Файл: Дидактическая игра как метод обучения(ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
- Учебная задача должна совпадать с игровой.
- Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию.
- Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.
Иными словами, дидактическая игра становится методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника учебной деятельности.
Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
В результате проведенного анализа литературы можно выделить основные механизмы воздействия дейктических игр на процесс обучения, которые заключатся в стимулировании интереса обучающихся детей к излагаемому материалу, задействовании в целях обучения естественных, выработанных в процессе эволюции механизмов обучения и передачи опыта.
В результате выполнения работы выработки ряда рекомендаций по использованию дидактических игр в качестве инструмента обучения на примере учащихся 1 класса «В» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы".
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г.В. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Г.В. Атаманчук. - М.: «РАГС», 2017. - 172 с.
2. Афанасьев М.Н. Методика воспитания/ М.Н. Афанасьев. – М.: «МОНФ», 2016. – 117 с.
3. Щукина Г.И. Учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2014. – 86 с.
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили; М.: «Русский язык», 2017. – 112 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Э. Берн С-Пб.: «Лениздат», 2016- 159 с.
5. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника /Т.А. Бую. - М.: Изд - во «РАГС», 2015. - 96 с
7. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?/Е.С. Гобова; - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2016. - 268 с
8. Буравлев Ю.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 24-29.
9. Васильева Е.И. Инноационные методы обучения в младшей школе // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2017. - №2. – С. 78-90.
10. Аникеева Н.П., Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. М., 2016.-150 с.
11. Бондаренко А.К., Дидактическая игра в детском саду/А.К. Бондаренко. М., 2015 - 205 с.
12. Жикалкина П.К., Игровые и занимательные задания по математике/П.К. Жилкина. М., 2018 – 115 с.
13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко. М., 1990 - 98 с.
14. Вачугов Д.Д. Основы педагогики/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, А.И. Кислякова. М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 / В.И.Даль. – М.: Русский язык, 2015. – С. 512.
16. Демин А.А. Методика воспитания/ А.А. Демин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 206-207.
17. Долгиев, М.М. Особенности педагогики младших классов: Автореферат дисс. канд. экон. наук / М.М. Долгиев. М.: РГБ, 2015. - 22 с.
18. Егоршин, А.П. Менеджмент в образовании/ А.П, Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2015. – 320 с.
19. Зайцев, Г.Г. Психология и педагогика: учебник / Г.Г. Зайцев. – СПб.: Изд-во «Северо-Запад», 2016. – 368 с.
20. Захаров, Н.И. Мотивационное управление в социально- экономических системах/ Н.И. Захаров. - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 341 с.
21. Ладанов, В. Психология педагогики / В. Ладанов. – М.:УЦ «Перспектива», 2014. – 288 с.
22. Педагогическая практика: учебник. / Под общ. Ред. Г.В. Атаманчука. - Изд. 2-е., доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 2015. - 488 с.
23. Сперанский, A.A. Методика вовлечения в педагогический процесс / A.A. Сперанский, Н.В. Драгунский. - М.: Изд-во «Альфа- Пресс», 2016.- 192 с.
24. Травин, В.В. методика дидактических игр/ В.В. Травин, В.А. Дегтярев. – 5-е изд., доп. – М.: Дело, 2015. – 336 с.
25. Травин, В.В Обучающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста/ В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело ЛТД, 2015. – 176. с.
Приложение №1
Дидактическая игра.
«Правда или нет?».
Цель этой игры - сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса.
Для этой игры вам понадобятся карточки зеленого и красного цветов и картинка с известным «Незнайкой». Количество карточек каждого цвета должно совпадать с количеством игроков.
Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.
Правила игры следующие - предложения зачитывает учитель. Ели предложение правдиво, то ученики поднимают зеленую карточку. Если предложение шуточное - то красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.
Например, могут быть такие предложения:
Днем сова спит, а ночью разыскивает добычу.
Куры улетают зимой на юг.
Мы собирали морковь в сосновом бору.
Много вкусных шишек выросло на нашей яблоне.
Подорожник относится к очень полезным лекарственным растениям.
Подобные дидактические игры замечательно помогают развитию детей, обучающих воспринимать мир.
Приложение 2.
Пример сценария урока на основе методики дидактических игр
Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.
Буквы Х, х
Цели урока:
познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;
обобщать словарный запас учащихся;
воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.
II. Повторение изученного.
Игра "Словесный аукцион" (парная работа).
Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)
Прочитайте, какие слова у вас получились.
НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)
МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)
III. Сообщение темы урока.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?
Хмурый-хмурый хнычет Хорь -
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])
- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"
Фонетическая зарядка
- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)
- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)
- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)
-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)
IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с.92)
- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)
- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")
- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?
V. Конструирование большой и малой букв Х, х.
- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".
На что похожа буква "Х"?
"Х" - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)
(Физминутка)
(у детей на столах квадратный лист)
Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови::..
(изобразите букву, танец буквы "ха")
VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].
Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].
VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с.92)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?
- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.
- Сколько с этом слове слогов?
- Какой ударный?
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]
- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
- Сколько слогов в слове "хорь"?
- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.
- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)
VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с.92)
- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)
- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])
- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)
Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух ты, - восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.
- Что, потом?! - хором спросили хомяки.
- Я:.потом:.
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел?!
(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]" )
IX. Упражнение в чтении слов