Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2061

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс принятия решений и программирование ответных дей­ствий осуществляет третий функциональный блок мозга — блок ре­гуляции сложных форм поведения, программирования и контроля движений —в передних отделах коры (Лурия А. Р., 1973). Высшим отделом этого блока являются ассоциативные переднелобные обла­сти коры, которые на основании полученных сведений («что име­ем?») осуществляют ключевой момент тактического мышления — принятие решения о цели и задачах действия («что делать?»). Одно­временно формируется образ результата действия («что должно получиться»).

Процессы восприятия информации и принятия решения по дли­тельности составляют примерно 50-60% от общего времени реше­ния тактических задач. Принятие решения контролируется созна­нием. При этом логическому решению всегда предшествует интуи­тивное решение, которое не осознается, т. е. является довербальным (доречевым) компонентом принятия решения. За ним следует вер­бальный компонент — с участием внутренней речи, который отра­жается в сознании (этот период можно зафиксировать по появлению небольшой активности в ЭМГкруговой мышцы рта). В осуществле­нии принятия решения имеет большое значение синхронизация электрической активности различных областей коры больших полу­шарий. Она облегчает межцентральные взаимодействия в процессе переработки информации. Чем более стабильными и сильными

491

являются функциональные взаимосвязи корковых центров, тем быст­рее работает и оказывается более помехоустойчивой рабочая система мозга, становится более эффективным и меньше нарушается такти­ческое мышление.

Богатый запас тактических знаний позволяет квалифицирован­ным спортсменам использовать различные их комбинации и строить на основе процессов экстраполяции (использования предшествующе­го опыта) новые тактические комбинации в неожиданных условиях.

Автоматизация мыслительных операций позволяет многие реше­ния принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании). Какпока-зывают электрофизиологические данные, по мере автоматизации навыков тактического мышления и двигательных навыков включе­ние переднелобных областей в работу системы регуляции деятельно­сти уменьшается, что сокращает число активных нейронов и увели­чивает скорость решения тактических задач.


Переднелобные (третичные), премоторные (вторичные) и моторные (первичные) поля коры совместно с базальными ядрами, таламусом и мозжечком формируют программу ответных действий и передают ее рабочим органам на периферию. Результаты выполнения движений контролируются переднелобными областями (через каналы обратной связи). Задуманное и осуществленное действие сопоставляются в спе­циальных аппаратах сравнения (хвостатое ядро и др.). При их несоот­ветствии в программы вносятся поправки — сенсорные коррекции.

Скорость обучения и конечный уровень навыков тактического мышления зависят от индивидуальных психофизиологических особен­ностей спортсмена (лабильности и подвижности нервных процес­сов, типа нервной системы, способности к оперативному мышле­нию, концентрации и избирательности внимания и др.). В среднем, около 30% спортсменов обладают высоким уровнем обучаемости, значительно повышая скорость и эффективность решения тактичес­ких задач в процессе обучения. Средние способности к обучению об­наруживают примерно 45% спортсменов, слабые — около 25%. Сле­довательно, процесс обучения тактическому мышлению протекает с разным успехом, демонстрируя разную тренируемость спортсменов.

6.3. СКОРОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОЗГА

Эффективность решения тактических задач оценивается пра­вильностью решения и временем решения. Параметры этих показате­лей зависят от пропускной способности мозга. Вели­чина пропускной способности (С) равна количеству переработанной информации (I) в единицу времени (Т). За единицу информации 1 бит

492

принимается ее количество, которое перерабатывается при выборе из двух альтернативных решений. Между числом альтернатив (А) и количеством информации существуют следующие отношения (табл. 33).

Таблица 33

Соотношения количества информации (I, бит)

и числа альтернативных выборов (А)


А

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

1.0

1.58

2.0

2.32

2.58

2.81

3.0

3.17

3.32



У человека время решения увеличивается прямо пропорциональ­но росту количества предъявляемой информации до 3 бит, а при большем количестве информации резко возрастает и не изменяется, так как человек не способен эту информацию сознательно воспри­нять и действует в условиях полной для него неопределенности.

Индивидуальные скоростные возможности в ситуации выбора зависят от быстродействия мозга, которое отражается в частоте ос­новного ритма биопотенциалов коры больших полушарий — альфа-ритма. Чем выше частота альфа-ритма, тем короче латентный период реакции выбора. Общее время решения тактических задач и время принятия решения зависят у спортсменов от уровня спортивного ма­стерства (квалификации, тактической подготовленности, роста ра­ботоспособности в годичном тренировочном цикле и пр.), спортив­ной специализации (специфики вида спорта и спортивного амплуа), возраста и пола, степени утомления и др. факторов. В основе скорос­ти переработки информации лежат врожденные свойства мозга — лабильность и подвижность нервных процессов, которые в ходе тре­нировки меняются незначительно.

Пропускная способность мозга (по данным разных авторов) у квалифицированных спортсменов при напряженной спортивной деятельности колеблется в пределах 0.5-3 бит./с (рис. 69). Напри­мер, пропускная способность (бит./с) составляет у горнолыжников 3.5; у хоккеистов 2.8; у теннисистов 2.38; у гандболистов 2.33-3.01; у футболистов 2.28-2.85; у баскетболистов 1.66-2.14; у волейболис­тов 1.7; у ориентировщиков 0.84-1.28; у велосипедистов-шоссей-ников 0.62-0.96.

