Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит от длины дистанции, которая определяет соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения.

В лыжных гонках на длинные дистанции соотношение аэробной и анаэробной работы порядка 95% и 5%; в академической гребле на 2 км, соответственно, 70% и 30%; в спринте — 5% и 95%. Это определя­ет разные требования к двигательному аппарату и вегетативным сис­темам в организме спортсмена.

Специальная выносливость к статической работе базируется на высокой способности нервных центров и работающих мышц поддер­живать непрерывную активность (без интервалов отдыха) в анаэроб­ных условиях. Торможение вегетативных функций со стороны мощ­ной моторной доминанты по мере адаптации спортсмена к нагрузке постепенно снижается, что облегчает дыхание и кровообращение. Статическая выносливость мышц шеи и туловища, содержащих больше медленных волокон, выше по сравнению с мышцами конеч­ностей, более богатых быстрыми волокнами.

Силовая выносливость зависит от переносимости нервной систе­мой и двигательным аппаратом многократных повторений натуживания, вызывающего прекращение кровотока в нагруженных мыш­цах и кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечно­го гликогена и кислородных запасов в миоглобине облегчает работу мышц. Однако почти полное и одновременное вовлечение в работу всех ДЕ лишает мышцы резервных ДЕ, что лимитирует длительность поддержания усилий.

Скоростная выносливость определяется устойчивостью нервных центров к высокому темпу активности. Она зависит от быстрого вос­становления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакций гликолиза.

Выносливость в ситуационных видах спорта обусловлена устойчиво­стью центральной нервной системы и сенсорных систем к работе пере­менной мощности и характера — «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации, многоальтернативному выбору, сохранению координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата.

276

Выносливость к вращениям и ускорениям требует хорошей ус­тойчивости вестибулярной сенсорной системы. Квалифициро­ванные фигуристы, например, без отрицательных соматических и вегетативных реакций могут переносить до 300 вращений на крес­ле Барани. После многократных вращений вокруг вертикальной оси в висе (тест Вертикаль) у этих спортсменов практически от­сутствует так называемое время поиска стабильной позы после опускания на опору. Активные вращения при выполнении специ­альных упражнений в большей мере способствуют повышению вестибулярной устойчивости, чем пассивные вращения на трена­жерах.


Выносливость к гипоксии, характерная, например, для альпини­стов, связана с понижением тканевой чувствительности нервных центров, сердечной и скелетных мышц к недостатку кислорода. Это свойство в значительной мере является врожденным. Лишь несколько спортсменов-альпинистов во всем мире смогли под­няться на высоту более 8 тыс. м (Эверест) без кислородного при­бора.

9.3.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ

Физиологические резервы выносливости включают в себя:

• мощность механизмов обеспечения гомеостаза — адекватная деятельность сердечно-сосудистой системы, повышение кис­лородной емкости крови и емкости ее буферных систем, совер­шенство регуляции водно-солевого обмена выделительной си­стемой и регуляции теплообмена системой терморегуляции, снижение чувствительности тканей к сдвигам гомеостаза;

• тонкая и стабильная нервно-гуморальная регуляция механиз­мов поддержания гомеостаза и адаптация организма к работе в измененной среде (так называемому гомеокинезу).

Развитие выносливости связано с увеличением диапазона физи­ологических резервов и большими возможностями их мобилиза­ции. Особенно важно развивать в процессе тренировки способ­ность к мобилизации функциональных резервов мозга спортсмена в результате произвольного преодоления скрытого утомления. Бо­лее длительное и эффективное выполнение работы связано не столько с удлинением периода устойчивого состояния, сколько с ростом продолжительности периода скрытого утомления. Волевая мобилизация функциональных резервов организма позволяет за счет повышения физиологической стоимости работы сохранять ее рабочие параметры — скорость локомоции, поддержание заданных углов в суставах при статическом напряжении, силу сокращения мышц, сохранение техники движения.

277

9.4. ПОНЯТИЕ О ЛОВКОСТИ И ГИБКОСТИ; МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Ловкость и гибкость относят к числу основных физических качеств. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе при спортив­ной тренировке. Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей. В противоположность этому гибкость нахо­дится под значительным генетическим контролем и требуется тща­тельный отбор и раннее ее развитие в онтогенезе.



Ловкостью считают:

• способность создавать новые двигательные акты и двигатель­ные навыки;

• быстро переключаться с одного движения на другое при изме­нении ситуации;

• выполнять сложнокоординационные движения.

