, можно сказать, что игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием».
Это означает, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника, в его умении учиться.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные механизмы воздействия дейктических игр на процесс обучения.
2) Рассмотреть возможность выработки ряда рекомендаций по использованию дидактических игр в качестве инструмента обучения.
Предметом рассмотрения являются методики и особенности проведения обучающих дидактических игр.
Объектом исследования являются учащиеся 1 класса «В» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы".
В соответствии с логикой исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с развитием общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе обусловлено необходимостью повышения познав¬ательной активно¬сти школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Материал, который плохо усвоен, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решить данную проблему можно путем применения передовых технологий, основанных на передовых представлениях о детской психологии, в том числе с использованием естественно заложенного в человеке метода перенятия опыта путем игры, которая сама по себе является одним из древнейших и эффективных методов обучения.
Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, еѐ виды и структура определяется обществом.[1]
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игра для ребенка – это не только увлекательное времяпрепровождение, но способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схемы и модели взаимоотношений с внешним миром.
Как правило, дети, получив определенную степень свободы от преподавателя, с энтузиазмом сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи превращаются в увлекательные приключения.
Подобная методика не только развивает фантазию ребенка, но и при грамотно поставленном процессе обучения формирует цепочки логических и причинно-следственных связей, позволяющих не только запомнить преподаваемый материал, но и уяснить его логику, сформировать четкие представления логического объяснения почему тот или иной процесс или явления развиваются именно так, как развиваются, а не иначе.
Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – это одновременно учеба, труд и серьезная форма воспитания.[2]
В настоящее время в педагогической науке практически сформировалось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
В отличие от обычных игр как таковых педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
При этом игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.
Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
На сегодняшний день насчитывается более 500 дидaктических игр, при этом четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. [3]
Примерная систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по направлениям представлена на рисунке 1.
Представленная на рисунке 1 группировка игр выражает в качестве критерия классификации их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.[4]
Рисунок 1. Систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по направлениям.
Дидактическая игра может быть использована, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Систематическое применение дидактических игр способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Можно с уверенностью констатировать, что дидактическая игра - явление сложное, и в ней отчетливо просматривается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.
Систематизация (классификация) дидактических игр по видам представлена на рисунке 2.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.
Рисунок 2. Систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по видам.
Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она при-учает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с жела¬нием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. [5]Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Схематично смысловая структура дидактической игры представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема смысловой структуры дидактической игры.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Игровые правила. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Степень достижения обучающей задачи (цели) игры определяется путем подведения итогов, которое проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.