У людей нетренированных и спортсменов-разрядников опти­мальным числом предъявляемой информации является 2 бита в 1 с, при этом наблюдается наибольшая скорость ее переработки и наибо­лее длительное сохранение умственной работоспособности на высо­ком уровне. У выдающихся спортсменов — членов сборных команд страны и Олимпийских команд пропускная способность достигает

493



Рис. 69. Пропускная способность мозга у квалифицированных спортсменов

(по данным разных авторов)

4-6 бит./с (например, у футболистов 3.44 бит./с и выше, у фехтоваль­щиков 5.26-6.32 бит./с).


Определить пропускную способность можно, предъявляя спорт­смену тактические задачи с определенным информационным содер­жанием (количеством альтернатив) и фиксируя время ответа. Можно также использовать таблицу с кольцами Ландольта, поставив спорт­смену задачу, как можно быстрее просматривать таблицу и зачерки­вать кольца с определенным разрывом (по циферблату часов — 12.00, 1.30,3.00,4.30,6.00,7.30,9.00 и 10.30). Пропускную способность (С) рассчитывают по формуле:

,

где: n— число пропущенных или ошибочно зачеркнутых колец,

Т — время выполнения задания (с).

Величина пропускной способности является важным критерием адаптации спортсмена к нагрузкам и может быть использована для контроля тактической подготовленности. Разработана специальная шкала оценок пропускной способности для определения пригоднос­ти к конкретным видам спорта. По этой шкале, в частности, очень высоко оценивается пригодность к футболу тех спортсменов, кото­рые в простых тестах (например, определение времени простой

494

зрительно-двигательной реакции) показывают пропускную способ­ность выше 5 бит/с. В аналогичных условиях было показано, что вы­сококвалифицированные фехтовальщики имеют пропускную спо­собность 5-6 бит/с,

Особенностью женского организма является меньшее нарастание пропускной способности в процессе обучения, чем у мужчин. Так, у гандболисток на протяжении подготовительного периода пропуск­ная способность мозга возросла от 2.32 до 2.57 бит/с, а у мужчин-гандболистов за тот же период занятий — от 2.33 до 3.00 бит/с.

Женщины по сравнению с мужчинами лучше решают более про­стые, стандартные задачи, особенно в монотонных условиях. Одна­ко хуже решают более сложные задачи, в новых и экстремальных ситуациях. Процессы восприятия и переработки информации, по­явление тактических ошибок у женщин-спортсменок зависят от периодов овариально-менструального цикла. Ухудшение процес­сов решения тактических задач отмечается у них в менструальную, овариальную и предменструальную фазы.


6.4. ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ, ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Величина пропускной способности и другие показатели эффек­тивности тактического мышления могут быть использованы также для оценки помехоустойчивости спортсмена. С этой це­лью обычные показатели сравниваются с показателями, полученны­ми на фоне несмысловых (световых и звуковых) и смысловых помех (крики болельщиков на стадионе, указания тренера, судьи, возгласы игроков своей команды и соперников и т. п.). Шумовые помехи могут быть очень значительны: запись «шума трибун» на ответственных со­ревнованиях по баскетболу и фехтованию показала, что уровень гром­кости достигает 100-112 дБ. При этом у помехоустойчивых спортсме­нов показатели физической и умственной работоспособности могут даже улучшаться на этом фоне, а у неустойчивых—они снижаются.

Помехоустойчивость — одно из наименее тренируемых свойств организма, обуславливаемое наследственными влияниями. В этом от­ношении особенно важно учитывать реакции спортсменов на помехи для прогноза эффективности их соревновательной деятельности, а также с целью спортивного отбора.

Физиологической основой явления помехоустойчивости является формирование в коре больших полушарий мощной рабочей доминан­ты — функциональной системы, объединенной единым ритмом активности и включающей наиболее важные для работы нервные центры. Такая система не разрушается при посторонних раздраже­ниях, а наоборот усиливается на их фоне.

495

Посторонние раздражения подкрепляют рабочую доминанту.

У неустойчивых к помехам лиц рабочая доминанта не является достаточно прочной и легко раз­рушается при внешних помехах, утомлении и пр. воздействиях. В процессе индивидуального развития помехоустойчивость доволь­но рано (уже с 13 лет) достигает взрослого уровня. Это позволяет оценивать помехоустойчивость уже на начальных уровнях подго­товки юных спортсменов и прогнозировать влияние этого свойства на спортивную работоспособность взрослых спортсменов, т. е. строить долгосрочные прогнозы.

7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСИММЕТРИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Тело человека имеет, в принципе, двустороннюю симметрию. Однако существуют различия в весовых, линейных, объемных раз­мерах, структуре и функциях парных органов и симметричных час­тей его тела. Эти особенности проявляются в результате генетичес­ких (наследственных) влияний, а также социальных, климато-географических и прочих средовых воздействий. У