Таким образом, подловкостью, с одной стороны, понимаютопре-деленные творческие способности человека незамедлительно фор­мировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, ас другой стороны, — координационные его возможности.

Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих спо­собностей лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в ве­роятностной среде, предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабиль­ности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами. В процессе тренировки для развития ловкости требуется варьирование различных условий выполнения од­ного и того же двигательного действия, использование дополни­тельной срочной информации о результате движений, формирова­ние навыка быстрого принятия решений в условиях дефицита вре­мени.

Гибкость определяется как способность совершать движения в суставах с большой амшитудой, т. е. суставная подвижность. Она зависит от способности куправлению двигательным аппаратом и его морфофункциональных особенностей (вязкости мышц, эластичнос­ти связочного аппарата, состояния межпозвоночных дисков). Гиб­кость улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она снижается в сонном состоянии и при утомлении. Величина гибкости минимальна утром и достигает максимума к середине дня (12-17 час). Улучшение гибкости происходит, когда во время пред­стартового возбуждения повышается частота сердечных сокраще­ний, нарастает кровоток через мышцы и в результате разминка при­водит к их разогреванию.

278

Различают активную гибкость при произвольных движениях в суставах и пассивную гибкость — при растяжении мышц внеш­ней силой. Пассивная гибкость обычно превышает активную. У женщин связочно-мышечный аппарат обладает большей гибкос­тью по сравнению с мужчинами, им легче осваивать многие слож­ные упражнения на гибкость (например, поперечный шпагат). У лиц зрелого и пожилого возраста раньше всего снижается

гиб­кость позвоночника, но гибкость пальцев и кисти сохраняется дольше всего.


10. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В процессе жизнедеятельности человека формируются различные двигательные умения и навыки, составляющие основу его поведения.

10.1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основу технического мастерства спортсменов составляют двига­тельные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эф­фективность спортивной техники за счет навыка повышается в цик­лических видах спорта на 10-25%, а в ациклических — еще более.

10.1.1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эф­фективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые от­носят к ситуационным видам спорта. В тех же случаях, когда отраба­тываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно в стандартных или стереотипных видах спорта), умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.

Двигательные навыки— это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться безучастия сознания (ав­томатически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

279

10.1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные методы исследования двигательных навыков можно разделить на 2 группы:

1)описывающие внешнюю структуру движе­ний и

2) внутреннюю их структуру.

К первым относятся методы кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия, циклография и пр. Ко вторым — электрофизиологические методы: электроэнце­фалография, электромиография, запись Н — рефлексов и активнос­ти двигательных единиц. Комплексная оценка целостной структуры навыков осуществляется при одновременной регистрации биомеха­нических и физиологических показателей.


10.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В понимание физиологических механизмов двигательных навы­ков особый вклад внесли отечественные физиологи — И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, Н. А.Бернштейн, А. Н. Крестовников, Н. В. Зимкин, В. С. Фарфельидр.

10.2.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ДОМИНАНТА, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Любые навыки — бытовые, профессиональные, спортивные — не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе ин­дивидуального развития. Возникая в результате подражания, услов­ных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осу­ществляются специальной функциональной системой нервных цент-ров(АнохинП. К., 1975).Деятельность этой системы включает сле­дующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формирование моторной программы и образа результата действий; внесение сенсор­ных коррекций в программу, если результат не достигнут.

Комплекс нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагает­ся на различных этажах нервной системы, становясь доминантой, т. е. господствующим очагом в центральной нервной системе. Он подавля­ет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц (УхтомскийА. А., 1923). В результате дви­жения выполняются все более экономно, при включении лишь самых необходимых мышечных групп и лишь в те моменты, которые нуж­ны для его осуществления. Происходитэкономизация энерготрат.

280

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах зак­репляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип (Павлов И. П.; Крестовни-ковА.Н., 1954). Каждыйпредшествующийдвигательныйактвэтой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостно­го упражнения и освобождает сознание человека от мелочного конт­роля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного меха­низма образования двигательных навыков доказывается, в частно­сти, тем, что выработанные навыки во многом угасают при переры­вах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигательные навыки отличаются от классических слюнных услов­ных рефлексов, описанных И. П. Павловым (сенсорных или рефлек­сов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода — оперантные или инструментальные условные рефлексы (Конорский Ю. М., 1970). В них новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, т. е. со­здается новая форма движения или новая комбинация из ранее осво-енныхдействий. Построение новой формы движений на основе име­ющихся элементов Н. В. Зимкин (1975) отнес кявлениям экстрапо­ляции (использования предшествующего опыта).